ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЕДИЦИНА»
2, 2013
АПРЕЛЬ—МАЙ—ИЮНЬ
И РЕАБИЛИТАЦИЯ
Medico-sotsial’ naya
СОЦИАЛЬНАЯ
ЭКСПЕРТИЗА
МЕДИКОEkspertiza
i Reabilitatsiya
(Medico-Social Expert Evaluation
and Rehabilitation)
Квартальный научно-праКтичесКий журнал
Главный редактор с. н. пузин
Редакционная коллегия:
Е. Е. Ачкасов, И. Г. Бакулин, Н. Г. Гончаров, Л. П. Гришина, С. В. Дармадихин, М. А. Дымочка,
Н. И. Измерова, З. М. Каплан, В. А. Клевно, Г. П. Котельников, Е. С. Либман, С. Б. Маличенко
(зам. главного редактора), А. В. Мартыненко, Е. А. Мащенко (научный редактор), В. Н. Потапов,
М. А. Рычкова (зам. главного редактора), К. А. Саркисов, Б. А. Сырникова, Д. Ф. Хритинин,
Л. Н. Чикинова, Н. Б. Шабалина, М. А. Шкурко, М. А. Шургая (ответственный секретарь)
Редакционный совет:
Ю. И. Захарченко (Краснодар), Н. Ф. Измеров (Москва), Х. В. Иксанов (Казань), К. Т. Керимов (Баку),
Е. К. Козьмиди (Москва), М. В. Коробов (Санкт-Петербург), С. М. Крошин (Москва), А. В. Кулаков
(Ярославль), Г. В. Лапшина (Москва), В. В. Линник (Москва), С. С. Меметов (Ростов-на-Дону),
А. А. Модестов (Москва), Н. З. Мухамеджанов (Ташкент), Л. С. Пустынкина (Рязань), А. Н. Разумов
(Москва), Л. А. Тарасова (Москва), И. В. Шведовченко (Санкт-Петербург), Ф. Ф. Хамитов (Москва),
А. Д. Царегородцев (Москва), Ю. Г. Элланский (Ростов-на-Дону)
Журнал входит в перечень периодических научно-технических изданий, выпускаемых
в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов
диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
МОСКВА. ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЕДИЦИНА», 2013
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
Волынец Г.В., Пузин С.Н., Ильин А.Г., Конова С.Р., Потапов А.С.,
Шургая М.А.. Богова О.Т., Потапов В.Н., Чандирли С.А.
Определение ограничений жизнедеятельности у детей первого
года жизни ............................................... .
Алисханов М.А. Анализ мер медико-социальной реабилитации
впервые признанных инвалидами в Республике Ингушетия
Соколова И.А., Гусева Н.К., Соколов В.А., Доютова М.В. Организация
санаторного этапа реабилитации инвалидов трудоспособного
возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы
Петров В.Г., Смирнова Л.М., Поляков Д.С. Реабилитация инвалидов
после межлопаточно-грудной резекции .............
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И СТАТИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ
Гришина Л. П., Алисханов М.А. Оценка состояния первичной
инвалидности у взрослого населения в субьектах СевероКавказского
федерального округа ..........................
Дмитриев В.Н. Повторная инвалидность взрослого населения
вследствие злокачественных новообразований в Белгородской
области в динамике за 2000-2009 гг. ...................
Домашенко А. А., Чикинова Л.Н. Закономерности формирования
повторной инвалидности вследствие злокачественных
новообразований у лиц трудоспособного возраста в Ростовской
области за период 2001-2010 гг. .......................
Кондрикова Н. В., Проскурина Т.И. Динамика первичной инвалидности
взрослого населения вследствие ишемической болезни
сердца в Кемеровской области за 2007-2010 гг. ......
Кашицина В.В., Блинов Д.С., Гулина О.В. Анализ динамики первичной
инвалидности вследствие заболеваний сердечнососудистой
системы в Республике Мордовия за 2005-2010 гг.
СУДЕБНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Максимов А.В., Клевно В.А., Ластовецкий А.Г. Анализ экспертной
оценки качества и эффективности медицинской помощи
пострадавшим при падении с высоты по материалам комиссионных
судебно-медицинских экспертиз ..................
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ РАБОТНИКУ
Ачкасов Е.Е., Штейнердт С.В., Казакова Г.Н., Синдеева Л.В.,
Дятчина Г.В., Штефан О.С. Морфофункциональное состояние
студентов юношеского возраста на рубеже ХХ-ХХI
веков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Федотова Л.А., Соловьев А.Г. Логопедические и психологические
особенности младших школьников с речевыми нарушениями
.......................................................
