Министерство культуры Российской Федерации Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ Сборник научных статей Выпуск 2 Кемерово 2015 1 УДК 78 ББК 85.31 М11 Редакционная коллегия: Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор (гл. редактор) А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент Рецензенты: С. А. Лысенко, доктор искусствоведения, профессор Хабаровского государственного института искусств и культуры А. М. Лесовиченко, кандидат искусствоведения, доктор культурологии, профессор Новосибирского государственного педагогического университета Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Составитель и научный редактор: И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств М11 Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении [Текст]: сб. науч. ст. <...> В центре внимания авторов статей находились такие вопросы, как: - народные и культовые традиции; - композиторская деятельность; - музыкальные фестивали и конкурсы; - региональное преломление профессиональных художественных констант; - инструментальное исполнительство и методика обучения игре на музыкальных инструментах, в том числе национальных инструментах народов России; - вокальное искусство и методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин; - вопросы интерпретации содержания музыкальных произведений; - современные образовательные технологии в системе музыкального образования и воспитания. <...> Музыкальная культура способна «сохранять устойчивые канонические корни, благодаря которым она существует на <...>
Музыкальная_культура_в_теоретическом_и_прикладном_измерении_(1).pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области
Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации
г. Кемерово
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Институт музыки
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ
И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Сборник научных статей
Выпуск 2
Кемерово 2015
1
Стр.1
УДК 78
ББК 85.31
М11
Редакционная коллегия:
Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор (гл. редактор)
А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент
Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент
Рецензенты:
С. А. Лысенко, доктор искусствоведения, профессор Хабаровского
государственного института искусств и культуры
А. М. Лесовиченко, кандидат искусствоведения, доктор культурологии,
профессор Новосибирского государственного педагогического университета
Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор Кемеровского
государственного университета культуры и искусств
Составитель и научный редактор:
И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор Кемеровского
государственного университета культуры и искусств
М11
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении [Текст]:
сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств; ред. кол.: Е. Л. Кудрина
(гл. ред.), А. В. Шунков, Л. Ю. Егле, сост. и науч. ред. И. Г. Умнова. – Кемерово:
КемГУКИ, 2015. – Вып. 2. – 367 с.
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0298-0
В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте
искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, а также вопросы музыкального
исполнительства. Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и
докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
УДК 78
ББК 85.31
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0298-0
© Авторы статей, 2015
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2015
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ориентация института музыки Кемеровского государственного университета культуры и искусств
на подготовку кадров для учреждений музыкального искусства способствует активному развитию
исследовательской деятельности в области музыкальной культуры. В этих целях реализовалась
идея регулярного выпуска сборника научных статей, посвященных вопросам изучения
музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований,
вопросам музыкального исполнительства. Второй выпуск является результатом совместной
заинтересованной деятельности ученых, преподавателей вузов и других учебных заведений России,
а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Тематический круг проблем обозначен
следующими векторами: историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального
искусства, актуальные проблемы теории и практики в системе музыкального образования и
исполнительства в начале ХХI века.
В центре внимания авторов статей находились такие вопросы, как:
- народные и культовые традиции;
- композиторская деятельность;
- музыкальные фестивали и конкурсы;
- региональное преломление профессиональных художественных констант;
- инструментальное исполнительство и методика обучения игре на музыкальных инструментах,
в том числе национальных инструментах народов России;
- вокальное искусство и методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин;
- вопросы интерпретации содержания музыкальных произведений;
- современные образовательные технологии в системе музыкального образования и воспитания.
Указанные аспекты определили структуру сборника научных статей, в котором объединены
усилия отечественных и зарубежных исследователей и преподавателей, способствующие сохранению
традиций и развитию современной музыкальной культуры. Первый раздел – «Историко-культурные
традиции и современные тенденции развития музыкального искусства» – фиксирует взгляды, мнения
и представления исследователей по различным направлениям (философскому, культурологическому,
историческому, искусствоведческому и др.). В центре внимания работ второго раздела – «Актуальные
проблемы музыкального образования и исполнительства» – способы и приемы достижения
результатов в сфере детского и профессионального музыкального исполнительства, образования и
воспитания.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Рябцева В. А. Традиции и новации в музыкальной культуре…………………………………………….. 4
Карась А. В. Актуальность изучения музыкальной культуры украинской диаспоры ХХ века….…...... 9
Турамуратова И. Г., Радионова А. С. Традиции русских народных песен в современном фольклоре……………………………………………………………………………………………………......….
