ТЕХНОЛОГИИ
Интернет
позволяет
учиться
у лучших
Образование и карьера
Дотянуться до звезд
13 апреля 2016 среда № 78 (6946)
Прямая речь Российские вузы растут в мировых рейтингах
В ТАПОЧКАХ
НА ЛЕКЦИЮ
Юлия Воронина
ОПРОСЫ, проведенные
Ericsson ConsumerLab в школах,
показали, что школьники активно
пользуются мобильными телефонами
для самостоятельной
подготовки к урокам и общения
в процессе обучения. Самые востребованные
приложения —
Facebook, MSN Messenger и
Skype. Кроме того, ученики охотно
пользуются Google Docs для
совместной работы над документами.
Разумеется, все они
пользуются и электронной почтой,
и мессенджерами, а также
регулярно созваниваются друг с
другом в процессе подготовки к
урокам.
Согласно прогнозу аналитиков
Ericsson ConsumerLab и
шведского фонда Riksbankens
Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые»
дети будут составлять 50
процентов населения планеты. В
связи с этим среднее образование
постепенно переместится в
онлайн.
С развитием Интернета образование
становится публичным.
Любое действие в этой области,
от видеозаписи хорошей лекции
до слабого доклада на конференции,
находится под увеличительным
стеклом. «И это значит, что
становятся видными и сильные,
и слабые стороны существующей
системы, — пояснил «РГ» директор
проекта «Лекториум»
Яков Сомов. — Появляются вузы,
которые создают отделы научной
и образовательной коммуникации
и используют Интернет,
чтобы дополнительно привлекать
внимание к себе. По сути
дела, мы видим рождение нового
тренда — образование как медиа».
Ведущие
вузы
бесплатно обучают
десятки тысяч
людей по самым
разным дисциплинам:
от генетики до
небесной механики
Становятся все популярнее
академические массовые онлайн-курсы.
Ведущие вузы бесплатно
обучают десятки тысяч
людей по самым разным дисциплинам:
от генетики до небесной
механики. Прежде чем выбрать
бакалавриат или магистратуру,
можно онлайн пройти
базовый курс по предмету, познакомиться
с автором и пройти
тестирование. Так перестраивается
вся система профориентации.
Есть
также некоммерческие
онлайн-проекты. «В их числе
образовательный проект edX,
основанный Гарвардским университетом
и Массачусетским
технологическим институтом, —
рассказал «РГ» старший консультант
по развитию бизнеса
Ericsson в регионах Северная Европа
и Центральная Азия Евгений
Уткин. — Проект позволяет
получать образование дистанционно
в интерактивном режиме.
Не менее популярна образовательная
платформа Coursera, в
рамках которой различные курсы
читают профессора 30 ведущих
университетов мира. С помощью
Coursera любой желающий
может дистанционно учиться
у преподавателей Принстонского
и Стэнфордского университетов».
Автор
книги «Викиномика:
как массовое сотрудничество изменяет
все» Дон Тапскотт уверен,
что если раньше выпускники
учебных заведений выходили
из них полностью подготовленными,
то сейчас знаний, полученных
в вузах, хватает лишь на
15 минут. Люди приобретают новые
знания на протяжении всей
жизни, причем процесс обучения
идет практически ежедневно.
Интернет способствует этому,
поскольку упрощает и ускоряет
получение знаний. Благодаря
ему можно учиться как самостоятельно,
так и с помощью
преподавателей ведущих университетов
мира. Интернет делает
процесс обучения необременительным
как в плане физических,
так и в плане финансовых
затрат, и эта тенденция
сохранится и в будущем.
A3
Татьяна
Батенёва
В
2012 году началась реализация
проекта повышения
конкурентоспособности
российских
вузов «5-100». К 2020
году пять из них должны попасть
в сотню лучших университетов
мира. О том, как продвигается
проект, «РГ» рассказал заместитель
министра образования и науки
Российской Федерации Александр
Повалко.
Александр Борисович, можно
уже говорить о первых результатах
проекта «5-100»?
АЛЕКСАНДР ПОВАЛКО: Со старта проекта
в вузах-участниках произошли
масштабные изменения: созданы
новые лаборатории, совместно с
российскими и международными
высокотехнологичными компаниями
реализовано более 1000
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских проектов.
