Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2015 – № 5
Ярославль
2015
Стр.1
УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
РИО ЯГПУ, 2015. – № 5. – 395 с. – ISSN 1813–145Х.
2015, № 5. – 500 экз.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, ректор Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор, первый проректор Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор
искусствоведения, профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского,
заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); М. И. Рожков, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник
Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор
Университета Стиллуотера, Оклахома, США; А. В. Азов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по
правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических
технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери
колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье,
Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского
университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского
государственного университета им. Н. П. Огарева, заслуженный деятель науки РФ; М. В. Груздев, доктор педагогических наук, профессор,
заместитель директора департамента Ярославской области (зам. главного редактора); В. З. Демьянков, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского
государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета,
Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль; И. А. Иродова,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и информационных технологий Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры
Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»;
З. Крушевский, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; Н. Н. Летина, доктор культурологии, доцент кафедры
культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; О. В. Лукин, доктор филологических наук,
доцент, заведующий кафедрой теории языка и немецкого языка Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена,
директор Института психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей
и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор
педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; А. Б. Пермиловская,
доктор культурологии, главный научный сотрудник Института экологических проблем Севера УрО РАН; Ю. П. Поваренков, доктор
психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им.
С. А. Герасимова, заслуженный деятель искусств РФ; Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО,
декан факультета педагогического образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор
педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа,
теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит,
профессор Университета Ланкастера, Великобритания; А. Б. Соколов, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая
кафедрой культурологи и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор
исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов,
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, членкорреспондент
РАН; Т. В. Юрьева, доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского, А. В. Ястребов, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа, теории и
методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные
научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
Адреса в интернете: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
(Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ПИ № 77–15549 от 26 мая 2003 г.
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
© ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2015
© Авторы статей, 2015
Стр.2
FOUNDING PARTIES:
FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. Yaroslavl: RIO YSPU,
2015. – № 5. – 395 p. – ISSN 1813–145X.
2015, № 5. – 500 pcs.
THE EDITORIAL BOARD
V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief);
M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Professor, First Vice Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured
Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of
Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured
Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; A. V. Azov, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in the Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences,
Professor, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; T. Beyer, Professor
of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics and
Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University of
Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University;
N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after
N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice Director of the Department of
the Yaroslavl Region (Deputy Chief Editor); V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics of
the Russian Academy of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector
of the Institute of Education Development, Yaroslavl; I. A. Irodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physics and Information Technologies
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the
History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»;
Z. Krushevsky, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; N. N. Liotina, Doctor of Culturology, Associate Professor of the Culturology Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; O. V. Lukin, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor, Head of
the Theory of Language and German Language Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Ju. LuchenetskayaBurdina,
Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Russian Literature Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology, Germany;
V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Ways of Training Philological Disciplines Department of
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany; A. B. Permilovskaya,
Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the Institute of Ecological Problems of the North of the Russian Academy of Sciences;
Ju. P. Povarionkov, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after
S. A. Gerasimov, Honoured Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov;
A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and
Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University,
Great Britain; A. B. Sokolov, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Culturology and Museology Department of Uliyanovsk State Pedagogical University
named after I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State University named after
P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute of Art Criticism, Moscow;
A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian Academy
of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; T. V. Jurieva, Doctor of Culturology, Professor of the Journalism Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Yastrebov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Mathematical Analysis,
Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky.
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of
theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Internet address: http://yspu.org/; http://vestnik.yspu.org/
The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press,
Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media)
PI № 77-15549 dated from May 26, 2003.
