Б.И. Каверин, А.Т. Климович, В.В. Дибижев, М.Н. Ищук, И.В. Демидов, С.Ю. Ручкин, А.И. Федорищенко ФИЛОСОФИЯ (АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Б.И. Каверин, А.Т. Климович, В.В. Дибижев, М.Н. Ищук, И.В. Демидов, С.Ю. Ручкин, А.И. Федорищенко ФИЛОСОФИЯ (АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ) Учебное пособие Москва 2011 УДК 339.543 ББК 87 К12 Допущено учебно-методическим советом Российской таможенной академии в качестве учебного пособия для бакалавров и аспирантов Рецензенты: А.Н. СКАЛЕПОВ, профессор кафедры международных отношений Военной академии МО РФ, доктор философских наук, профессор; Л.В. ВАЖЕНИН, профессор кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат философских наук Каверин Б.И. <...> Рассмотрение содержания тем и вопросов дополнено учебно-методическим приложением, включающим структурно-логические схемы, рекомендуемую литературу, вопросы для самоконтроля, классические философские тексты, упражнения для закрепления знаний и тестовые задания. <...> © Каверин Б.И., Климович А.Т., Дибижев В.В., Ищук М.Н., Демидов И.В., Ручкин С.Ю., Федорищенко А.И., 2011 © Российская таможенная академия, 2011 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ . <...> Философия как форма знания и тип мировоззрения . <...> 29 Учебно-методическое и информационное обеспечение изучения темы . <...> 97 Учебно-методическое и информационное обеспечение изучения темы . <...> 173 Учебно-методическое и информационное обеспечение изучения темы . <...> 236 Учебно-методическое и информационное обеспечение изучения темы . <...> 5 Раздел I МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Из человеческих искусств, писал один из крупнейших мыслителей средневекового Востока Аль-Кинди, самым возвышенным и благородным является искусство философии, которое определяется как познание истинной природы вещей в меру человеческих способностей1 . <...> Возникали различные идеи, суждения, которые постепенно <...>
Философия_(актуальные_проблемы).pdf
УДК 339.543
ББК 87
К12
Допущено
учебно-методическим советом Российской таможенной академии
в качестве учебного пособия для бакалавров и аспирантов
Рецензенты:
А.Н. СКАЛЕПОВ, профессор кафедры международных отношений Военной академии
МО РФ, доктор философских наук, профессор;
Л.В. ВАЖЕНИН, профессор кафедры гражданского права Российской таможенной
академии, кандидат философских наук
Каверин Б.И. Философия (актуальные проблемы): учебное пособие /
Б.И. Каверин, А.Т. Климович, В.В. Дибижев, М.Н. Ищук, И.В. Демидов,
С.Ю. Ручкин, А.И. Федорищенко. М.: Изд-во Российской таможенной академии,
2011. 292 с.
ISBN 978-5-9590-0292-3
В учебном пособии раскрываются предназначение, смысл и функции философии,
ее исторические типы и тенденции современного развития; анализируются
основные положения и понятия философского знания; освещаются наиболее важные
и актуальные проблемы. Рассмотрение содержания тем и вопросов дополнено
учебно-методическим приложением, включающим структурно-логические схемы,
рекомендуемую литературу, вопросы для самоконтроля, классические философские
тексты, упражнения для закрепления знаний и тестовые задания.
Предназначено для студентов и аспирантов Российской таможенной академии.
© Каверин Б.И., Климович А.Т.,
Дибижев В.В., Ищук М.Н., Демидов И.В.,
Ручкин С.Ю., Федорищенко А.И., 2011
© Российская таможенная академия, 2011
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ...........................................................................................................5
Раздел I
МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
1. Философия как форма знания и тип мировоззрения ...........................................6
2. Предмет, структура и функции современной философии ................................10
Вопросы для самоконтроля..................................................................................13
Классические философские тексты ....................................................................14
Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала ...........26
Тестовые задания ..................................................................................................29
Учебно-методическое и информационное обеспечение изучения темы .........30
Раздел II
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
1. Становление философии ......................................................................................33
2. Философия Средневековья и Возрождения .......................................................38
3. Философия Нового времени ................................................................................46
4 Этапы и содержание отечественной философии ...............................................58
5. Современная философия ......................................................................................65
Вопросы для самоконтроля..................................................................................78
Классические философские тексты ....................................................................79
Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала ...........94
Тестовые задания ..................................................................................................97
Учебно-методическое и информационное обеспечение изучения темы .......104
Раздел III
ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Бытие, его структура, формы и способы существования ...............................106
2. Материя и сознание как предельные основы бытия .......................................116
3
Стр.4
3. Развитие бытия. Современные концепции развития .......................................125
4. Картина мира и мировоззрение человека .........................................................126
5. Философская теория познания ..........................................................................137
6. Наука и научное познание ..................................................................................149
Вопросы для самоконтроля................................................................................159
Классические философские тексты ..................................................................161
Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала .........170
Тестовые задания ................................................................................................173
Учебно-методическое и информационное обеспечение изучения темы .......178
Раздел IV
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
1. Определение общества. Общество как система ..............................................179
2. Диалектика общественной жизни .....................................................................188
3. Формационное, культурологическое
и цивилизационное развитие общества ............................................................198
4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности .....................208
Вопросы для самоконтроля................................................................................219
Классические философские тексты ..................................................................220
Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала .........233
Тестовые задания ................................................................................................236
Учебно-методическое и информационное обеспечение изучения темы .......238
Раздел V
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
1. Человек в мире природы ....................................................................................239
2. Человек и личность.............................................................................................243
3. Личность и общество. Человек в мире культуры ............................................246
4. Смысл человеческого бытия ..............................................................................253
5. Статус личности в обществе ..............................................................................259
Вопросы для самоконтроля................................................................................263
Классические философские тексты ..................................................................264
Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала .........273
Тестовые задания ................................................................................................276
Учебно-методическое и информационное обеспечение изучения темы .......277
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................279
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ ........................................281
4
Стр.5