Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении (290,00 руб.)

0   0
АвторыКудрина Е. Л., Шунков А. В., Егле Л. Ю., Умнова И. Г.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц367
ID341506
АннотацияВ сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, а также вопросы музыкального исполнительства. Указанные аспекты определили структуру сборника научных статей, в котором объединены усилия отечественных и зарубежных исследователей и преподавателей, способствующие сохранению традиций и развитию современной музыкальной культуры. Первый раздел – «Историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального искусства» – фиксирует взгляды, мнения и представления исследователей по различным направлениям (философскому, культурологическому, историческому, искусствоведческому и др.). В центре внимания работ второго раздела – «Актуальные проблемы музыкального образования и исполнительства» – способы и приемы достижения результатов в сфере детского и профессионального музыкального исполнительства, образования и воспитания.
Кому рекомендованоСборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
ISBN978-5-8154-0277-5
УДК78
ББК85.31
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сборник научных статей. Вып.2 / ред.: Е. Л. Кудрина [и др.] .— Кемерово : КемГУКИ, 2015 .— 367 с. — Библиогр. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0298-0 .— ISBN 978-5-8154-0277-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/341506 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ Сборник научных статей Выпуск 2 Кемерово 2015 1 УДК 78 ББК 85.31 М11 Редакционная коллегия: Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор (гл. редактор) А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент Рецензенты: С. А. Лысенко, доктор искусствоведения, профессор Хабаровского государственного института искусств и культуры А. М. Лесовиченко, кандидат искусствоведения, доктор культурологии, профессор Новосибирского государственного педагогического университета Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Составитель и научный редактор: И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств М11 Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении [Текст]: сб. науч. ст. <...> В центре внимания авторов статей находились такие вопросы, как: - народные и культовые традиции; - композиторская деятельность; - музыкальные фестивали и конкурсы; - региональное преломление профессиональных художественных констант; - инструментальное исполнительство и методика обучения игре на музыкальных инструментах, в том числе национальных инструментах народов России; - вокальное искусство и методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин; - вопросы интерпретации содержания музыкальных произведений; - современные образовательные технологии в системе музыкального образования и воспитания. <...> Музыкальная культура способна «сохранять устойчивые канонические корни, благодаря которым она существует на <...>
Музыкальная_культура_в_теоретическом_и_прикладном_измерении_(1).pdf
Министерство культуры Российской Федерации Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ Сборник научных статей Выпуск 2 Кемерово 2015 1
Стр.1
УДК 78 ББК 85.31 М11 Редакционная коллегия: Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор (гл. редактор) А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент Рецензенты: С. А. Лысенко, доктор искусствоведения, профессор Хабаровского государственного института искусств и культуры А. М. Лесовиченко, кандидат искусствоведения, доктор культурологии, профессор Новосибирского государственного педагогического университета Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Составитель и научный редактор: И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств М11 Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении [Текст]: сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств; ред. кол.: Е. Л. Кудрина (гл. ред.), А. В. Шунков, Л. Ю. Егле, сост. и науч. ред. И. Г. Умнова. – Кемерово: КемГУКИ, 2015. – Вып. 2. – 367 с. ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0298-0 В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, а также вопросы музыкального исполнительства. Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств. УДК 78 ББК 85.31 ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0298-0 © Авторы статей, 2015 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2015 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Ориентация института музыки Кемеровского государственного университета культуры и искусств на подготовку кадров для учреждений музыкального искусства способствует активному развитию исследовательской деятельности в области музыкальной культуры. В этих целях реализовалась идея регулярного выпуска сборника научных статей, посвященных вопросам изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросам музыкального исполнительства. Второй выпуск является результатом совместной заинтересованной деятельности ученых, преподавателей вузов и других учебных заведений России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Тематический круг проблем обозначен следующими векторами: историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального искусства, актуальные проблемы теории и практики в системе музыкального образования и исполнительства в начале ХХI века. В центре внимания авторов статей находились такие вопросы, как: - народные и культовые традиции; - композиторская деятельность; - музыкальные фестивали и конкурсы; - региональное преломление профессиональных художественных