Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Здравоохранение Российской Федерации

Здравоохранение Российской Федерации №2 2012

0   0
Страниц58
ID340022
АннотацияОснован в 1957 г. Главный редактор Онищенко Геннадий Григорьевич - доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный врач России и Киргизии, Помощник Председателя Правительства РФ. Основные задачи журнала: информирование о теоретическом и научном обосновании мер, направленных на улучшение здоровья населения, демографической ситуации, охраны окружающей среды, деятельности системы здравоохранения, публикация материалов о законодательных и нормативных актах, касающихся совершенствования работы органов и учреждений здравоохранения, публикация информации о положительном опыте работы территориальных органов и учреждений здравоохранения, новых путях этой работы, представление конкретных данных о состоянии здоровья отдельных категорий населения, санитарной и эпидемиологической обстановки в различных регионах России. В соответствии с указанными задачами печатаются материалы о результатах реализации национальных проектов «Здоровье» и «Демография», о совершенствовании стратегии в области экономики и управления здравоохранением, о разработке и внедрении новых форм организации медико-санитарной помощи, медицинских технологий, по оценке и динамике состояния здоровья населения различных регионов Российской Федерации, о подготовке медицинских кадров и повышении их квалификации.
Здравоохранение Российской Федерации : Научно-практический журнал .— Москва : Издательство "Медицина" .— 2012 .— №2 .— 58 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/340022 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Уровень и структура удовлетворенности пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений Мурманска. <...> Роль социальных факторов в формировании аффективной патологии на Крайнем Севере . <...> Некоторые аспекты контрацептивной культуры советского общества 1950—1980-х годов: опыт осмысления в отечественной литературе . <...> Структура первичной инвалидности вследствие туберкулеза взрослого населения Краснодарского края . <...> Стационарная паллиативная помощь населению в Нижегородском хосписе . <...> Диетологическая помощь населению в системе муниципального здравоохранения в условиях деятельности центров здоровья . <...> ЗИНЬКЕВИЧ2 Уровень и структура удовлетворенности пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений Мурманска 1ГОУ ВПО Северный государственный медицинский университет, Архангельск; 2ГУЗ Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Представлена характеристика уровня и структуры удовлетворенности потребителей амбулаторных услуг. <...> Выявлен достаточно высокий средний уровень удовлетворенности пациентов качеством амбулаторных услуг на основании обобщенных и дефрагментированных оценок (65,7 и 58,1% соответственно). <...> Выявлено статистически значимое влияние социального статуса пациентов на их представления о качестве амбулаторных услуг. <...> Ключевые слова : удовлетворенность амбулаторной медицинской помощью, структура удовлетворенности пациентов, уровень удовлетворенности пациентов THE LEVEL AND STRUCTURE OF SATISFACTION OF OUTPATIENTS IN MURMANSK T. <...> Последнее обстоятельство в сочетании с высокой социальной значимостью муниципального здравоохранения обусловливает необходимость проведения социологических исследований по изучению социальных неравенств между отдельными группами населения транзиторного общества в получении Конт ак тная информ ация : Цыганова Ольга Альбертовна, канд. мед. наук, доц.; e-mail: olgatsyg@nsmu.ru 3 Распределение потребителей амбулаторно-поликлинических услуг <...>
Здравоохранение_Российской_Федерации_№2_2012.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Здравоохранение_Российской_Федерации_№2_2012.pdf
2 2012
Стр.1