13
Тюрикова Е. В. Фольклор и современное народно-песенное исполнительство……………..…......…… 16
Егле Л. Ю. Особенности формирования и современное состояние музыкальной культуры
немцев………………………………………………………………………………………………….....…... 24
Новиков Д. В. Освещение традиций национальных праздников, музеев, фольклорных коллективов
шорцев и телеутов в региональной прессе (1990–2004 годы)…………………......…………………....… 29
Душный А. И., Шафэта В. В. Приоритеты композиторского творчества в жанре коллективного
народно-инструментального музицирования…………………………………………………………...…. 33
Литерска Б. Программы как форма музыкальной критики: Краковская филармония и работа Тадеуша
Бэрда…………………………………………………………………………………………...……........ 39
Нилова В. И. Рецепция латинских песен в «Carminalia» Яна Сибелиуса…………………………..…… 48
Гольская А. О. Современные тенденции развития хоровых фестивалей в России…………………..…. 52
Котлярова Т. А. Организация фестивально-конкурсных форм музыкального искусства в Кемеровском
государственном университете культуры и искусств………………………………....……........ 56
Дякунчак Ю. И. Творчество для баяна-аккордеона композиторов Украины в конце ХХ – начале
XXI века: стилевые особенности…………………………………………………………………...….....… 62
Мицкевич Н. А. Оркестр русских народных инструментов Государственной филармонии Кузбасса
как феномен инструментального искусства Западно-Сибирского региона…….………………… 69
Шабаев Э. Р. Программность в оригинальных произведениях для русского народного оркестра……. 73
Радко Ю. И. Общие черты исполнительской интерпретации в произведениях для баяна Владислава
Золотарева…………………………………………………………………………………………....... 77
Канина О. В. О чертах национального музыкального романтизма в ранних произведениях
для духовых инструментов и фортепиано Гельмера-Рейнера Нестеровича Синисало…………………. 83
Харсенюк О. Н. Атрибутика классического блюза……………………………………………….……..... 87
Мохонько А. П. Влияние сибирского авангарда на новые тенденции в евразийском джазе…......……. 91
Заборских О. Е. Опера В. Кобекина «Молодой Давид»: сакрализация жанра………………………...... 96
Шагилова Ю. В. Жанр детского альбома для фортепиано в истории русской музыки………….…...... 101
Рубанникова Т. В. Фортепианный цикл Софии Губайдулиной «Музыкальные игрушки»…….…........ 107
Бородин Б. Б. Юродство и отечественная музыкальная культура……………………………………...... 113
Умнова И. Г. Комическая образность в поэтике Сергея Слонимского………………………….……..... 120
Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Сидорова
И. А. Диалектика музыкального развития: проблема взаимосвязи антиномии и
триады................................................................................................................................................................ 126
364
Стр.364
Серегин Н. В. Диагностика индивидуальных различий в музыкально-педагогическом процессе…...... 129
Белова Е. Е. Понятие установки в психологии художественного творчества………………………....... 136
Федин С. Н. Формирующие и компенсирующие методики обучения музыкально-исполнительскому
мастерству…………………………………………………………………………………….….....… 139
Пригодич Е. О. Стрессоустойчивость в структуре способностей музыкантов-исполнителей….…....... 146
Афанасьева А. А. История и теоретические основы проектных технологий в учебном процессе…...... 150
Поморцева Н. В. Метод проектирования в курсе музыкально-теоретических дисциплин (на примере
дисциплины «Музыкальная форма»)……………………………………………………………........ 155
Кузё В. И. Творческое развитие музыканта-инструменталиста как составляющая художественного
образования Украины в начале ХХI века………………………………………………….…………. 160
Гусева О. В. Становление российского музыкального образования в XVIII–XIX веках: социально-культурная
доминанта……………………………………………………………………………......….. 165
Мороз Т. И. Современная музыка в курсе «Сольфеджио» в вузе………………………………….….…. 169
Князева Н. А., Князев А. М. Специфика исполнительского интонирования в контексте теории
Бориса Асафьева…………………………………………………………………………………………...... 173
Василенко А. В. Творческие школы в сохранении музыкально-инструментальной традиции народной
педагогики……………………………………………………...………………………….………......… 178
Сечина И. А., Соловьев А. В. Возрождение и реконструкция игры на традиционных русских народных
инструментах……………………………………………………………....……………………....... 182
Ултургашева Н. Т. Открытие творческой школы по обучению искусству горлового пения,
игре на традиционных музыкальных инструментах коренных народов Сибири как основа сохранения
этнической идентичности……………………………………………………………………….......….. 189
Галактионова С. В. Формирование навыка расшифровки народных песен у студентов…………....... 198
Потешкина О. И. Южнорусская традиция в репертуаре учебного хора………………………….…..... 202
Шорохова И. В. Учебная дисциплина «Хоровой театр» как инновационная форма освоения