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
© FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2015
© Authors of articles, 2015
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 5–2015
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Груздев М. В., Золотарева А. В. Модель формирования образовательного комплекса региона___________________________8
Ходусов А. Н., Антопольская Т. А. Методологические основы организации
и развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства ________ 14
Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Дидактические требования к информационно-образовательной среде и ее компонентам _ 19
Скворцова М. А. Философские и социально-педагогические аспекты создания ситуаций успеха
в образовательной среде младшего школьника ______________________________________________________________ 25
Белкина В. В. Воспитание демократической культуры школьников в учебном процессе _______________________________ 29
Золотарева А. В., Чешуина Е. И. Компетентностный подход
в реализации гражданско-патриотического воспитания школьников ____________________________________________ 35
Мельникова И. И. Духовно-нравственное воспитание – процесс сопровождения нравственного самоопределения личности_ 42
Серякова С. Б., Шмагина Ю. Д. Факторы кризиса середины жизни у педагогов дополнительного образования ___________ 46
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Орехова Ю. М. Требования к уровню социокультурной подготовки обучающихся 7–9 классов согласно новым ФГОС ООО 50
Макеева С. Г., Шуткина И. В. Формирование языковой компетенции младших школьников
в условиях реализации образовательных стандартов _________________________________________________________ 55
Борисенко И. В. Коммуникативный аспект обучения правописанию младших школьников ____________________________ 60
Мартынова Е. Н. Развитие интереса к чтению книг у детей в процессе обучения ____________________________________ 66
Мельникова Е. М., Гапонова Ж. К., Каменская Т. Г. Работа с филологически одаренными детьми
в летнем образовательном лагере _________________________________________________________________________ 72
Иванов Н. Н., Казеева О. С. Поисковые задания в системе работы с художественным текстом
(на материале изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» в 9 классе) _______________________________________ 76
Павлова М. А., Шабанова М. В. Сократовский диалог как метод исследовательского обучения экспериментальной
математике на занятиях кружка __________________________________________________________________________ 80
Леонов А. Г., Первин Ю. А. Качественные оценки эффективности методики обучения элементам информатики
в пропедевтическом школьном курсе ______________________________________________________________________ 86
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Байбородова Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников ______ 93
Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю., Доссэ Т. Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся:
возможности и перспективы ____________________________________________________________________________ 100
Юрьева Т. В. Проблема кросс-культурных коммуникаций
в аспекте практико-ориентированных педагогических технологий ____________________________________________ 104
Хамов Г. Г., Тимофеева Л. Н. Формирование мотивационно-ценностного компонента
математической подготовки будущего учителя ____________________________________________________________ 108
Фирстов В. Е., Кулемина Ю. В. Пифагорейская концепция гармонии
в процессе обучения математике студентов-гуманитариев ___________________________________________________ 113
Богун В. В. Повышение мотивации студентов к изучению алгебраических уравнений
на основе наглядного моделирования ____________________________________________________________________ 122
Дворяткина С. Н. Технология фрактального представления учебных элементов
при вариативном структурировании содержания обучения математике в вузе ___________________________________ 128
Заводчикова Н. И., Плясунова У. В. Особенности методики обучения информатике
с использованием дистанционной среды MOODLE _________________________________________________________ 134
ПСИХОЛОГИЯ
Белкина В. Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника ___________________________________ 139
4
Стр.4
Батыршина А. Р., Мазилов В. А. Историко-психологический анализ понятия воли
(по материалам русских учебников психологии конца XVIII – начала XX в.) ____________________________________ 144
Батыршина А. Р. Взгляды отечественных психиатров на волевую регуляцию личности _____________________________ 152
Мазилов В. А. Профессор В. С. Филатов как основатель ярославской психологической школы ________________________ 159
Слепко Ю. Н. Содержание целей учебной деятельности студентов в период обучения в вузе __________________________ 172
Кашапов М. М., Огородова Т. В., Токарева В. Б. Взаимосвязь локуса контроля с компонентами личности спортсмена ____ 178
