Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Л. М. Зайцева Биология с основами экологии Методические указания для практических занятий Кинель РИЦ СГСХА 2014 УДК 631.52 (07) ББК 41.31 Р З-17 Зайцева, Л. <...> З-17 Биология с основами экологии : методические указания для практических занятий / Л. М. Зайцева. <...> Методические указания предназначены для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки и направленности 03.03.01 Физиология (уровень подготовки кадров высшей квалификации). <...> Учебное издание содержит теоретический материал, задания, контрольные вопросы, список рекомендованной учебной литературы. <...> © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 © Зайцева Л. М., 2014 2 Предисловие Основная цель преподавания дисциплины «Биология с основами экологии» – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о структурно-функциональных особенностях, размножении, закономерностях развития и взаимоотношениях с окружающей средой основных групп животных в сравнительно-анатомическом, сравнительно-функциональном, филогенетическом и эволюционном аспектах. <...> Задачи дисциплины: сформировать у аспирантов представление о фундаментальных свойствах живых систем, иерархических уровнях организации и функционировании систем; о единстве законов физики, химии и биологии в природе; о многообразии, взаимосвязи и эволюции организмов; принципах классификации и систематики живых систем; об основных законах биологии и экологии; о месте человека в органическом мире, о последствиях деятельности человека в локальных и глобальных масштабах; об экологических законах, правилах и принципах; о принципах организации и функционирования экосистем и биосферы в целом; о мониторинге, о глобальных экологических кризисах и региональных кризисных <...>
Биология_с_основами_экологии_методические_указания_для_практических_занятий.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Л. М. Зайцева
Биология с основами экологии
Методические указания для практических занятий
Кинель
РИЦ СГСХА
2014
Стр.1
УДК 631.52 (07)
ББК 41.31 Р
З-17
Зайцева, Л. М.
З-17 Биология с основами экологии : методические указания для
практических занятий / Л. М. Зайцева. – Кинель : РИЦ
СГСХА, 2014. – 23 с.
Методические указания предназначены для аспирантов, обучающихся
по направлению подготовки 06.06.01 Биологические
науки и направленности 03.03.01 Физиология (уровень подготовки
кадров высшей квалификации). Учебное издание содержит теоретический
материал, задания, контрольные вопросы, список рекомендованной
учебной литературы.
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
© Зайцева Л. М., 2014
2
Стр.2
Предисловие
Основная цель преподавания дисциплины «Биология с основами
экологии» – формирование у аспирантов углубленных профессиональных
знаний о структурно-функциональных особенностях,
размножении, закономерностях развития и взаимоотношениях
с окружающей средой основных групп животных в сравнительно-анатомическом,
сравнительно-функциональном, филогенетическом
и эволюционном аспектах.
Задачи дисциплины: сформировать у аспирантов представление
о фундаментальных свойствах живых систем, иерархических
уровнях организации и функционировании систем; о единстве законов
физики, химии и биологии в природе; о многообразии, взаимосвязи
и эволюции организмов; принципах классификации и
систематики живых систем; об основных законах биологии и экологии;
о месте человека в органическом мире, о последствиях деятельности
человека в локальных и глобальных масштабах; об экологических
законах, правилах и принципах; о принципах организации
и функционирования экосистем и биосферы в целом; о мониторинге,
о глобальных экологических кризисах и региональных
кризисных ситуациях; принципах рационального природопользования
и охраны природы; подготовить аспирантов к применению
полученных знаний при осуществлении конкретного исследования
в области физиологии высшей нервной деятельности.
Дисциплина «Биология с основами экологии» входит в цикл
обязательных дисциплин, дисциплины по выбору аспиранта основной
образовательной программы послевузовского профессионального
образования (аспирантура) по специальности 03.03.01 –
Физиология. Дисциплина осваивается на втором году обучения
аспиранта (второе полугодие).
Курс дисциплины предполагает наличие у аспирантов знаний
по дисциплинам: анатомия животных, цитология, гистология и
эмбриология, ветеринарная генетика, физиология и этология животных,
ветеринарная микробиология и микология, вирусология и
биотехнология, иммунология, ветеринарная радиобиология, паразитология
и инвазионные болезни, эпизоотология и инфекционные
3
Стр.3
болезни, акушерство и гинекология в объеме программы высшего
профессионального образования.
Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного
курса, могут быть использованы при подготовке и написании
диссертации по специальности 03.03.01 – Физиология.
Выпускник, освоивший программу аспирантуры по
направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки и
направленности 03.03.01 Физиология, должен обладать
следующими компетенциями:
способность к критическому анализу и оценке современных
научных достижений, генерированию новых идей при решении
исследовательских и практических задач, в том числе в
междисциплинарных областях;
способность
самостоятельно осуществлять научноисследовательскую
деятельность в соответствующей
профессиональной области с использованием современных
методов исследования и информационно-коммуникационных
технологий;
осознание социальной значимости своей будущей профессии,
обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной
деятельности;
использование основных законов естественнонаучных дисциплин
в профессиональной деятельности.
4
Стр.4
Занятие 1. История биологии, этапы развития
и методы ее исследований
Цель занятия. Ознакомиться с историей развития биологии и методами
её исследований.
Биология – естественная наука. С этих позиций следует рассматривать
этапы развития биологии с древности и до наших дней.
Ознакомьтесь с различными школами биологии, отображенными в
литературных описаниях египтян, вавилонян, индийцев, греков,
римлян и т.д. Обратите внимание на описания биологических знаний
в трудах Аристотеля, Плиния, Галена. Следует почерпнуть
сведения о животных и растениях на Руси, в частности из поучения
Владимира Мономаха (XI в).
В средние века наука также развивалась, хотя господствующей
идеологией была религия. Ознакомьтесь с известными именами
выдающихся ученых, такими как Авиценна, Леонардо
да Винчи, Андреас Везалий, В. Гарвей, Д. Борели.
В XVI-XIX веках большое влияние на развитие биологии
оказали К. Линней, Г. Лейбниц, К. Вольф, К. Бэр и др. ученые.
В 1839 г. Т. Шванн и М. Шлейден озвучивают клеточную теорию
(1810-1882). В 1859 г. Ч. Дарвин публикует «Происхождение видов»,
где была сформулирована теория эволюции. В первой половине
XIX в. Л. Пастер, Р. Кох, И. Мечников положили начало такой
науке как микробиология.
В 1865 г. Г. Мендель (1822-1884) публикует работу «Опыт над
растительными гибридами», где были сформулированы законы
наследственности и обосновано существование генов. В 1858 г.
Р. Вирхов опубликовал книгу «Целлюлярная патология», где впервые
сформулировано положение о связи цитологического процесса
с клетками. Соединив клеточную теорию с патологией, Р. Вирхов
подвел биологию под медицину. В 1944 г. была открыта генетическая
роль ДНК, а 1953 г. выяснена ее структура. В 1961 г. был
расшифрован генетический код. В результате основным методом
изучения молекулярной биологии и генетики стала структура и
функция нуклеиновых кислот и белков.
5
Стр.5