Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт информационных и библиотечных технологий Уровень подготовки кадров высшей квалификации: аспирантура БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ И КНИГОВЕДЕНИЕ Рабочая программа дисциплины (кандидатского экзамена) Направление подготовки: 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» Научная специальность: 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» Отрасль науки: 05.00.00 «Технические науки» Квалификация выпускника: «Исследователь. <...> Преподаватель-исследователь» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2015 1 Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 903 от 30.07.2014 г., программой-минимум кандидатского экзамена по научной специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г. Составители: кандидат педагогических наук, доцент О. И. Алдохина; кандидат педагогических наук, доцент Г. М. Брагина; доктор педагогических наук, профессор Н. И. Гендина; кандидат педагогических наук, доцент А. Г. Гук; кандидат педагогических наук, профессор Н. И. Колкова; кандидат педагогических наук, профессор О. Н. Морева; доктор педагогических наук, профессор И. С. Пилко; кандидат исторических наук, доцент Е. Ф. Сергеева; кандидат педагогических наук, доцент Г. И. Сбитнева; кандидат педагогических наук, доцент И. Л. Скипор; кандидат педагогических наук, доцент Л. Г. Тараненко. <...> В вопросах к кандидатскому экзамену нашли отражение базовая концепция института информационных и библиотечных технологий – технологический подход <...>
Библиотековедение,_библиографоведение_и_книговедение_рабочая_программа_дисциплины_(кандидатского_экзамена).pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Институт информационных и библиотечных технологий
Уровень подготовки кадров высшей квалификации:
аспирантура
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ
И КНИГОВЕДЕНИЕ
Рабочая программа дисциплины (кандидатского экзамена)
Направление подготовки:
45.06.01 «Языкознание и литературоведение»
Научная специальность:
05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение
и книговедение»
Отрасль науки:
05.00.00 «Технические науки»
Квалификация выпускника:
«Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Форма обучения:
очная, заочная
Кемерово 2015
1
Стр.1
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования по подготовке
кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению подготовки
45.06.01 «Языкознание и литературоведение», утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 903
от 30.07.2014 г., программой-минимум кандидатского экзамена по научной
специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»,
утвержденной приказом Министерства образования и науки
РФ № 274 от 08.10.2007 г.
Составители:
кандидат педагогических наук, доцент О. И. Алдохина;
кандидат педагогических наук, доцент Г. М. Брагина;
доктор педагогических наук, профессор Н. И. Гендина;
кандидат педагогических наук, доцент А. Г. Гук;
кандидат педагогических наук, профессор Н. И. Колкова;
кандидат педагогических наук, профессор О. Н. Морева;
доктор педагогических наук, профессор И. С. Пилко;
кандидат исторических наук, доцент Е. Ф. Сергеева;
кандидат педагогических наук, доцент Г. И. Сбитнева;
кандидат педагогических наук, доцент И. Л. Скипор;
кандидат педагогических наук, доцент Л. Г. Тараненко.
Ответственный редактор –
кандидат педагогических наук, доцент Л. Г. Тараненко.
Рассмотрена и одобрена на заседании совета института информационных
и библиотечных технологий КемГУКИ 17.03.2015 г., протокол № 3.
Утверждена на заседании учебно-методического совета института
информационных и библиотечных технологий КемГУКИ 27.03.2015 г.,
протокол № 4.
Библиотековедение, библиографоведение и книговедение [Текст]:
рабочая программа дисциплины (кандидатского экзамена) для аспирантов
очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 45.06.01
«Языкознание и литературоведение», научная специальность 05.25.03
«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», отрасль науки
05.00.00 «Технические науки», квалификация выпускника «Исследователь.
Преподаватель-исследователь» / отв. ред. Л. Г. Тараненко. – Кемерово:
Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. – 59 с.
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Программа разработана преподавателями кафедр технологии документальных
коммуникаций и технологии автоматизированной обработки
информации Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
В вопросах к кандидатскому экзамену нашли отражение базовая
концепция института информационных и библиотечных технологий – технологический
подход к библиотечно-информационной деятельности –
и основная проблематика научных исследований преподавателей, студентов
и аспирантов выпускающих кафедр. Помимо методологических аспектов
библиотековедения, библиографоведения и книговедения, аспиранты
должны иметь представление об основных направлениях теоретических
научных исследований, связанных с: изучением феномена «документ», закономерностей
развития документальных потоков; осмыслением эволюции
библиотеки как социального института общества и тенденций ее
развития в контексте информатизации; анализом концепций информационного
общества и информационной культуры личности. Согласно сложившимся
традициям, проводимые в институте научные исследования,
включая диссертационные, отличает практическая значимость. Поэтому
в программу-минимум включены вопросы, связанные с научным осмыслением
проблем автоматизации библиотечных технологий, функционирования
корпоративных библиотечно-информационных систем, лингвистического
обеспечения библиотечно-информационной деятельности, развития
информационного сервиса библиотек, управления библиотеками и библиотечными
системами, формирования информационной культуры различных
категорий пользователей, тенденций развития библиотечно-информационного
образования.
1. Цель освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины – углубленное изучение аспирантами базовых
профессиональных знаний в области теории, истории, методологии,
организации, технологии, управления и технического обеспечения библиотечной,
библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности.
3
Стр.3
Задачи дисциплины:
1. Актуализировать и углубить знания аспирантов по теоретикометодологическим
и технологическим аспектам библиотековедческих,
библиографоведческих и книговедческих исследований.
2. Актуализировать знания терминологической системы библиотековедения,
библиографоведения и книговедения.
3. Сформировать у студентов целостное системное представление
о тенденциях развития основных направлений библиотековедения, библиографоведения
и книговедения.
4. Способствовать умению анализировать конкретные проблемные
ситуации комплексных библиотековедческих, библиографоведческих и
книговедческих исследований.
5. Сформировать мотивационные установки к самоуправлению научно-исследовательской
деятельностью, совершенствованию и развитию
собственного научного потенциала, его применению при решении в предметной
сфере профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП по аспирантуре
Курс входит в вариативную часть программы обучения аспирантов
и служит теоретической основой для подготовки к сдаче кандидатского
экзамена по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение
и книговедение». Дисциплина базируется на компетенциях,
приобретенных аспирантами при освоении дисциплин базового блока:
«История философии науки», «Психолого-педагогические основы развития
высшего образования», «Введение в методологию социальногуманитарных
исследований», а также имеет тесные связи с курсом
«Методика разработки учебного курса», педагогической практикой и
научно-исследовательской работой аспиранта. Результаты освоения
дисциплины закрепляются в ходе прохождения педагогической практики
аспирантов и должны быть непосредственно реализованы ими при
подготовке кандидатской диссертации.
4
Стр.4