Журнал «Здравоохранение Российской Федерации» входит в Перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Журнал «Здравоохранение Российской Федерации» представлен в следующих информационно-справочных изданиях: Biological Abstracts; Index Medicus; International Aerospace Abstracts; Ulrich's International Periodicals Directory. Уважаемые читатели! Подписаться на журнал «Здравоохранение Российской Федерации» можно во всех отделениях связи: По каталогу «Роспечать»: индекс 73163 для предприятий и организаций По каталогу «Книга-сервис»: индекс 27875 для индивидуальных подписчиков; для индивидуальных подписчиков; индекс 73164 индекс 27876 для предприятий и организаций Уважаемые читатели! В ОАО «Медицина» выходят из печати книги: Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. 3-е издание, переработанное и дополненное. — М., 2011. — 662 с.: 143 илл. Для студентов медицинских вузов. ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ Тел./факс 8 (499) 264-00-90 Адрес редакции: 107140, Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 17а, стр. 1б. E-mail: meditsina@mtu-net.ru WWW страница: www.medlit.ru Ответственность за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах, несут рекламодатели. Редактор Е. П. Мороз Художественный редактор Р. Р. Катеева Корректор В. С. Смирнова Переводчик Т. А. Чечеткина Верстка Г. В. Калинина Все права защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения издателя. Сдано в набор 08.12.11. Подписано в печать 03.04.12. Формат 60 Ч 88 ⅛. Печать офсетная. Печ. л. 7,00 Усл. печ. л. 6,86. Уч.-изд. л. 7,85. Заказ 164. Подписной тираж номера 648 экз. ЛР № 010215 от 29.04.97 г. Отпечатано в ООО «Подольская Периодика», 142110, г. Подольск, ул. Кирова, 15
Стр.2
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДВУХМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Основан в 1957 г. 2 МАР Т –А ПРЕ ЛЬ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Главный редактор А. И. ПОТАПОВ В. Г. ЗАПОРОЖЧЕНКО (зам. главного редактора), В. Г. ПАНОВ, В. А. ПОЛЕССКИЙ (ответственный секретарь), В. Ю. СЕМЕНОВ, В. И. СТАРОДУБОВ, Н. А. ФРОЛОВА, В. Н. ШАБАЛИН РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И. П. АРТЮХОВ (Красноярск), А. Б. БЛОХИН (Екатеринбург), Н. Ф. ГЕРАСИМЕНКО (Москва), А. Я. ГРИНЕНКО (Санкт-Петербург), Г. И. ГУСАРОВА (Самара), В. Н. ДОЛГОВ (Краснодар), И. М. ИБРАГИМОВ (Махачкала), В. А. МЕДИК (Великий Новгород), Г. И. МЕНДРИНА (Томск), И. Ф. СЕРЁГИНА (Москва), А. Х. ТУРЬЯНОВ (Уфа), Р. У. ХАБРИЕВ (Москва), М. И. ЧУБИРКО (Воронеж), Ю. Г. ЭЛЛАНСКИЙ (Ростов-на Дону) МОСКВА 2012
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Светличная Т. Г., Цыганова О. А., Зинькевич В. К. Уровень и структура удовлетворенности пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений Мурманска....................................... Николаева А. А., Николаев К. Ю., Отева Э. А., Москаленко И. В., Лифшиц Г. И., Давидович Г. А. Факторы риска и прогнозы осложнений артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца у мужчин 40--49 лет в Сибирском регионе .. Попов В. С., Захаров П. И., Петров В. С., Томская Т. Ю. Сравни тельная характеристика применения разных видов высокотехнологичной медицинской помощи в региональных кардиохирургических отделениях Дальневосточного федерального округа ................................................................................. Богородская Е. М., Алексеева В. М., Агапова В. А. Влияние дополнительной социальной помощи впервые выявленным больным туберкулезом легких на экономическую эффективность противотуберкулезной химиотерапии ........................... Семенова Н. Б. Роль социальных факторов в формировании аффективной патологии на Крайнем Севере ......................... Лисицин В. И. Потери, обусловленные ненасильственной смертностью, в Новгородской области .............................................. Блохин А. Б., Кудряков А. Ю. Организационно-экономические факторы в формировании модели регионального здравоохранения ...................................................................................... Габибулаев Ф. А. Изучение мнения городского населения об организации и качестве оказания скорой медицинской помощи Вагин В. А. Гендерные различия в качестве жизни, связанном со здоровьем работников плавсостава Сахалина .................. Сахарова О. Б., Кику П. Ф. Гришанов А. В., Горборукова Т. В. Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здо ровья студентов Дальневосточного федерального универ ситета ................................................................................... Проскурякова Л. А., Зинчук С. Ф. Анализ заболеваемости и инва лидизации студенческой молодежи за десятилетний период ............................................................................................ ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ Знаменательные и юбилейные даты истории здравоохранения России 2012 года ....................................................................... Клинова М. А. Некоторые аспекты контрацептивной культуры советского общества 1950—1980-х годов: опыт осмысления в отечественной литературе ..................................................... НАМ ПИШУТ Болотова Е. В., Терещенко Т. В., Романенко И. А., Богатырева Т. Ю., Шамраева Т. Ф., Солдатенко Н. В. Структура первичной инвалидности вследствие туберкулеза взрослого населения Краснодарского края .............................................. Минайчева Л. И., Назаренко Л. П., Еремина Е. Р., Мункуева Л. Д., Красноярова Е. А. Пренатальная диагностика врожденных пороков развития плода: важность комплексного обследования беременных в I триместре ......................................... Лазарев В. Н., Мартусевич А. К., Бухвалов С. А. Стационарная паллиативная помощь населению в Нижегородском хосписе ............................................................................................ Лобыкина Е. Н., Рузаев Ю. В. Диетологическая помощь населению в системе муниципального здравоохранения в условиях деятельности центров здоровья .............................................. Жибурт Е. Б., Филина Н. Г., Караваев А. В. Приоритеты модернизации трансфузиологии ........................................................ 49 50 52 53 56 45 47 3 8 12 18 23 27 30 33 35 38 41 Bogorodskaya E. M., Alekseyeva V. M., Agapova V. A. Impact of additional social care to fi rst detected patients with pulmonary tuberculosis on the economic effi ciency of antituberculosis chemotherapy Semenova N. B. Role of social factors in the development of affective pathology in the Far North Lisitsin V. I. Loses caused by non-violent deaths in the Novgorod Region Blokhin A. B., Kudryakov A. Yu. Organizational and economic factors in the formation of a regional public health model Gabibulayev F. A. Study of the urban population’s opinion about the organization and quality of emergency medical care Vagin V. A. Gender differences in health-related quality of life of marine and river craft workers in Sakhalin Sakharova O. B., Kiku P. F., Grishanov A. V., Gorborukova T. V. Infl uence of sociohygienic factors on the health status of students from the Far Eastern Federal University Proskuryakova L. A., Zinchuk S. F. Analysis of morbidity and disability rates among students over a decade HISTORY OF PUBLIC HEALTH AND MEDICINE Remarkable and Anniversary Dates of the History of Public Health of Russia in 2012 Klinova M. A. Some aspects of the contraception culture of Soviet society from the 1950s to the 1980s: experience of comprehension in the Russian literature LETTERS TO THE EDITOR Bolotova E. V., Tereshchenko T. V., Romanenko I. A., Bogatyreva T. Yu., Shamrayeva T. F., Soldatenko N. V. Structure of primary disability due to tuberculosis in the adult population of the Krasnodar Territory Minaicheva L. I., Nazarenko L. P., Eremina E. R., Munkuyeva L. D., Krasnoyarova E. A. Prenatal diagnosis of fetal congenital malformations: importance of comprehensive examination of pregnant women in the fi rst trimester of pregnancy Lazarev V. N., Martusevich A. K., Bukhvalov S. A. Inpatient palliative care to the population at a Nizhni Novgorod hospice Lobykina E. N., Ruzayev Yu. V. Dietary care to the population in the municipal health care system in the health centers Zhiburt E. B., Filina N. G., Karavayev A. V. Priorities of transfusiology modernization CONTENTS Svetlichnaya T. G., Tsyganova O. A., Zinkevich V. K. The level and structure of satisfaction of outpatients in Murmansk Nikolayeva A. A., Nikolayev K. Yu., Oteva E. A., Moskalenko I. V., Lifshits G. I., Davidovich G. A. Risk factors and prognoses of complications of arterial hypertension and coronary heart disease in 40-49-year-old men in the Siberian Region Popov V. S., Zakharov P. I., Petrov V. S., Tomskaya T. Yu. Com parative characteristics of using different types of hightechnology medical care in the regional cardiosurgical units of the Far Eastern Federal District По чтовый ад р ес ре дакции жу р н а л а: 115088 Москва, ул. Новоостаповская, д. 5, строение 14 ОАО «Издательство "Медицина"» Телефон редакции: 8-499-264-36-66 Зав. pедакцией Т. М. КУРУШИНА ОАО «Издательство "Медицина"», 2012 2
Стр.4