Ковальчук В.В., Шварцман Г.И., Гусев А.О. Причины необходимости
и способы устранения синдромов неглекта и «отталкивания»
у пациентов после инсульта – факторов, препятствующих
проведению адекватной реабилитации ..........
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО
Васильченко Е. М., Кислова А.С., Золоев Г.К. Организационнометодические
аспекты адаптации к креслу-коляске инвалидов
с ограничением способности к передвижению .........
53
41
45
50
38
24
27
30
32
34
3
15
17
20
CONTENTS
EXPERTISE AND REHABILITATION
Volynets G.V., Puzin S.N., Il’in A.G., Konova S.R., Potapov A.S., Shurgaya
M.A., Bogova O.T. Potapov V.N., Chandirli S.A. Disability
determination in infants
Aliskhanov M.A. Analysis of medical and social rehabilitation measures
which were firstly recognized for disabled in the Republic
of Ingushetia
Sokolova I.A., Guseva N.K., Sokolov V.A., Doyutova M.V. Organization
of sanatorium rehabilitation of working-age disabled with
diseases of the cardiovascular system
Petrov V.G., Smirnova L.М., Polyakov D.S. Rehabilitation of disabled
people after interscapular-thoracic resection
EPIDEMIOLOGY AND STATISTICS OF DISABILITY
Grishina L.P., Aliskhanov M.A. Assessment of primary disability in
the adult population of the North-Caucasian Federal District
Dmitriev V.N. Repeated adult disability due to malignant neoplasms
in the Belgorod region in dynamics for 2000-2009
Domashenko A.A. Chikinova L.N Regularities of disability re-development
due to cancer in working age patients in the Rostov
region for the period 2001-2010
Kondrikova N.V., Proskurina T.I. Dynamics of adult population primary
disability due to ischemic heart disease in the Kemerovo
region for 2007–2010
Kashitsina V.V., Blinov D.S., Gulina O.V. Analysis of the primary disability
dynamics due to diseases of the cardiovascular system in
the Republic of Mordovia for 2005–2010
FORENSIC MEDICO-SOCIAL EXPERTISE
Maksimov A.V., Klevno V.A., Lastovetskiy A.G. The analysis of the
expert assessment of the quality and efficiency of medical aid to
the injured due to falls from a height according to the materials
of the commission of forensic examinations
PRACTCAL WORKER ASSISTANCE
Achkasov E.E. Shteynerdt S.V., Kazakova G.N., Sindeeva L.V.,
Dyatchina G.V., Shtefan O.S. Morphofunctional condition of
teenage students at the turn of XX-XXI centuries
Fedotova L.A., Soloviev A.G. Logopedical and psychological descriptions
of small school children with speech disorders
Kovalchuk V.V. Shvartsman G.I., Gusev A.O. The reasons and ways
of neglekta and «repulsion» syndromes elimination in patients
after stroke – factors, which prevent adequate rehabilitation
QUALITY OF LIFE AND FACTORS DETERMINING IT
Vasil’chenko E.M., Kislova A.S., Zoloev G.K. Organizational and
methodological aspects of adapting to the wheelchair of disabled
with restricted mobility
Журнал представлен в международном информационно-справочном издании
Ulrich’s International Periodicals Directory
Все пpава защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютеpа
либо воспpоизведена любым способом без пpедваpи тельного письменного pазpешения издателя.
© ОАО «Издательство «Медицина»», 2013
Стр.2
ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
© КоллеКтив авторов, 2013
УДК 616-036.86-053.3
Г.в. волынец1
М.а. Шургая2
, С.Н. Пузин2
, о.т. Богова2
, а.Г. ильин1
, С.р. Конова1
, в.Н. Потапов2
, а.С. Потапов1
, С. а. Чандирли2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
1ФГБУ Научный центр здоровья детей раМН, 119991, Москва; 2
кафедра гериатрии и медико-социальной
экспертизы ГБоУ ДПо российская медицинская академия последипломного образования Минздрава
россии,123995, Москва
Предложена медицинская технология, основанная на балльной системе оценки ограничений в основных категориях
жизнедеятельности у детей первого года жизни. Система дает возможность более объективно подходить к
определению категории «ребенок-инвалид» с учетом возрастных особенностей, объективизировать оценку степени
ограничений жизнедеятельности в основных категориях у детей первого года жизни, избежать как ложноположительных,
так и ложноотрицательных решений при проведении медико-социальной экспертизы. Кроме того, она дает
возможность разработать рациональную реабилитацию, оценивать эффективность проводимых реабилитационных
мероприятий.