В партнерстве с ведущими зарубежными
и российскими университетами
и научными организациями
разработаны и внедрены
сотни новых образовательных
программ, в том числе более 250
программ на иностранном, главным
образом, английском языке.
Более чем в два раза увеличилось
количество университетских научных
журналов, индексируемых
в базах данных Web of Science и
SCOPUS. В большинстве вузов удАкцент
Проект
«5-100» направлен
на то, чтобы каждый из университетов-участников
мог
развивать свои уникальные
и наиболее конкурентоспособные
направления
воилось число высокоцитируемых
публикаций сотрудников.
Какие международные рейтинги
учитываются при оценке результатов?
АЛЕКСАНДР
ПОВАЛКО: Мы ориентируемся
на международные рейтинги,
рекомендованные Советом по
повышению конкурентоспособности
ведущих университетов
Российской Федерации среди ведущих
мировых научно-образовательных
центров. Это три международных
рейтинга, которые
признаются экспертным сообществом
как наиболее авторитетные:
QS, Times Higher
Education и ARWU.
— А удалось каким-то вузам попасть
в престижные мировые
рейтинги?
АЛЕКСАНДР ПОВАЛКО: Еще в 2013 году
ни один из вузов, отобранных в
проект, не входил в общий рейтинг
Times Higher Education. В
прошлом году таких было уже 9.
Недавно опубликованы предметные
рейтинги QS — вузы проекта
вошли в 13 из них, причем некоторые
отмечены впервые. А в целом
представительство университетов—участников
проекта в
таких рейтингах за последний год
увеличилось в 1,5 раза — с 6 до 9.
Какие шаги предпринимают министерство
и сами университеты,
чтобы подняться выше в рейтингах?
АЛЕКСАНДР
ПОВАЛКО: Университеты
усиливают те компоненты своей
деятельности, которые влияют на
результаты в рейтингах. В частности,
растет публикационная активность,
в том числе в высокорейтинговых
журналах. Соответственно,
растут уровень цитируемости
и узнаваемость в академической
среде. Вузы привлекают к
руководству научными коллективами
всемирно известных ученых,
включая нобелевских лауреатов.
Растет число студентов и
преподавателей из-за рубежа, количество
программ академической
мобильности, появляются
новые вузы-партнеры. Под брендом
проекта наши вузы участвуют
в наиболее важных международных
мероприятиях, что позволяет
им развивать сотрудничество
с ведущими зарубежными вузами.
Следят
ли теперь сами вузы за
престижными рейтингами?
АЛЕКСАНДР ПОВАЛКО: Мы стараемся,
чтобы университетские специалисты
получали самую свежую
информацию обо всем, что касается
рейтингов, что называется,
«из первых рук». Для этого регулярно
проводим семинары, на
которых выступают ведущие мировые
эксперты, ответственные
за составление и развитие основных
мировых рейтингов.
Традиционно наши вузы сильны
по точным предметам. Но в мире
сейчас приоритет отдан наукам
о жизни. Есть ли продвижение по
этим направлениям подготовки?
АЛЕКСАНДР ПОВАЛКО: Проект «5-100»
РЫНОК ТРУДА Пиковый спрос на строительные специальности
может быть снят за пять лет
Штукатур своего дела
О
Ольга Бухарова
тношение к рабочим профессиям
постепенно меняется.
Сегодня работодатели
заявляют, что на 30 процентов
«мозгов» им нужно 70 процентов
рабочих рук. Поэтому
инженер среднего специального
звена давно стоит дороже, чем
его коллега с высшим образованием.
Около 14 процентов россиян
сегодня уверены, что профессии
будущего — это айтишник
и инженер. На «круглом столе»
«Профессии будущего» выступающие
подтвердили: сегодня
на одну вакансию инженера
приходится 12 резюме.
Еще недавно дефицитными
специальностями были строительные.
«Сейчас наши стройки
полностью укомплектованы кадрами,
особого дефицита в специалистах
нет, рассказал «РГ» заместитель
генерального директора
компании «Профи-инвест»
Юрий Демьянко. — В основном на
объектах работают россияне,
только 20—30 процентов рабочих
— приезжие с Украины и из Белоруссии,
на которых мы оформляем
патенты. Они работают отделочниками
и каменщиками».
