№ 2 Е. В. Битюцкая КОГНИТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ С ПОЗИЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА А.Н. <...> ЛЕОНТЬЕВА В наиболее цитируемой психологической теории стресса и копинга Р. <...> Лазаруса понятие «когнитивное оценивание» описано как «угроза», «потеря», «вызов», «контроль над ситуацией»; а также дан анализ возможностей копинга. <...> Этот подход базируется на разделении когнитивной оценки и эмоции. <...> В статье представлена иная точка зрения, теоретическими основаниями которой являются концепция образа мира А.Н. Леонтьева, принцип единства когнитивного и эмоционального компонентов оценки, процесс категоризации как основа оценивания. <...> В опоре на работы А.Н. Леонтьева и его последователей описаны процессы формирования и структура образа трудной жизненной ситуации. <...> Восприятие формирует чувственный образ ситуации, когниция — значение, что связано с пониманием ситуации, ее осмыслением. <...> Рефлексия репрезентирует в сознании личностный смысл, рассматриваемый как отношение мотива к цели. <...> В процессе категоризации ситуация относится к категории трудных путем соотнесения с признаками — критериями. <...> На основе теоретического анализа и эмпирических данных автора показано, что результатом оценивания являются: а) значимость ситуации; б) установление соответствия происходящего мотивам и личностному смыслу; в) определение успешности реализации деятельности в отношении к цели; г) оценки степени подконтрольности, понятности, прогнозируемости ситуации, ее влияния на будущую жизнь; д) соизмерение своих возможностей с условиями; е) степень трудности ситуации. <...> Ключевые слова: когнитивное оценивание, трудная жизненная ситуация, образ мира, чувственный образ ситуации, значение, личностный смысл, эмоция, мотив, цель. <...> Lazarus the concept of “cognitive appraisal” includes evaluation of “threat”, “loss”, “challenge”, “control”, as well as the analysis of the possibilities of coping. <...> The approach is based on separation of cognitive appraisal and emotion. <...> Leontiev, the principle of unity of the cognitive and emotional components of the appraisal, and the <...>