констант; - инструментальное исполнительство и методика обучения игре на музыкальных инструментах, в том числе национальных инструментах народов России; - вокальное искусство и методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин; - вопросы интерпретации содержания музыкальных произведений; - современные образовательные технологии в системе музыкального образования и воспитания. Указанные аспекты определили структуру сборника научных статей, в котором объединены усилия отечественных и зарубежных исследователей и преподавателей, способствующие сохранению традиций и развитию современной музыкальной культуры. Первый раздел – «Историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального искусства» – фиксирует взгляды, мнения и представления исследователей по различным направлениям (философскому, культурологическому, историческому, искусствоведческому и др.). В центре внимания работ второго раздела – «Актуальные проблемы музыкального образования и исполнительства» – способы и приемы достижения результатов в сфере детского и профессионального музыкального исполнительства, образования и воспитания. 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие…………………………………………………………………………………………………. 3 Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Рябцева В. А. Традиции и новации в музыкальной культуре…………………………………………….. 4 Карась А. В. Актуальность изучения музыкальной культуры украинской диаспоры ХХ века….…...... 9 Турамуратова И. Г., Радионова А. С. Традиции русских народных песен в современном фольклоре……………………………………………………………………………………………………......…. 13 Тюрикова Е. В. Фольклор и современное народно-песенное исполнительство……………..…......…… 16 Егле Л. Ю. Особенности формирования и современное состояние музыкальной культуры немцев………………………………………………………………………………………………….....…... 24 Новиков Д. В. Освещение традиций национальных праздников, музеев, фольклорных коллективов шорцев и телеутов в региональной прессе (1990–2004 годы)…………………......…………………....… 29 Душный А. И., Шафэта В. В. Приоритеты композиторского творчества в жанре коллективного народно-инструментального музицирования…………………………………………………………...…. 33 Литерска Б. Программы как форма музыкальной критики: Краковская филармония и работа Тадеуша Бэрда…………………………………………………………………………………………...……........ 39 Нилова В. И. Рецепция латинских песен в «Carminalia» Яна Сибелиуса…………………………..…… 48 Гольская А. О. Современные тенденции развития хоровых фестивалей в России…………………..…. 52 Котлярова Т. А. Организация фестивально-конкурсных форм музыкального искусства в Кемеровском государственном университете культуры и искусств………………………………....……........ 56 Дякунчак Ю. И. Творчество для баяна-аккордеона композиторов Украины в конце ХХ – начале XXI века: стилевые особенности…………………………………………………………………...….....… 62 Мицкевич Н. А. Оркестр русских народных инструментов Государственной филармонии Кузбасса как феномен инструментального искусства Западно-Сибирского региона…….………………… 69 Шабаев Э. Р. Программность в оригинальных произведениях для русского народного оркестра……. 73 Радко Ю. И. Общие черты исполнительской интерпретации в произведениях для баяна Владислава Золотарева…………………………………………………………………………………………....... 77 Канина О. В. О чертах национального музыкального романтизма в ранних произведениях для духовых инструментов и фортепиано Гельмера-Рейнера Нестеровича Синисало…………………. 83 Харсенюк О. Н. Атрибутика классического блюза……………………………………………….……..... 87 Мохонько А. П. Влияние сибирского авангарда на новые тенденции в евразийском джазе…......……. 91 Заборских О. Е. Опера В. Кобекина «Молодой Давид»: сакрализация жанра………………………...... 96 Шагилова Ю. В. Жанр детского альбома для фортепиано в истории русской музыки………….…...... 101 Рубанникова Т. В. Фортепианный цикл Софии Губайдулиной «Музыкальные игрушки»…….…........ 107 Бородин Б. Б. Юродство и отечественная музыкальная культура……………………………………...... 113 Умнова И. Г. Комическая образность в поэтике Сергея Слонимского………………………….……..... 120 Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Сидорова И. А. Диалектика музыкального развития: проблема взаимосвязи антиномии и триады................................................................................................................................................................ 126 364
Стр.364
Серегин Н. В. Диагностика индивидуальных различий в музыкально-педагогическом процессе…...... 129 Белова Е. Е. Понятие установки в психологии художественного творчества………………………....... 136 Федин С. Н. Формирующие и компенсирующие методики обучения музыкально-исполнительскому мастерству…………………………………………………………………………………….….....… 139 Пригодич Е. О. Стрессоустойчивость в структуре способностей музыкантов-исполнителей….…....... 146 Афанасьева А. А. История и теоретические основы проектных технологий в учебном процессе…...... 150 Поморцева Н. В. Метод проектирования в курсе музыкально-теоретических дисциплин (на примере дисциплины «Музыкальная форма»)……………………………………………………………........ 155 Кузё В. И. Творческое развитие музыканта-инструменталиста как составляющая художественного образования Украины в начале ХХI века………………………………………………….…………. 160 Гусева О. В. Становление российского музыкального образования в XVIII–XIX веках: социально-культурная доминанта……………………………………………………………………………......….. 165 Мороз Т. И. Современная музыка в курсе «Сольфеджио» в вузе………………………………….….…. 169 Князева Н. А., Князев А. М. Специфика исполнительского интонирования в контексте теории Бориса Асафьева…………………………………………………………………………………………...... 