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:616-08-039.57 Т. Г. СВЕТЛИЧНАЯ1 , О. А. ЦЫГАНОВА1 , В. К. ЗИНЬКЕВИЧ2 Уровень и структура удовлетворенности пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений Мурманска 1ГОУ ВПО Северный государственный медицинский университет, Архангельск; 2ГУЗ Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Представлена характеристика уровня и структуры удовлетворенности потребителей амбулаторных услуг. В исследовании приняли участие 823 пациента 9 муниципальных учреждений здравоохранения Мурманска. Выявлен достаточно высокий средний уровень удовлетворенности пациентов качеством амбулаторных услуг на основании обобщенных и дефрагментированных оценок (65,7 и 58,1% соответственно). Большинство (64,8%) пациентов довольны квалификационным/техническим аспектом качества, т. е. тем, «что» предоставляют медицинские учреждения пациентам. Удовлетворены тем, «как» (организационный/функциональный аспект) оказывается медицинская помощь муниципальными поликлиниками, лишь 41,8% респондентов. Выявлено статистически значимое влияние социального статуса пациентов на их представления о качестве амбулаторных услуг. Ключевые слова : удовлетворенность амбулаторной медицинской помощью, структура удовлетворенности пациентов, уровень удовлетворенности пациентов THE LEVEL AND STRUCTURE OF SATISFACTION OF OUTPATIENTS IN MURMANSK T. G. Svetlichnaya1 , O. A. Tsyganova1 , V. K. Zinkevich2 1North State Medical University, Arkhalgelsk; 2Murmansk Regional Center for Prevention and Control of AIDS and Infectious Diseases The paper characterizes the level and structure of satisfaction of outpatient health service users. A total of 823 patients from 9 Murmansk municipal health care facilities participated in the study. A rather high average satisfaction of patients with the quality of outpatient services was revealed on the basis of generalized and defragmented scores (65.7 and 58.1%, respectively). Most (64.8%) patients were content with the qualifi cation/technical aspect of the quality, i.e. with what the health care facilities provided to the patients. They were satisfi ed with how (the organizational/functional aspect) the municipal polyclinics delivered medical care only to 41.8% of the respondents. The social status of the outpatients was found to have a statistically signifi cant impact on their idea of the quality of outpatient services. Key words: satisfaction with outpatient medical care; structure of satisfaction of patients; level of satisfaction of patients Согласно современной концепции ВОЗ [2], одной из трех главных целей системы здравоохранения является обеспечение соответствия медицинской деятельности легитимным ожиданиям пациентов. В формулировке данной цели отражено стремление ВОЗ сместить центр внимания системы здравоохранения с болезни на человека со всеми его экономическими, социальными и культурными правами, проблемами и ожиданиями [6]. Оценка степени достижения поставленной цели осуществляется на основании измерения конечных результатов деятельности системы здравоохранения, проводимой в двух направлениях, — соблюдения прав человека в процессе его взаимодействия с системой здравоохранения и восприимчивости системы к ожиданиям, запросам и предпочтениям пациентов относительно содержания и условий предоставления медицинских услуг. Оба эти параметра учитываются при формировании показателя «отзывчивости» системы здравоохранения — критерия, который, согласно методике ВОЗ, вносит 25% вклада в оценку эффективности здравоохранения [2]. Величина показателя определяется на основе результатов социологических опросов и измеряется удовлетворенностью пациентов оказываемой медицинской помощью. По данным ВОЗ, приводимым В. А. Алексеевым и соавт. [2], по коэффициенту «отзывчивости» системы здравоохранения в 2001 г. России принадлежало 69—72-е место среди других стран мира наряду с Латвией, Сирией и Венесуэлой (n = 191). При этом государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения страны по удовлетворенности пациентов занимают нижние места рейтинга, значительно отставая от ведомственных специализированных клиник и частных медицинских организаций, где доля довольных медицинским обслуживанием составляет 70 и 68% соответственно [7]. Последнее обстоятельство в сочетании с высокой социальной значимостью муниципального здравоохранения обусловливает необходимость проведения социологических исследований по изучению социальных неравенств между отдельными группами населения транзиторного общества в получении Конт ак тная информ ация : Цыганова Ольга Альбертовна, канд. мед. наук, доц.; e-mail: olgatsyg@nsmu.ru 3