вокальных стилей………………………………………………………………………………………......... 205
Соловьева И. В. Реализация дисциплины «Хоровой класс» на кафедре народного хорового пения
Кемеровского государственного университета культуры и искусств……………………………............ 209
Старикова А. В. Фортепианные упражнения как метод работы Готфрида Гальстона………...……..... 213
Сафронов К. В. Ф. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (исполнительский
и методический анализ)…………………………………………………………………………….……...... 223
Серегина Т. Н. Искусство педализации: из опыта фортепианной педагогики………………….……..... 230
Душный А. И., Божэнский А. В. Творчество для детей композиторов Львовской школы баянноаккордеонного
искусства……………………………………………………………………………………. 236
Барабаш Т. В. Роль певческого дыхания в развитии вокальной техники……………………………...... 241
Шешуков А. А. Использование современных технических средств в процессе обучения игре
на лабиальных духовых инструментах…………………………………………………………………....... 246
Третенков В. М. Проблема постановки исполнительского дыхания на духовых инструментах…....... 250
Тыновский М. М. Репертуарные тенденции в формировании исполнительского мастерства
кларнетиста………………………………………………………………………………………….……...... 254
Гончарова Е. А. Феномен самовоспитания в подготовке студента направления музыкального
искусства эстрады………………………………………………………………………………………......... 260
365
Стр.365
Вингертер Н. Н. Специфика формирования речевого голосообразования в эстрадном пении….…..... 264
Московченко Ж. В. Формирование эстетической активности детей младшего школьного возраста
на уроках музыки………………………………………………………………………………….....…......... 269
Котляров М. Г. Проблемы развития вокально-хорового исполнительства в детских дошкольных
образовательных учреждениях Кемеровской области…………………………………………………...... 273
Двойнос Л. И. Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся общеобразовательной
школы……………………………………………………………………...…………………………….......... 277
Яковлева Д. Е. К проблеме становления современного православного образования…………….......... 280
Широкова В. И. Искусство колокольного звона в деятельности отделения дополнительного профессионального
образования вуза культуры………………………………………………………............. 285
Цуканова К. А. Применение современных коммуникационных интерактивных образовательных
средств при изучении предметов музыкально-теоретического цикла в учреждениях дополнительного
образования детей…………………………………………………………………………........................ 288
Сигунова А. А. Педагогический артистизм в профессиональной деятельности учителя музыки…....... 293
Карелина А. В. Особенности концертного исполнения у юных музыкантов………………………........ 296
Ермоленкова О. Ю. Особенности коррекционной и воспитательной работы на уроках музыки
с учащимися из детского дома……………………………………………………………………….…....... 298
Клочкова С. А. Беспредметное рисование на уроках слушания музыки и музыкальной литературы
в младших классах ДМШ и ДШИ…………………………………………………………………............... 301
Кобзарева Д. Г. Особенности формирования межличностных отношений в творческом коллективе………………………………………………….………………………….………………….…..….…...
306
Хаванова Н. В. Совершенствование музыкального слуха как основа развития исполнительских
способностей учащихся класса фортепиано………………………………………………………….…..... 310
Давыдова Л. А., Кутонова Т. Н. В помощь юным исполнителям прелюдий Шопена……………......... 315
Больбрух С. В. Исполнительские особенности в работе над пьесами ночного блока в цикле
П. И. Чайковского «Детский альбом»……………………………………………………………….…....... 319
Матвеева Н. П. Развитие музыкально-слухового контроля у детей школьного возраста в классе
фортепиано………………………………………………………………………………………………........ 322
Кнутова А. В. Игра пьес на черных клавишах как необходимое условие успешной организации
рук начинающего пианиста………………………………………………………………………….…........ 325
Окишева Л. А. Формирование навыка применения педали в младших классах……………………....... 329
Еременко Ю. А. Формирование образного мышления современных одаренных детей (видеосказки
в классе баяна)……………………………………………………………………………….….....… 333
Бондарь К. С. Особенности воплощения художественного образа в эстрадном певческом
номере……………………………………………………………………………………………….……....... 337
Алпатова О. Е. Феномен «энергетики» в классе эстрадного вокала………….………………….…....... 341
Азьмукова И. В. Совместное творчество с родителями в классе эстрадного пения……………......…... 346
Щур С. Н. Упражнения на начальном этапе обучения в классе гитары……………………….……....... 348
Камынина В. В. Современные средства формирования звука на шестиструнной гитаре……….…...... 352
Подъяблонская О. А., Федорцова И. В. Проектная деятельность ДШИ на примере лекцииконцерта………………………………………………………………………………………………….....…
355
Сведения об авторах……………………………………………………………………………………...... 359
366
Стр.366