173 Василенко А. В. Творческие школы в сохранении музыкально-инструментальной традиции народной педагогики……………………………………………………...………………………….………......… 178 Сечина И. А., Соловьев А. В. Возрождение и реконструкция игры на традиционных русских народных инструментах……………………………………………………………....……………………....... 182 Ултургашева Н. Т. Открытие творческой школы по обучению искусству горлового пения, игре на традиционных музыкальных инструментах коренных народов Сибири как основа сохранения этнической идентичности……………………………………………………………………….......….. 189 Галактионова С. В. Формирование навыка расшифровки народных песен у студентов…………....... 198 Потешкина О. И. Южнорусская традиция в репертуаре учебного хора………………………….…..... 202 Шорохова И. В. Учебная дисциплина «Хоровой театр» как инновационная форма освоения вокальных стилей………………………………………………………………………………………......... 205 Соловьева И. В. Реализация дисциплины «Хоровой класс» на кафедре народного хорового пения Кемеровского государственного университета культуры и искусств……………………………............ 209 Старикова А. В. Фортепианные упражнения как метод работы Готфрида Гальстона………...……..... 213 Сафронов К. В. Ф. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (исполнительский и методический анализ)…………………………………………………………………………….……...... 223 Серегина Т. Н. Искусство педализации: из опыта фортепианной педагогики………………….……..... 230 Душный А. И., Божэнский А. В. Творчество для детей композиторов Львовской школы баянноаккордеонного искусства……………………………………………………………………………………. 236 Барабаш Т. В. Роль певческого дыхания в развитии вокальной техники……………………………...... 241 Шешуков А. А. Использование современных технических средств в процессе обучения игре на лабиальных духовых инструментах…………………………………………………………………....... 246 Третенков В. М. Проблема постановки исполнительского дыхания на духовых инструментах…....... 250 Тыновский М. М. Репертуарные тенденции в формировании исполнительского мастерства кларнетиста………………………………………………………………………………………….……...... 254 Гончарова Е. А. Феномен самовоспитания в подготовке студента направления музыкального искусства эстрады………………………………………………………………………………………......... 260 365
Стр.365
Вингертер Н. Н. Специфика формирования речевого голосообразования в эстрадном пении….…..... 264 Московченко Ж. В. Формирование эстетической активности детей младшего школьного возраста на уроках музыки………………………………………………………………………………….....…......... 269 Котляров М. Г. Проблемы развития вокально-хорового исполнительства в детских дошкольных образовательных учреждениях Кемеровской области…………………………………………………...... 273 Двойнос Л. И. Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся общеобразовательной школы……………………………………………………………………...…………………………….......... 277 Яковлева Д. Е. К проблеме становления современного православного образования…………….......... 280 Широкова В. И. Искусство колокольного звона в деятельности отделения дополнительного профессионального образования вуза культуры………………………………………………………............. 285 Цуканова К. А. Применение современных коммуникационных интерактивных образовательных средств при изучении предметов музыкально-теоретического цикла в учреждениях дополнительного образования детей…………………………………………………………………………........................ 288 Сигунова А. А. Педагогический артистизм в профессиональной деятельности учителя музыки…....... 293 Карелина А. В. Особенности концертного исполнения у юных музыкантов………………………........ 296 Ермоленкова О. Ю. Особенности коррекционной и воспитательной работы на уроках музыки с учащимися из детского дома……………………………………………………………………….…....... 298 Клочкова С. А. Беспредметное рисование на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в младших классах ДМШ и ДШИ…………………………………………………………………............... 301 Кобзарева Д. Г. Особенности формирования межличностных отношений в творческом коллективе………………………………………………….………………………….………………….…..….…... 306 Хаванова Н. В. Совершенствование музыкального слуха как основа развития исполнительских способностей учащихся класса фортепиано………………………………………………………….…..... 310 Давыдова Л. А., Кутонова Т. Н. В помощь юным исполнителям прелюдий Шопена……………......... 315 Больбрух С. В. Исполнительские особенности в работе над пьесами ночного блока в цикле П. И. Чайковского «Детский альбом»……………………………………………………………….…....... 319 Матвеева Н. П. Развитие музыкально-слухового контроля у детей школьного возраста в классе фортепиано………………………………………………………………………………………………........ 322 Кнутова А. В. Игра пьес на черных клавишах как необходимое условие успешной организации рук начинающего пианиста………………………………………………………………………….…........ 325 Окишева Л. А. Формирование навыка применения педали в младших классах……………………....... 329 Еременко Ю. А. Формирование образного мышления современных одаренных детей (видеосказки в классе баяна)……………………………………………………………………………….….....… 333 Бондарь К. С. Особенности воплощения художественного образа в эстрадном певческом номере……………………………………………………………………………………………….……....... 337 Алпатова О. Е. Феномен «энергетики» в классе эстрадного вокала………….………………….…....... 341 Азьмукова И. В. Совместное творчество с родителями в классе эстрадного пения……………......…... 346 Щур С. Н. Упражнения на начальном этапе обучения в классе гитары……………………….……....... 348 Камынина В. В. Современные средства формирования звука на шестиструнной гитаре……….…...... 352 Подъяблонская О. А., Федорцова И. В. Проектная деятельность ДШИ на примере лекцииконцерта………………………………………………………………………………………………….....… 355 Сведения об авторах……………………………………………………………………………………...... 359 366
Стр.366