Стр.5
Распределение потребителей амбулаторно-поликлинических услуг по изучаемым признакам и их группам Признаки и их группы Пол м ж Возраст, годы 18—29 30—39 40—49 50—59 60—69 Семейное положение семейные, в том числе состоящие в: зарегистрированном браке незарегистрированном браке одинокие, в том числе: холостые вдовые разведенные Образование среднее общее среднее специальное высшее Занятость работающие, в том числе: рабочие служащие предприниматели неработающие, в том числе: пенсионеры учащиеся безработные прочие Место жительства город село Уровень доходов абсолютная бедность относительная бедность достаток Посещаемость поликлиник редкая оптимальная частая Итого... 4 545 166 329 50 278 187 31 20 40 809 14 323 463 17 477 153 193 823 66,2 20,2 40,0 6,1 33,8 22,7 3,8 2,4 4,9 98,3 1,7 39,2 56,3 4,5 58,0 18,6 23,5 100,0 677 556 121 286 135 75 76 174 355 294 70,3 57,7 12,6 29,7 14,0 7,8 7,9 21,1 43,1 35,7 Абсолютное число респондентов 311 512 118 129 201 197 178 Относительное число респондентов, % к итогу 37,8 62,2 14,3 15,7 24,4 23,9 21,6 доступной и качественной амбулаторной медицинской помощи как наиболее массового ее вида дифференцированно по отдельным административным территориям страны. Особенно актуальны эти проблемы для северных территорий России, переживающих в условиях переходного периода процесс глубокой трансформации всех систем жизнеобеспечения. С целью изучения уровня и структуры удовлетворенности потребителей амбулаторных медицинских услуг и определяющих ее факторов мы предприняли специальное медико-социологическое исследование. По характеру проведения исследование являлось неэкспериментальным аналитическим с использованием индивидуальных данных, по времени — поперечным одномоментным. Базой для исследования послужили 9 муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений Мурманска. Объектом исследования явились пациенты старше 18 лет, обратившиеся за медицинской помощью в марте — июне 2009 г. и давшие добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Сбор статистического материала проводили методом бесповторной случайной выборки по специально разработанной и одобренной Комитетом по этике статистической “Карте изучения реализации прав пациентов при получении амбулаторной медицинской помощи” независимые интервьюеры — волонтеры с незаконченным высшим медицинским образова нием. Структура анкеты включала 2 блока: социально-де мо гра фический, отражающий личные характеристики по требителей медицинских услуг, и основной, посвященный изучению, удовлетворенности пациентов до ступ ностью и качеством амбулаторной медицинской помощи.. Анкета содержала 43 “закрытых” вопроса и была протестирована в предыдущих исследованиях [8]. Опрос проводился в очной и заочной формах. При оч ном опросе анкета заполнялась интервьюерами на ос новании ответов опрашиваемых, при заочном — самостоятельно самими респондентами. После проверки полноты представленной информации заполненные анкеты подвергались статистической обработке. Всего было заполнено 1050 таких карт, из них в анализ включены (полностью заполнены все графы) 823 анкеты, или 78,4%. Социально-демографические характеристики пациен - тов, принявших участие в исследовании, представлены в таблице. Для характеристики материального благосостояния потребителей амбулаторных услуг нами проведена группировка изученного контингента по величине прожиточного минимума (6,2 тыс. руб. в месяц) и среднедушевого дохода (18,4 тыс. руб. в месяц), сложившихся в Мурманской области в I квартале 2009 г. В зависимости от уровня доходов все обследуемые лица были распределены по 3 группам: — малообеспеченные (39,2%), живущие в состоянии абсолютной бедности и имеющие среднедушевые доходы ниже или на уровне прожиточного минимума; — относительно бедные (56,3%), доходы на одного члена семьи которых находились в пределах от прожиточного минимума до среднерегионального уровня доходов на душу населения; — обеспеченные (4,5%), величина среднедушевых доходов которых превышала средний уровень доходов на душу населения в регионе. При группировке пациентов по частоте амбулаторных контактов нами использован традиционный подход [4], согласно которому оптимальным принято считать 4—5 посещений на одного человека в год, достаточно
Стр.6