№ 3 А. А. Матюшкина ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В работе представлены взгляды А.М. Матюшкина на процесс решения творческой проблемы. <...> Проведенное эмпирическое исследование решения творческой проблемы в контексте реальной профессиональной деятельности субъекта с использованием метода интервью выявило ряд процессуальных особенностей. <...> Так, для субъекта творческого мышления наряду с критериями субъективной новизны процесса и результата, выражающими его интерес к проблеме, значимыми в оценке являются критерии объективной новизны продукта решения и возможности его профессиональной реализации. <...> Ключевые слова: творческая проблема, проблемная ситуация, феноменология решения творческой проблемы, этапы решения творческой проблемы. <...> Матюшкина Анна Алексеевна — канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> E-mail: aam_msu@mail.ru 46 Структурные различия проблемной ситуации и творческой проблемы Специалисты в области исследования продуктивного мышления отмечают, что структура и процессы решения экспериментальных и учебных творческих задач (заданий), служащих основой для возникновения проблемных ситуаций и оцениваемых по критериям субъективной новизны результата и процесса, не полностью совпадают с таковыми при решении творческих проблем взрослым субъектом в реальном профессиональном контексте. <...> Вертгеймер (1987), разделивший процессы мышления на три типа (α, β и γ) по степени «структурной осмысленности». <...> При этом он не исключал возможности «случайных открытий» (тип γ), полученных в результате «слепых» проб, однако считал, что решения, не основанные на «структурном» понимании проблемы, не могут быть названы продуктивными. <...> Можно предположить, что закономерности решения типа γ существенно отличаются от процессов, характеризующих творческое мышление взрослого профессионального субъекта. <...> Данную точку зрения разделял и А.М. Матюшкин, который <...>