Жедунова Л. Г., Посысоев Н. Н. Семья с больным ребенком: содержание психологической помощи ___________________ 184
Мигунова Е. А., Жедунова Л. Г. Когнитивно-личностные детерминанты переживания состояния зависимости ___________ 189
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Астафьева О. Н., Аванесова О. Г. Культурная политика и национальная культура:
перспективы стратегического вектора современной России __________________________________________________ 193
Злотникова Т. С. Творец и массовая культура в аспекте двойственности и многозначности взаимодействий ____________ 202
Ерохина Т. И. Пограничность бытия личности русского символиста ______________________________________________ 208
Лученецкая-Бурдина И. Ю. Теория искусства Л. Н. Толстого и литературные опыты писателя ________________________ 214
Малыгина И. В. Методологические дискурсы этнокультурной идентичности: ресурс взаимодополнительности __________ 219
Тихонова А. Ю. Возможности взаимопритяжения и взаиморазвития творческой личности и региональной культуры ______ 225
Бурлина Е. Я., Иливицкая Л. Г. Хронотопия города в аспектах теории и практической диагностики ___________________ 230
Ваняшова М. Г. Мифопоэтические и интертекстуальные смыслы стихотворения Анны Ахматовой «Надпись на портрете» 235
Глазкова Т. В. Дискурс-анализ как метод изучения художественной культуры ______________________________________ 243
Степанов В. Н. Концептосфера силы («Kraft») в «Критике способности суждения» Иммануила Канта _________________ 247
Шапинская Е. Н. Музыка как фактор формирования эстетических вкусов
и этических ценностей в молодежных субкультурах ________________________________________________________ 253
Иванов Д. И. Оригинальный логотип рок-группы как центральный элемент
имиджевой подсистемы синтетической языковой личности __________________________________________________ 261
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. «Ученое сословие» в университетском законодательстве 20–60-х гг. XIX в. ____________ 265
Пефтиев В. И. П. В. Анненков как социальный аналитик в Парижской трилогии (40-е гг. XIX в.) _____________________ 275
Александрова М. В. Имперский замысел в городском пространстве провинции _____________________________________ 280
Григорьев А. В. Григорий Андреевич Петражицкий и его дом на Театральной площади ______________________________ 286
Докучаева Ю. И. Фронтовой быт как источник формирования черт ментальности
комбатанта русско-японской войны 1904–1905 гг. __________________________________________________________ 292
Дидковская Н. А., Быков К. А. Провинциальный город Вологда 1918 г.
в восприятии иностранного журналиста Артура Рэнсома ____________________________________________________ 297
Личак Н. А. Создание музейной системы во Владимирской губернии в начале 1920-х гг. _____________________________ 302
Осьмачко С. Г. Культура военной мысли в СССР (1920–1930-е гг.) _______________________________________________ 306
Чжан Цзяньхуа(张建华) Общественная жизнь русской эмиграции в Пекине в 20-е гг. XX в. _______________________ 315
Литвинова О. Н. Субкультура партизанского движения на Брянщине в годы Великой Отечественной войны ____________ 321
Еремин А. В. Празднование 700-летия Сергия Радонежского в контексте массовой культуры _________________________ 327
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Воронцова Е. А. «Российская музейная энциклопедия» и энциклопедия «Литературные музеи России»:
сопоставительный анализ концепций _____________________________________________________________________ 331
Добрецова С. А. Пограничность художественного образования
и эстетического воспитания в системе высшего образования _________________________________________________ 337
Якушева Л. А. Драматургия дачной жизни в реальности и художественном произведении ____________________________ 342
Зубанова Л. Б., Точилкина А. С. Художественная культура региона:
опыт социологического мониторинга на Южном Урале _____________________________________________________ 348
Кузовенкова Ю. А., Наумова О. С. «Фестивальное пространство» современного города,
его локальные формы и глобальные стратегии _____________________________________________________________ 354
Лукьянчикова Н. В. Возвращение сочинения: проблемы и решения _______________________________________________ 362
Малеина Е. А. Культурология медиапространства (интеграция традиционных СМИ и интернета)______________________ 366
Марчук М. И. Молодежь как субъект и объект социокультурного исследования ____________________________________ 372
Шуб М. Л. Классика в пространстве современной культуры: специфика восприятия и формы актуализации _____________ 378
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ _________________________________________________________________________________ 383
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей ___________________________________________________________________ 394
