Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» И.В. Демидов ЛОГИКА (кредитно-модульный курс) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Москва 2012 УДК 339.543 ББК 87.4 Д30 Допущено учебно-методическим советом Академии в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 030900.62 «Юриспруденция» и 080200.62 «Менеджмент» Рецензенты: Г.И. ДЕМИН, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Московского гуманитарно-экономического института, доктор философских наук, профессор; Л.В. ВАЖЕНИН, профессор кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент Демидов И.В. <...> Главная дидактическая цель издания состоит в том, чтобы вооружить будущих бакалавров теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации. <...> Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. <...> Абстрактное мышление – это процесс рационального1 Основным типом мышления является понятийное (или отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике. <...> Как считают специалисты, предпринимательство – это не род занятий, а склад ума и свойство характера. <...> Это и есть логическая форма приведенных суждений. <...> Причем слово «некоторые» показывает, что признак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. <...> При этом следует иметь в виду, что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание. <...> Рассматривая истинность мышления, формальная (двузначная) логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. <...> А ложность – свойство мышления искажать <...>
Логика_(кредитно-модульный_курс).pdf
УДК 339.543
ББК 87.4
Д30
Допущено учебно-методическим советом Академии
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям
подготовки 030900.62 «Юриспруденция» и 080200.62 «Менеджмент»
Рецензенты:
Г.И. ДЕМИН, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных
дисциплин Московского гуманитарно-экономического института, доктор
философских наук, профессор;
Л.В. ВАЖЕНИН, профессор кафедры гражданского права Российской таможенной
академии, кандидат философских наук, доцент
Демидов И.В. Логика (кредитно-модульный курс): учебное пособие /
И.В. Демидов. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 216 с.
ISBN 978-5-9590-0327-2
Учебное пособие подготовлено в рамках реализации инновационных образовательных
программ и адаптировано к кредитно-модульной системе
преподавания логики, балльно-рейтинговой системе текущего и промежуточного
контроля знаний студентов.
Главная дидактическая цель издания состоит в том, чтобы вооружить будущих
бакалавров теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления,
формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах
теории аргументации. Работа включает все основные разделы курса
классической логики, определяемые требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Предназначено
для студентов первого курса, обучающихся по направлениям
подготовки 030900.62 «Юриспруденция» и 080200.62 «Менеджмент»
(квалификация: бакалавр), а также может быть использовано аспирантами,
преподавателями и научными работниками Российской таможенной
академии.
© Демидов И.В., 2012
© Российская таможенная академия, 2012
Стр.3
Содержание
Введение ................................................................................................................3
Модуль 1. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА КАК НАУКА................................................6
1.1. Объект и предмет логики ..............................................................................6
Вопросы для самоконтроля ......................................................................... 21
1.2. История логики ........................................................................................... 21
Вопросы для самоконтроля ......................................................................... 31
1.3. Значение логики .......................................................................................... 32
Вопросы для самоконтроля ......................................................................... 37
Модуль 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ................................................ 38
2.1. Понятие ........................................................................................................ 38
Вопросы для самоконтроля ......................................................................... 63
2.2. Суждение ..................................................................................................... 64
Вопросы для самоконтроля ......................................................................... 81
2.3. Логика вопросов и ответов .......................................................................... 82
Вопросы для самоконтроля ......................................................................... 95
2.4. Дедуктивное умозаключение ...................................................................... 96
Вопросы для самоконтроля ....................................................................... 119
2.5. Индуктивное умозаключение ................................................................... 120
Вопросы для самоконтроля ....................................................................... 129
2.6. Умозаключение по аналогии ..................................................................... 130
Вопросы для самоконтроля ....................................................................... 137
Модуль 3. ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ .................................................................... 138
3.1. Основные формально-логические законы ............................................... 138
Вопросы для самоконтроля ....................................................................... 154
213
Стр.214
3.2. Соотношение законов формальной логики
и логики диалектической ......................................................................... 154
Вопросы для самоконтроля ....................................................................... 164
Модуль 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ .............................. 165
4.1. Гипотеза ...................................................................................................... 165
Вопросы для самоконтроля ....................................................................... 179
4.2. Доказательство .......................................................................................... 179
Вопросы для самоконтроля ....................................................................... 202
Заключение ........................................................................................................... 203
Словарь основных логических терминов ............................................................. 204
Список использованных источников................................................................... 212
214
Стр.215