Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторТрахтенберг
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц12
ID338133
АннотацияРассматриваются две статьи из журнала Н. П. Осипова: "Иной делает то, иной другое…" и "Училище Гамы-Эбн-Абула". В центре обоих произведений - проблема личности, ее целостности и ценностных ориентиров. Статьи находятся в диалогических отношениях: в первой ставится вопрос, во второй предлагается ответ. Первая статья представляет пример своеобразного лингвистического эксперимента: ключевой прием в ней - многократный повтор слова иной, употребляемого в различных контекстах. С его помощью обозначен несводимый воедино ряд субъектов; в антитезе я и иного оба члена остаются неопределенными. Вторая статья представляет собой притчу, где это противопоставление преодолевается в сфере этики: его снимает общность нравственного закона.
УДК821.161.1.09"17"
Трахтенберг, Л. Антропология иного / Л. Трахтенберг // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №2 .— С. 137-148 .— URL: https://rucont.ru/efd/338133 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 Л.А.Трахтенберг АНТРОПОЛОГИЯ ИНОГО: ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ЖУРНАЛЕ Н.П. <...> ОСИПОВА «ЧТО-НИБУДЬ ОТ БЕЗДЕЛЬЯ НА ДОСУГЕ» В работе рассматриваются две статьи из журнала Н.П. Осипова «Чтонибудь от безделья на досуге», до сих пор практически неисследованного: «Иной делает то, иной другое…» и «Училище Гамы-Эбн-Абула». <...> В центре обоих произведений – проблема личности, ее целостности и ценностных ориентиров. <...> Статьи находятся в диалогических отношениях: в первой ставится вопрос, во второй предлагается ответ. <...> Первая статья представляет пример своеобразного «лингвистического эксперимента»: ключевой прием в ней – многократный повтор слова иной, употребляемого в различных контекстах. <...> С его помощью обозначен несводимый воедино ряд субъектов; в антитезе я и иного оба члена остаются неопределенными. <...> Вторая статья представляет собой притчу, где это противопоставление преодолевается в сфере этики: его снимает общность нравственного закона. <...> В европейской литературе XVIII в. сатирические, или моралистические, журналы занимают немаловажное место. <...> В подражание им сатирические журналы возникали по всей Европе: в Великобритании, Нидерландах, Франции, Германии, Испании, Италии, в скандинавских странах, в Польше (см. обзорные работы: 137 [Rau, 1980; Ertler, 2012]). <...> В их основе лежал эстетический принцип Горация – “utile dulci miscere”, «поучать, развлекая»: будучи легким чтением, журналы ставили задачу исправления нравов. <...> Моралистические еженедельники – ранний образец журнала как целостной литературной формы (см. подробно об этом феномене: [Зыкова, 2005]). <...> В России с этой традицией связаны журналы 1769–1774 гг. <...> 1 и «Почта духов» И.А. Крылова, но не только они: большинство других русских сатирических журналов второй половины XVIII в. почти забыто. <...> К их числу принадлежит и журнал Н.П. Осипова «Что-нибудь от безделья на досуге» (библиографические сведения о нем см. <...> ). Из произведений Осипова в истории литературы известна главным образом «Вергилиева Енейда <...>