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 5–2015
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Gruzdev M. V., Zolotariova A. V. A Model of Formation of the Regional Educational Complex ______________________________8
Khodusov A. N., Antopolskaya T. A. Methodological Bases of Students' Vocational Guidance Organization and Development
in the Course of Network Social Partnership __________________________________________________________________ 14
Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Didactic Requirements for Information and Educational Environment and Its Components ____ 19
Skvortsova M. A. Philosophical and Socio-Pedagogical Aspects of Creating Situations of Success
in the Educational Environment of Younger Pupils _____________________________________________________________ 25
Belkina V. V. Formation of School Students’ Democratic Culture in the Educational Process _______________________________ 29
Zolotariova A. V., Cheshuina E. I. A Competence-Based Approach
in Realization of Schoolchildrens’ Civil and Patriotic Education __________________________________________________ 35
Melnikova I. I. Spiritual and Moral Education as a Process of the Personality’s Moral Self-Determination _____________________ 42
Seryakova S. B., Shmagina Ju. D. Factors of the Midlife Crisis Affecting Further Education Teachers ________________________ 46
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Orekhova Ju. M. Sociocultural Knowledge and Skills of Schoolchildren in 7 to 9 Grades of the Secondary School ______________ 50
Makeeva S. G., Shutkina I. V. Formation of Younger Schoolchildren’s Language Competence
in Conditions of Educational Standards Implementation _________________________________________________________ 55
Borisenko I. V. A Communicative Aspect of Training Younger Schoolchildren in Spelling _________________________________ 60
Martynova E. N. Development of Children’s Interest in Reading Books in the Course of Training ___________________________ 66
Melnikova E. M., Gaponova Zh. K., Kamenskaya T. G. Work with Philologically Gifted Children
in the Summer Educational Camp __________________________________________________________________________ 72
Ivanov N. N., Kazeeva O. S. Search Tasks in the System of Work with the Art Text
(on the material of studying the poem by N. V. Gogol «Dead Souls» in the 9th form) __________________________________ 76
Pavlova М. A., Shabanova M. V. The Socratic Dialogue as a Method of Research Training
in Experimental Mathematics at Hobby Group Classes __________________________________________________________ 80
Leonov A. G., Pervin Ju. A. Qualitative Assessments of Efficiency
of the Technique to Train Informatics Elements in the Propaedeutic School Course ____________________________________ 86
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Baiborodova L. V. Conceptual Bases and Models of Schoolchildren’s Preprofessional Pedagogical Training ___________________ 93
Koryakovtseva O. A., Tarkhanova I. Ju., Dosse T. G. Tutor’s Support of Grown up Students: Opportunities and Prospects _______ 100
Yurieva T. V. Problem of Cross-Cultural Communications in the Aspect of Practice-Oriented Pedagogical Technologies _________ 104
Khamov G. G., Timofeeva L. N. Formation of the Motivational-Value Component of Mathematical Training of Future Teachers __ 108
Firstov V. E., Kulemina Yu. V. Pythagorean Conception of Harmony in the Process
of Mathematical Teaching of Students of Humanity Directions __________________________________________________ 113
Bogun V. V. Increase of Students’ Motivation to Study Algebraic Equations Based on Visual Modeling ______________________ 122
Dvoryatkina S. N. The technology of fractal representation of educational elements
in the variability of structuring of the math training content in high school __________________________________________ 128
Zavodchikova N. I., Plyasunova U. V. Features of a Way of Training Informatics
with the Use of Remote Environment MOODLE _____________________________________________________________ 134
PSYCHOLOGY
Belkina V. N. Some Psychological Aspects of the Preschool Child’s Socialization _______________________________________ 139
Batyrshina A. R., Mazilov V. A. The Historical and Psychological Analysis of the Concept of Volition
(on the materials of Russian textbooks on Psychology in the late 18th – early 20th centuries) ____________________________ 144
Batyrshina A. R. Views of Russian Psychiatrists on the Personality’s Volitional Regulation _______________________________ 152
Mazilov V. A. Professor V. S. Filatov as a Founder of Yaroslavl Psychological School ____________________________________ 159
6
Стр.6
Slepko Yu. N. Contents of Students’ Educational Activity during Studying in University __________________________________ 172
Kashapov M. M., Ogorodova T. V., Tokareva V. B. Interrelation of Control Locus with Components