Ключевые слова: ребенок-инвалид, категория жизнедеятельности, балльная система оценки.
Disability Determination in infants
G.V. Volynets1
, S.N. Puzin2
FGBU Research Center for Children’s Health, 119991, Moscow, Russian Federation; 2
Medical and Social Expertise, 2
S.A.Chandirli 2
1
and Social Development, 123995, Moscow, Russian Federation
Proposed medical technology is based on the score system evaluation of restrictions in major categories of life activity in
infants. The system allows to make a more objective approach to the definition of the «disabled child» category according to
age pecularities, objectify the assessment of of life limitations in the major categories in children of the first year, to avoid a
false positive, false negative decisions during medical and social assessment. In addition, it allows to create the rational design
of rehabilitation, to evaluate the effectiveness of the rehabilitation measures.
Key words: child – disabled, life category, point system evaluation.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09
№ 1013н «Об утверждении классификаций и критериев,
используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы»
утверждены Классификации основных видов нарушений
функций организма и степени их выраженности
и Классификации основных категорий жизнедеятельности
человека и степени выраженности ограничений
этих категорий, используемые при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития
России от 23.12.09 № 1013н, категория «ребенокинвалид»
определяется при наличии ограничений
жизнедеятельности любой категории и любой из трех
степеней выраженности (которые оцениваются в соотДл
я ко р ре спонденции:
Волынец Галина Васильевна – д-р мед. наук, гл. науч. сотр. гастроэнтерологического
отд-ния с гепатологической группой
НЦЗД РАМН, проф. каф. поликлинической и социальной педиатрии
ФУВ РГМУ. 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д.
2; e-mail: volynec_g@mail.ru.
ветствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость
социальной защиты. К основным категориям
жизнедеятельности детей относятся: способность
к передвижению, способность к самообслуживанию,
способность к обучению, способность к общению,
способность к ориентации, способность контролировать
свое поведение [1].
Под ограничениями жизнедеятельности у детей
понимается отклонение от нормы деятельности ребенка
в различные возрастные периоды вследствие
нарушения функционального состояния организма,
которое ограничивает его способность выполнять
определенный комплекс интегрированной деятельности.
К
ограничениям жизнедеятельности ребенка могут
приводить стойкие расстройства функций организма,
обусловленные заболеваниями, последствиями травм
и дефектами.
До настоящего времени медико-социальная экспертиза
проводилась на основании Международной
классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности
и социальной недостаточности (МКН).
Этот документ был пересмотрен ВОЗ и в 2001 г. принят
под названием Международная классификация
3
, A.G. Il’in1
, S.R.Konova1
, A.S. Potapov1
, M.A.Shurgaya2
, O.T. Bogova2
, V.N. Potapov2
,
Department of Geriatrics and
Russian Medical Academy of Postgraduate Education of the Ministry of Health Care
,
Стр.3
Медико-социальная экспертиза и реабилитация, № 2, 2013
функционирования, ограничений жизнедеятельности
и здоровья (МКФ), которая ушла от классификации
«последствий болезни», чтобы стать классификацией
«составляющих здоровья». «Составляющие здоровья»
определяют, из чего оно состоит, в то время как
«последствия» концентрируют внимание на тех влияниях,
которые могут оказывать заболевания на конечный
результат. МКФ занимает нейтральную позицию
по отношению к причинам, вызывающим те или
иные нарушения структур и функций организма, но
содержит несколько составляющих: составляющую
организм, которая содержит две классификации (одна
– для структур организма, другая – для функций организма),
составляющую активность и участие, которая
классифицирует жизнедеятельность человека, и составляющую
контекстовых факторов, которая включает
в себя факторы окружающей среды, в том числе
личностные факторы, которые мешают или способствуют
реализации возможностей человека (участия)
в активной жизнедеятельности.
Нарушения функций могут быть временными или
постоянными, прогрессирующими, регрессирующими
или стабильными, перемежающимися или непрерывными.
Одни нарушения могут приводить к другим нарушениям.