Сегодня так же, как и десять
лет назад, застройщикам требуются
монтажники, проектировщики,
крановщики, сварщики и
т.д. «При подготовке кадров взят
курс на тесное взаимодействие с
работодателями, — рассказала
«РГ» заместитель министра труда
России Любовь Ельцова. —
Разработанный справочник новых
профессий для образовательных
учреждений будет носить
скорее рекомендательный
характер, чтобы было понятно,
на какие специальности сегодня
нужно делать ставку. И как перекраивать
учебные планы, если
они хотят выпускать конкурентоспособных
специалистов, которые
востребованы на рынке. И
строить долгосрочную стратегию
присутствия на рынке».
Сейчас, когда некоторые застройщики
из-за экономических
трудностей становятся
банкротами, компании еще не
задумываются о необходимости
подготовки специалистов
«на вырост», с учетом новых
требований. Между тем в минтруде
и АСИ уже знают, какие
специалисты будут востребованы
в 2020 году. Среди строительных
специальностей меньше
чем через десять лет
появится спрос на
прораба-вотчера
(специалист,
Чем выше рейтинг вуза, тем больше
конкурс среди желающих стать
его студентами.
направлен на то, чтобы каждый
вуз мог развивать свои уникальные
и наиболее конкурентоспособные
направления, в том числе
в естественно-научных областях.
Можно привести множество примеров.
На базе МФТИ функционирует
Центр живых систем —
уникальный для России научноисследовательский
и образовательный
комплекс. С 2014 года в
нем работают более 20 инновационных
лабораторий с самым
современным оборудованием
для химических и биотехнологических
исследований. В Нижегородском
университете имени Лобачевского
в прошлом году открылся
SPF-виварий, предназначенный
для проведения уникальных
исследований по таким заболеваниям,
как шизофрения, эпилепсия,
болезнь Альцгеймера. До
этого в стране существовало
лишь два подобных комплекса. В
состав Казанского федерального
университета вошел высокотехнологичный
медицинский центр,
который позволяет сочетать
образовательный процесс и фундаментальную
науку. В МИФИ
работает Центр ядерной медицины,
который участвует в подготовке
высококвалифицированных
кадров для ядерной
медицины, радиологии
и лучевой терапии.
A3
Инвестиции в себя
ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ»
В период экономического кризиса
многие менеджеры готовы
платить за собственное обучение
ТЕНДЕНЦИИ
Гости ММСО
узнают о том, кто будет
востребован на рынке
труда
Профи
из будущего
Федор Андреев
СЕГОДНЯ в Москве отрывается Московский международный
салон образования (ММСО-2016). Одной из важных тем
представительного события является тема выбора профессии.
Какую профессию выбрать — этот вопрос встает не только
перед выпускниками средней школы. Порой его задает
себе и взрослый человек, желающий поменять сферу деятельности.
Как им найти себя, определиться со специальностью
в соответствии не только с личными желаниями, но и с
запросами рынка?
Ответить помогут эксперты кластера профориентации
«Профессии будущего» — представители рекрутинговых
агентств и порталов, психологи, специалисты по профориентации,
сотрудники ведущих вузов страны, эксперты долгосрочного
прогнозирования рынка труда и топ-менеджеры
российских компаний активно развивающихся отраслей
экономики. Куратором площадки выступила Алена Владимирская,
основатель карьерного консалтингового агентства
«Антирабство» и один из самых известных хедхантеров Рунета.
Эксперты
рынка труда сходятся в том, что правильнее
предсказывать не профессии, а навыки и компетенции будущего.
Среди наиболее важных они называют ответственность
за свою жизнь, адаптивность, обладание экспертизой
в своей сфере, системность мышления, умение создавать
проекты «под ключ», мотивацию и навыки инвестирования
в самого себя. Современное образование должно не просто
давать готовые знания на лекциях, но формировать эти компетенции
через практику и эксперимент, само по сути быть
экспериментом. А профессионалам будущего необходимо
быть готовыми к постоянному и непрерывному обучению. В
этом случае никакие потрясения рынка труда не будут им
страшны.
По мнению Алены Владимирской, у вузов нет возможности
инвестировать в исследования профессий будущего. К
этому добавляется и позиция родителей, которые нередко
программируют детей на профессии прошлого: «Иди бухгалтером
— это верный кусок хлеба». В отдаленной перспективе
это может привести к безработице. Поэтому главной
задачей кластера «Профессии будущего» стало знакомство
школьников и родителей с отраслями, в которых эксперты
прогнозируют наиболее значимые изменения и высокий
спрос на специалистов нового типа. Это промышленность,
производство, робототехника, IT-технологии, медицина и
биотехнологии, аграрный бизнес, искусство, развлечения и
массмедиа, экономика и финансы.
