Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.  / №3 2013

Феноменология решения творческой проблемы (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМатюшкина
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц13
ID340891
АннотацияВ статье представлены взгляды А. М. Матюшкина на процесс решения творческой проблемы. Дан сопоставительный анализ проблемной ситуации и творческой проблемы.
УДК159.95
Матюшкина, А. Феноменология решения творческой проблемы / А. Матюшкина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. .— 2013 .— №3 .— С. 46-58 .— URL: https://rucont.ru/efd/340891 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 А. А. Матюшкина ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В работе представлены взгляды А.М. Матюшкина на процесс решения творческой проблемы. <...> Проведенное эмпирическое исследование решения творческой проблемы в контексте реальной профессиональной деятельности субъекта с использованием метода интервью выявило ряд процессуальных особенностей. <...> Так, для субъекта творческого мышления наряду с критериями субъективной новизны процесса и результата, выражающими его интерес к проблеме, значимыми в оценке являются критерии объективной новизны продукта решения и возможности его профессиональной реализации. <...> Ключевые слова: творческая проблема, проблемная ситуация, феноменология решения творческой проблемы, этапы решения творческой проблемы. <...> Матюшкина Анна Алексеевна — канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> E-mail: aam_msu@mail.ru 46 Структурные различия проблемной ситуации и творческой проблемы Специалисты в области исследования продуктивного мышления отмечают, что структура и процессы решения экспериментальных и учебных творческих задач (заданий), служащих основой для возникновения проблемных ситуаций и оцениваемых по критериям субъективной новизны результата и процесса, не полностью совпадают с таковыми при решении творческих проблем взрослым субъектом в реальном профессиональном контексте. <...> Вертгеймер (1987), разделивший процессы мышления на три типа (α, β и γ) по степени «структурной осмысленности». <...> При этом он не исключал возможности «случайных открытий» (тип γ), полученных в результате «слепых» проб, однако считал, что решения, не основанные на «структурном» понимании проблемы, не могут быть названы продуктивными. <...> Можно предположить, что закономерности решения типа γ существенно отличаются от процессов, характеризующих творческое мышление взрослого профессионального субъекта. <...> Данную точку зрения разделял и А.М. Матюшкин, который <...>