Например, потеря мышечной силы может
нарушать двигательные функции, а стойкое нарушение
двигательных функций может приводить к ограничениям
жизнедеятельности, т. е. к трудностям при
выполнении человеком определенных действий или
задач. Многие функции организма одновременно обеспечивают
деятельность в нескольких сферах жизни.
Так, стойкие нарушения функций, обеспечивающих
двигательную активность (мобильность), могут приводить
к ограничениям жизнедеятельности не только
в категории «Способность к передвижению», но и в
категории «Способность к самообслуживанию». Стойкие
нарушения таких сенсорных функций, как функции
зрения или слуха, могут приводить не только к ограничениям
жизнедеятельности в категории «Способность
к общению», но и в категориях «Способность к обучению»
и «Способность к ориентации». Это говорит
о тесной взаимосвязи между различными категориями
жизнедеятельности, обусловленной тем, что одни и те
же функции организма отвечают за различные сферы
деятельности человека.
Однако зачастую приходится сталкиваться с отождествлением
принципиально различных понятий
«нарушение функции» и «ограничение жизнедеятельности».
Даже значительные и стойкие нарушения
функций могут не приводить к ограничениям жизнедеятельности.
И в то же время даже значительное восстановление
определенных функций не всегда может
приводить к полному восстановлению жизнедеятельности.
Так, например, ограничения жизнедеятельности
в категории «Способность к передвижению» могут
возникать при стойких нарушениях функции подвижности
и/или стабильности суставов, нарушении функций
подвижности костного аппарата, функции силы
и тонуса мышц, а также нарушении таких двигательных
функций, как моторно-рефлекторные функции,
функции непроизвольной двигательной реакции и др.
Движения, которые осуществляются при выполнении
этих функций, являются действием, или выполнением
4
определенной задачи, т. е. одного из видов жизнедеятельности.
Основные
функции, обеспечивающие жизнедеятельность
ребенка, проходят возрастные этапы своего
развития, что обусловливает необходимость при проведении
медико-социальной экспертизы и определении
наличия ограничений жизнедеятельности учитывать
возраст ребенка. С момента рождения и по мере своего
роста и развития ребенок осваивает выполнение тех
или иных действий или задач, относящихся к определенной
категории жизнедеятельности, т. е. учится осуществлять
свою жизнедеятельность. Поэтому каждая
категория жизнедеятельности имеет определенные
возрастные особенности, знание которых позволяет
при проведении медико-социальной экспертизы объективно
определять наличие их ограничений и выносить
правильное экспертное решение.
Рассматриваемые аспекты жизнедеятельности
характеризуются различными вариантами целой серии
показателей, связанных с нарушением комплекса
различных функций организма (статодинамических,
сенсорных, психических и др.), влияние сочетанности
нарушений которых на способность ребенка выполнять
определенный комплекс интегрированной
деятельности в разные возрастные периоды нередко
трудно учесть.
С этой целью в качестве вспомогательного инструмента
разработана балльная система оценки степени
ограничений жизнедеятельности у детей различного
возраста на основе МКФ.
При этом проводится тестирование с оценкой
каждого критерия, характеризующего способности
ребенка к выполнению комплекса действий, относящихся
к основным категориям жизнедеятельности,
с учетом возраста и этапов становления различных
функций, обеспечивающих эти способности. Каждый
критерий оценивается по 4-балльной шкале. Способность
самостоятельно выполнять какое-либо действие
в соответствии с возрастной нормой соответствует 3
баллам. Если какой-либо навык не выполняется в том
возрасте, когда он должен выполняться ребенком (или
наблюдается отставание в его выполнении на один
возрастной период), он оценивается в 2 балла. Отставание
в освоении (выполнении) ребенком определенного
навыка на два возрастных периода оценивается в
1 балл, на три возрастных периода – в 0 баллов.
Под возрастным периодом понимается:
· у детей в возрасте 0–3 года один возрастной период
– это эпикризный срок;
· у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной
период – 1 год;
· затем – возраст 10 лет;
· возраст 15 лет;
· возраст 17 лет включительно.
При оценке способности контролировать свое поведение
под возрастным периодом понимается:
· у детей первого года жизни один возрастной период
– это 6 мес;
· у детей в возрасте от 1 до 7 лет один возрастной
период – 1 год;
· затем – возраст 10 лет;
· возраст 15 лет;
· возраст 17 лет включительно.
