Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
АвторыИваненко Алексей Игоревич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц7
ID340670
АннотацияВ статье анализируются причины кризиса метафизики и попытки его преодоления. Корень проблемы усматривается в противопоставлении физики и метафизики, которое было заложено еще в трактатах Аристотеля. По мере развития естествознания это противопоставление превратилось в противоречие. К XIX веку метафизика стала казаться препятствием для физики, что зафиксировал Энгельс в своей работе «Диалектика природы». Попытки «спасти» метафизику предпринимались, однако они приводили к ее субъективизации, к сужению бытия до бытия человека. Гуссерль и Хайдеггер безуспешно пытались обозначить дистанцию между своей философией и зарождающейся психологией. Трансцендентальный идеализм, феноменология и экзистенциализм обозначили проблему верификации метафизического знания и были справедливо отвергнуты аналитической традицией. Однако субъективизация метафизики преодолевается концепцией «смерти субъекта», которая позволяет выйти к сущему через язык. Мысль рождается в языке, мир есть текст, язык говорит через человека, трансцендентальное структурировано как язык - вот главные тезисы философии языка XX века. Впрочем, возможность лингвистической метафизики остается открытой, т. к. в рамках языка сущности превращаются в значения, что ставит под сомнение метафизику как учение о сущностях. Вопрос о внеязыковой реальности оказывается бессмысленным и метафизическим в позитивистском смысле этого слова. Хотя в XX веке предпринимались попытки создания аналитической метафизики, тем не менее необходимо произвести различие метафизики и онтологии, поскольку онтология номинально является наукой о сущем. Современная онтология не может игнорировать достижения лингвистической философии, однако она не может замкнуться в рамках лингвистики из-за фундаментального смысла предельных значений культуры, которые могут постигаться специфичным философским методом рефлексии.
Кризис метафизики: нерешенные проблемы / А.И. Иваненко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". .— 2015 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/340670 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В статье анализируются причины кризиса метафизики и попытки его преодоления. <...> Корень проблемы усматривается в противопоставлении физики и метафизики, которое было заложено еще в трактатах Аристотеля. <...> По мере развития естествознания это противопоставление превратилось в противоречие. <...> К XIX веку метафизика стала казаться препятствием для физики, что зафиксировал Энгельс в своей работе «Диалектика природы». <...> Попытки «спасти» метафизику предпринимались, однако они приводили к ее субъективизации, к сужению бытия до бытия человека. <...> Гуссерль и Хайдеггер безуспешно пытались обозначить дистанцию между своей философией и зарождающейся психологией. <...> Трансцендентальный идеализм, феноменология и экзистенциализм обозначили проблему верификации метафизического знания и были справедливо отвергнуты аналитической традицией. <...> Однако субъективизация метафизики преодолевается концепцией «смерти субъекта», которая позволяет выйти к сущему через язык. <...> Мысль рождается в языке, мир есть текст, язык говорит через человека, трансцендентальное структурировано как язык - вот главные тезисы философии языка XX века. <...> Впрочем, возможность лингвистической метафизики остается открытой, т. к. в рамках языка сущности превращаются в значения, что ставит под сомнение метафизику как учение о сущностях. <...> Вопрос о внеязыковой реальности оказывается бессмысленным и метафизическим в позитивистском смысле этого слова. <...> Хотя в XX веке предпринимались попытки создания аналитической метафизики, тем не менее необходимо произвести различие метафизики и онтологии, поскольку онтология номинально является наукой о сущем. <...> Современная онтология не может игнорировать достижения лингвистической философии, однако она не может замкнуться в рамках лингвистики из-за фундаментального смысла предельных значений культуры, которые могут постигаться специфичным философским методом рефлексии. <...>