of the Sportsman’s Personality ____________________________________________________________________________ 178
Zhedunova L. G., Posysoev N. N. Family with a Sick Child: Content of Psychological Support _____________________________ 184
Migunova E. A., Zhedunova L. G. Cognitive and Personal Determinants of Experiencing the State of Dependence _____________ 189
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Astafieva O. N., Avanesova O. G. Cultural Policy and National Culture: Prospects of the Modern Russian Strategic Vector _______ 193
Zlotnikova T. S. A Creator and Mass Culture in the Aspect of Duality and Multiplicity of Interactions _______________________ 202
Erokhina T. I. Frontier of Life of the Russian Symbolist’s Identity ___________________________________________________ 208
Luchenetskaya-Burdina I. Ju. L. N. Tolstoy’s Art Theory and the Writer’s Literary Attempts _____________________________ 214
Malygina I. V. Methodological Discourses of Ethnocultural Identity: Complementarity Resource ___________________________ 219
Tikhonova A. Yu. Capabilities of Mutual Attraction and Development of the Creative Personality and Regional Culture _________ 225
Burlina E. Ya., Ilivitskaya L. G. Chronotopia of the City in Aspects of the Theory and Practical Diagnostics __________________ 230
Vanyashova M. G. Mythopoetic and Intertextual Meanings of the Poem by Anna Akhmatova «An Inscription on a Portrait» ______ 235
Glazkova T. V. Discourse Analysis as a Method of Studying the Phenomenon of Art Culture_______________________________ 243
Stepanov V. N. The Conceptual Net with the Core-Concept «Kraft» in «Kritik der Urteilskraft» by Immanuel Kant _____________ 247
Shapinskaya E. N. The Role of Music in Forming Aesthetic Tastes and Moral Values in Youth Subcultures __________________ 253
Ivanov D. I. An Original Rock Group Logo as a Central Element of the Image Subsystem of the Synthetic Lingual Personality ____ 261
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Novikov M. V., Perfilova T. B. «The Scientific Estate» in the University Legislation of the 20–60-s in the XIX century __________ 265
Peftiev V. I. P. V. P. V. Annenkov as a Social Analyst in the Parisian Trilogy___________________________________________ 275
Aleksandrova M. V. Imperial Plan in City Space of the Province _____________________________________________________ 280
Grigoriev A. V. Grigory Andreevich Petrazhitsky and His House in Theatre Square ______________________________________ 286
Dokuchaeva Ju. I. Frontline Life and Its Influence on the Combatants’ Mentality during the Russo-Japanese War ______________ 292
Didkovskaya N. А., Bykov K. А. Provincial Town Vologda of 1918 in Foreign Journalist Arthur Ransome’s Perception__________ 297
Lichak N. A. The Museum System Creation in the Vladimir Province in the early 1920-s _________________________________ 302
Osmachko S. G. Culture of the Military Thought in the USSR (1920–1930-s) __________________________________________ 306
Chzhan Tszyankhua Public Life of the Russian Emigration in Beijing in the 20-s of the XX century ________________________ 315
Litvinova O. N. The Subculture of the Partisan Movement in the Occupied Territories
of the Bryansk Region during the Great Patriotic War __________________________________________________________ 321
Eriomin A. V. Celebration of the 700-th Anniversary of Sergius of Radonezh in the Context of Mass Culture __________________ 327
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Vorontsova E. A. «The Russian Museum Encyclopedia» and the Encyclopedia «Literary Museums of Russia»:
a Comparative Analysis of Concepts _______________________________________________________________________ 331
Dobretsova S. A. Frontier of Art Studies and Aesthetic Education in the System of Higher School___________________________ 337
Yakusheva L. A. Dramaturgy of Country Life in Reality and Artwork _________________________________________________ 342
Zubanova L. B., Tochilkina A. S. Art Culture of the Region: Experience of Sociological Monitoring in the Southern Urals _______ 348
Kuzovenkova Ju. A., Naumova O. S. «Festival Space»: Local Forms and Global Strategies of a Contemporary City ____________ 354
Lukiyanchikova N. V. Return of the Composition: Problems and Solutions ____________________________________________ 362
Maleina E. A. Culturology of Media Space (Integration of Traditional Mass Media and the Internet) ________________________ 366
Marchuk M. I. The Youth as a Subject and Object of the Sociocultural Research ________________________________________ 372
Shub M. L. Classics in the Modern Culture Space: Perception Specificity and Forms of Updating ___________________________ 378
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS _____________________________________________________________________ 389
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
and Requirements to Typography of Manuscripts ____________________________________________________________ 395
7
Стр.7