Стр.4
ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
тьалировроонтсть ксобноСпо
дениееоё пов св
аниюживамообслусть к ссобноСпо
ание»)жив («Самообслу
ациисть к ориентсобноСпо
сть к общениюсобноСпо
(«Общение»)
ениюдвижсть к пересобноСпо
сть»)обильно («М
учениюсть к обсобноСпо
учение и применение знаний») («Об
тьалировроонтсть ксобноСпо
дениееоё пов св
аниюживамообслусть к ссобноСпо
ание»)жив («Самообслу
ациисть к ориентсобноСпо
сть к общениюсобноСпо
(«Общение»)
ениюдвижсть к пересобноСпо
сть»)обильно («М
учениюсть к обсобноСпо
учение и применение знаний») («Об
аниистировВозраст при те
5
Балльная система оценки степени ограничений основных категорий жизнедеятельности у детей первого года жизни
Показатель
Показатель
3 мес Фиксация взгляда на неподвижных, ярких предметах
Ребёнок вздрагивает и мигает при резком звуке
Длительное зрительное сосредоточение на лицах
Улыбка при виде матери
Прослеживает взглядом двигающийся предмет до средней линии 3
3
На звук дети реагируют или реакцией пробуждения или реакцией
движения
Поворачивает голову в сторону голоса взрослого или в направлении
звука (прислушивается)
Зрительное сосредоточение в вертикальном положении
Длительно рассматривает свои ручки
Лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову
Выраженный хватательный рефлекс
Реакция упора ног; «автоматическая ходьба»
Удерживает голову
Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и
высоко подняв голову
Удерживает голову в вертикальном положении
Первые ощупывающие движения рук, возникающие при случайном
касании предметов
Воспринимает неподвижные объекты
Ищет глазами издающего звуки человека
Голосовые реакции: крик и плач
Начало формирования «комплекса оживления» в виде замирания
или сосредоточения при звуках или зрительной фиксации объекта
(предмета или лица человека)
Издает неопределенные гласные звуки
Сосредоточение на лице говорящего, на игрушке
Реагирует на прикосновение
Контакт «глаза в глаза» (реакция на лицо матери)
Реакция испуга на сильные раздражители, крики, эпизоды фиксации
взгляда на движущихся предметах
Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним
Ищет глазами предмет, издающий звуки
Процесс приёма пищи внутрь через рот не нарушен
Мочеиспускание не нарушено
Дефекация не нарушена
Количество набранных при тестировании баллов в возрасте 3 мес
Нет ограничений (отставание на 0–4%)
Незначительные ограничения (отставание на 5–24%)
Умеренные ограничения (отставание на 25–49%)
Тяжёлые ограничения (отставание на 50–95% и более)
27
26–
27
21–
25
14–
20
24
23–
24
18–
22
≤13 ≤11 ≤19 ≤20 ≤4
1217
2029
3036
3739
21–
31
32–
39
40–
42
39
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
42
3
3
3
9
8–9
7–8
5–6
3
3
3
3
3
баллы
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
баллы
Отсутствует
фиксация взгляда на неподвижных, ярких предметах
Отсутствие вздрагивания и мигания при резком звуке
Отсутствие реакции пробуждения или движения на звук
2
2
2
Не прослеживает взглядом двигающийся предмет до средней линии 2
Отсутствует зрительное сосредоточение на лицах
Отсутствует улыбка при виде матери
Отсутствуют ищущие повороты головы на длительные звуки
Не рассматривает свои ручки.
Не пытается лёжа на животе, поднимать и удерживать голову
Не выражен хватательный рефлекс.
Отсутствует реакция упора ног, «автоматическая ходьба»
Не удерживает голову
Не лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и
высоко подняв голову
Не удерживает голову в вертикальном положении
Отсутствуют первые ощупывающие движения рук, возникающие
при случайном касании предметов
Не воспринимает неподвижные объекты
3
Отсутствует реакция на издающего звуки человека
Голосовые реакции отсутствуют или не выражены
Отсутствует замирание или сосредоточение при звуках, отсутствует
зрительная фиксакция на предмете
Не издает неопределенные гласные звуки
Сосредоточения на лице говорящего, на игрушке нет
Отсутствует реакция на прикосновение
Реакции на лицо матери нет
Отсутствует реакция испуга на сильные раздражители
Улыбкой на разговор с ним не отвечает
Предмет, издающий звуки, глазами не ищет
Нарушен процесс приёма пищи внутрь через рот
Нарушен процесс мочеиспускания
Нарушен процесс дефекации
2
2
2
Отсутствует зрительное сосредоточение в вертикальном положении. 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Стр.5