Сейчас «народная» профориентация зачастую сводится
к результатам ЕГЭ — по каким предметам выпускник удачно
сдал экзамен, в той сфере знаний он и продолжит образование.
В качестве альтернативы такому непродуктивному подходу
президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные
технологии» Алексей Серебряков предлагает развивать
систему профориентационных лагерей и мотивационные
тренинги для школьников. А также активнее работать с
родителями, разъясняя им, что через 5—10 лет наиболее востребованными
специалистами будут, например, инженеры
и IT-специалисты, а не экономисты и юристы.
Гости ММСО-2016 смогут принять участие в таких тренингах,
записаться в лагерь, пройти профориентационные
тесты и познакомиться с топ-менеджерами ведущих российских
компаний и рекрутинговых агентств на площадке кластера
«Профессии будущего».
ИНИЦИАТИВА Академическую
грамматику русского
языка ждут перемены
Не скучать
по добром
молодце
Татьяна Батенёва
Подмосковный рынок жилья
— самый большой в стране, занимает
около 10 процентов всего
строящегося в стране жилья с
годовым оборотом до 800—900
миллиардов рублей. И, казалось,
именно этот регион должен
быть кузницей кадров. Но, по
информации правительства области,
ежегодно из подмосковных
колледжей выпускаются 15
тысяч специалистов среднего
звена, хотя местным предприятиям
ежегодно требуется не менее
36 тысяч. Поэтому больше
половины строителей — приезжие.
Местных специалистов
строительных специальностей
здесь днем с огнем не сыщешь.
Власти Подмосковья собираются
изменить ситуацию в подготовке
кадров и ориентироваться
на запросы компаний.
СЕГОДНЯ в рамках Московского международного салона
образования начал работу международный научный
симпозиум «Русская грамматика 4.0». На нем собрались
русисты из 20 стран. О том, почему у научного
мероприятия такое интригующее название, «РГ» рассказали
его участники: заместитель директора по науке
Института русского языка им. Виноградова РАН
Владимир Плунгян, руководитель центра грамматических
исследований, ведущий научный сотрудник того
же института Галина Кустова и проректор Государственного
института русского языка им. Пушкина Михаил
Осадчий.
Итак, нас ждет новая реформа русской грамматики? ?
МИХАИЛ ОСАДЧИЙ: Слово «грамматика» имеет несколько
значений. Во-первых, это грамматический строй языка
— словообразование, морфология, синтаксис. Во-вторых,
описание системы языка — от фонетики до синтаксиса.
В СССР с 1952 года примерно каждые 10 лет выходили
академические грамматики русского языка. Последняя
вышла в 1980 году, но с тех пор в языке произошли
значительные изменения. Мы — носители русского
языка — чувствуем интуитивно, как можно и как
нельзя говорить. В отличие от иностранца, который
всегда ориентируется на нормативные описания языка.
И если таких описаний нет долгое время, иностранцам,
изучающим русский язык, и авторам учебников не на
что ориентироваться.
применяющий цифровые
проекты сооружений), менеджера-проектировщика
BIM
(использует новые
технологии информационного
моделирования),
экоаналитика в строительстве,
проектировщика 3Dпечати.
Стройки
ждут молодых,
энергичных рабочих
высокой квалификации.
A4
Мы видим изменения в лексике — появляются новые слова,
выражения. Но как может меняться основа основ —
грамматика, правила, которые ты зазубрил в школе?
ВЛАДИМИР ПЛУНГЯН: Язык устроен так, что он меняется непрерывно,
буквально каждый день. Эти изменения могут
быть не очень заметны для одного поколения, но с
годами они накапливаются — грамматика меняется,
хотя и медленнее. Необходимость новых грамматических
описаний языка связана еще и с тем, что меняется
наука — появляются новые методы, новые теории. Это
нормально, когда у языка есть несколько грамматических
описаний. Какие-то из них предназначены для широкой
публики, какие-то — для специалистов
или для иностранцев, у которых свои потребности.
A4
А2
ИНФОГРАФИКА
«РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА /
ОЛЬГА БУХАРОВА
ВЛАДИМИР САЯПИН / ТАСС
АРКАДИЙ КОЛЫБАЛОВ
Стр.1