ГРАНИ самого журнала, вскоре сменившегося «Отечественными записками») в годину правительственного «террора», нельзя не подумать о том, что случилось через сто лет, в шестидесятые годы нынешнего века, с другим лучшим журналом России — «Новым миром», с его редактором Твардовским (Некрасовым нашего времени) и некоторыми сотрудниками. <...> Да, времена меняются, и необычайно поучительно сравнить обе эти судьбы, чтобы и на этом примере уразуметь, что случилось с обществом и литературой. <...> Нетрудно представить себе, что произошло бы с Некрасовым и его журналом, скажем, в сталинские времена, ежели сделать такое фантастическое допущение, что подобный журнал вообще существовал бы в новой «каракозовской» ситуации. <...> А что произошло с «советским Некрасовым» и его журналом после Сталина и Берия, в достаточно мирные, «либеральные» времена, мы знаем: редактор, устав напрасно бороться, преждевременно умер, а журнал его, хоть и не закрыли, фактически умер вместе с ним. <...> Об этой и о многих других «параллелях» размышляешь, рассматривая мастерски нарисованный покойным писателем портрет эпохи и человека — портрет без ретуши. <...> ПО СУТИ ДЕЛА Передо мною сборник радиобесед Виктора Франка, лучшего комментатора радиостанции «Свобода» в ее лучшие годы (1967—1972), когда стремление к разрядке международной напряженности уже стимулировало внимательное отношение к советской жизни, не требуя еще примиренчества к советской власти. <...> И не эти беседы характерны для Виктора Франка. <...> 279 ГРАНИ тации, его творчество было устремлено к тому, что извечно стоит за политикой, к тому, что хочется назвать «метаполитическим». <...> Вот цитата из его беседы об Анне Ахматовой: «.когда пройдут десятилетия, когда и Сталин и Хрущев, и Брежнев превратятся в предметы отдельных глав скучных школьных учебников, люди будут говорить о первой половине нашего века как о серебряном веке русской поэзии. <...> Будут говорить о Сталине как о человеке, погубившем Мандельштама <...>