№ 2 И.В. Киселева ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ В ПОЭЗИИ В.В. <...> МАЯКОВСКОГО Статья посвящена анализу словоупотреблений лексем правый и левый и их производных в поэтическом языке В.В. Маяковского. <...> Автор статьи акцентирует внимание на том, что оппозиция «правый» — «левый» отражает систему ценностей того времени, в котором жил и творил поэт. <...> Постановка вопроса обусловила сопоставление традиционного и нового, метафорического, осмысления данной оппозиции в лирике Маяковского. <...> Исторически в русском языковом сознании укоренилось противопоставление ПРАВЫЙ — ЛЕВЫЙ как отражение центральной нравственной антиномии «добро — зло». <...> Понятия «правый» и «левый» относятся к числу важнейших в сознании и культуре человека, на что обращали внимание многие исследователи. <...> Изучению метафорических полей ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ и их концептуализации в разных языках посвящен ряд работ: см. особенно [Иванов, 1982, т. <...> По данным Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля: «ПРАВЫЙ 1. <...> В русском языке в разные периоды развития общества концептуальная оппозиция ПРАВЫЙ — ЛЕВЫЙ претерпевает изменения, приобретая важное идеологическое значение. <...> Термины правые и левые впервые появились во французском Национальном Собрании времен Великой Французской революции. <...> Когда в первой половине XX в. из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии, то их также относили к левым («крайне левым»). <...> Особый интерес представляет реализация этой оппозиции в поэтическом языке этого времени, в частности в творчестве В.В. Маяковского. <...> Произведения, включающие понятия «правый» и «левый», выражают представление об особенностях эпохи, в которую они были созданы. <...> В поэме «Война и мир» (1915–1916) Маяковский создает гигантскую антивоенную панораму. <...> Оба мотива объединяются в описании вселенского хаоса и приобретают значение, аналогичное выражению вкривь и вкось («неправильно, неудачно»). <...> Вправо, влево, вкривь, вкось, выфрантив <...>