Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Сельскохозяйственные машины
и механизация животноводства»
Кафедра «Сельскохозяйственные машины и
механизация животноводства»
О. М. Парфенов, С. А. Иванайский, С. А. Васильев
Основы расчета
сельскохозяйственных машин
Методические указания
для выполнения курсового проекта
Кинель
РИЦ СГСХА
2015
1
Стр.1
УДК 631.3(07)
ББК 40.72 Р
П-18
Парфенов, О. М.
П-18 Основы расчета сельскохозяйственных машин : методические
указания для выполнения курсового проекта /
О. М. Парфенов, С. А. Иванайский, С. А. Васильев. – Кинель
: РИЦ СГСХА, 2015. – 71 с.
В методических указаниях приводятся необходимые сведения для
выполнения курсового проекта на основе курса лекций по основам расчета
сельскохозяйственных машин; методика выполнения курсового проекта
и варианты заданий. Учебное издание предназначено для студентов,
обучающихся по направлению подготовки «Агроинженерия».
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2015
© Парфенов О. М., Иванайский С. А., Васильев С. А., 2015
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие…………………………………………………...
4
1 Структура пояснительной записки………………………… 5
2 Способы посева, их сравнительная оценка, агротехнические
требования к сеялкам…………………………………… 9
3 Проектирование и технологический расчет сеялки………. 11
4 Организация использования сеялки и посевного агрегата………………………………………………………………..
51
5
Порядок предоставления и защиты курсового проекта….. 58
6 Критерии оценки знаний…………………………………… 59
Рекомендуемая литература…………………………………... 61
Приложения…………………………………………………… 62
3
Стр.3
Предисловие
Методические указания разработаны в соответствии
с требованиями примерной программы дисциплины «Основы расчета
сельскохозяйственных машин» по направлению подготовки
110800 Агроинженерия.
Целью курсового проектирования является закрепление, систематизация
теоретических знаний, развитие навыков расчета,
конструирования и выполнения графических работ студентов очной
и заочной формы обучения. А также помочь студентам, в закреплении
теоретических знаний при решении конкретных инженерных
задач, содействие в плане подготовки высококвалифицированных
специалистов и формирование навыков научноисследовательской
деятельности.
Задачами курсового проекта являются:
систематизация научных знаний, ознакомление со способами
посева зерновых, зернобобовых и крупяных культур, оценка энергоемкости
процесса;
углубление уровня и расширение объема профессионально значимых
знаний, умений и навыков, проведение и анализ технологических
и эксплуатационных параметров проектируемого посевного
агрегата;
формирование умений и навыков самостоятельной организации
научно-исследовательской работы. По заданию спроектировать
рабочие узлы зерновой сеялки, такие как сошниковую группу, высевающий
аппарат, провести кинематическое и динамическое исследование;
овладение
современными методами поиска, обработки и использования
информации.
Выполнение курсового проекта является одной из форм самостоятельной
подготовки студентов, включающее в себя проведение
технологических расчетов с разработкой сошниковой группы и
зерновой сеялки в целом.
4
Стр.4
1 СТРУКТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
В соответствии с «Положением о курсовом проектировании»
(СМК 04-30-2013), принятым в ФГБОУ ВО Самарской ГСХА, курсовой
проект включает следующие структурные элементы:
титульный лист;
задание на выполнение курсового проекта (прил. 1);
реферат;
оглавление;
введение;
основная часть;
выводы и предложения;
список использованной литературы и источников;
приложения.
Объем курсового проекта должен составлять 20-25 страниц
машинописного текста.
Титульный лист является первым листом работы и заполняется
по форме, приведенной в приложении 2.
Реферат – краткое точное изложение содержания документа,
включающего основные фактические сведения и выводы, без дополнительной
интерпретации или критических замечаний автора
реферата.
Реферат должен содержать:
сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц,
приложений, количестве использованной литературы и источников;
перечень
ключевых слов;
текст реферата.
Перечень ключевых слов должен содержать от 5 до 15 слов и
словосочетаний из текста курсового проекта, которые в наибольшей
степени характеризуют его содержание. Ключевые слова приводят
в именительном падеже и пишут прописными буквами в
строку через запятую.
Текст реферата должен отражать:
объект исследования,
цель работы,
метод исследования,
полученные результаты и их новизну,
5
Стр.5
значимость работы. Образец оформления реферата представлен
в приложении 3.
Оглавление курсового проекта включает все выделенные в
тексте заголовки глав и параграфов (разделов и подразделов) с указанием
начальных страниц, включая список литературных источников
и приложения. Наименования разделов, включенные в
оглавление, записывают прописными буквами. Наименования подразделов
записывают строчными буквами, за исключением первой,
прописной (большой).
Слово «Оглавление» записывают в виде заголовка (симметрично
тексту) прописными буквами.
Названия глав и параграфов в содержании словесно должны
быть точной копией названий в тексте.
Введение должно содержать общие сведения о курсовом проекте.
В нем необходимо отразить актуальность рассматриваемой
темы; четко сформулировать цель и задачи проекта; обозначить
предмет и объект исследования.
Задачи курсового проекта формулируются с учетом предусмотренных
в плане вопросов и конкретизируют направления работы
для достижения цели.
Здесь необходимо также указать основные источники информации,
использованные при написании работы, календарный период,
за который проведены исследования.
Рекомендуемый объем 1-2 страницы.
Основная часть курсового проекта состоит из теоретической и
практической части. Объем основной части должен составлять не
менее 70% объема курсового проекта.
Основная часть должна состоять из нескольких глав, как правило,
не менее трех, а внутри глав могут быть рассмотрены несколько
самостоятельных вопросов, которые обособлены отдельными
параграфами.
Пояснительная записка должна содержать разделы следующего
объема:
1 Способы посева, их сравнительная оценка, агротехнические
сведения к сеялкам……………………………………… 2 стр.
2 Проектирование и технологический расчет сеялки………
2.1 Определение усилия на штоке гидроцилиндра при переводе
рабочих органов сеялки (посевного агрегата)
из рабочего положения в транспортное……………………. 4 стр.
6
Стр.6
2.2. Теоретические расчеты сошников………………………
2.2.1 Расчет устойчивости хода сошников сеялки по глубине
(для сеялки СЗ)…………………………………………. 4 стр.
2.2.2 Расчет тягового сопротивления сошников (для посевного
агрегата АУП)…………………………………………... 3 стр.
2.3 Кинематическое исследование…………………………... 6 стр.
2.4 Динамическое исследование…………………………….. 5 стр.
2.5 Определение рабочей длины катушки высевающего
аппарата для заданной нормы высева…………………….. 2 стр.
2.6 Технологический расчет сеялки (посевного агрегата).. 2 стр.
3 Организация использования сеялки (посевного агрегата) 2 стр.
3.1 Проверка технического состояния зерновой сеялки
(комбинированного посевного агрегата)…………………… 2 стр.
3.2 Основные регулировки зерновой сеялки посевного
агрегата……………………………………………………….. 2 стр.
4 Контроль качества посева…………………………………. 1 стр.
Выводы и предложения. В этом разделе необходимо привести
техническую характеристику проектируемой сеялки или посевного
агрегата, которая включает:
- состав агрегата (трактор + сеялка);
- ширина захвата, м;
- рабочая скорость, км/ч;
- производительность в час чистой работы, га;
- ширина междурядий, мм;
- число высевающих аппаратов или сошников, шт.;
- глубина заделки семян, мм;
- масса, кг.
Привести необходимые выводы и предложения по каждому
разделу курсового проекта.
Выводы и предложения выполняют роль концовки, обусловленной
логикой проведения исследования, которая представляет
последовательное, логически стройное изложение полученных
итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами,
поставленными и сформулированными во введении. Заключительная
часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки
проделанной работы. Объем не должен превышать 1-3 страниц.
На последней странице выводов и предложений ставится дата
завершения работы и личная подпись студента.
7
Стр.7