№ 3 С.И. Кормилов МОСКВА В ПОЭЗИИ ВЛАДИСЛАВА ХОДАСЕВИЧА В статье проанализированы все стихотворения Владислава Ходасевича, в которых упоминается Москва — его родной город. <...> Обрисован мрачный колорит московской темы в сборнике стихов 1920 г. и светлый облик города в более поздней поэзии. <...> и «Соррентинские фотографии» (1925, 1926), причем в первом из них к Москве относится одна начальная строка, а в пространном (из 182 стихов) втором, вполне соответствующем своему названию, — одно сравнение: «Домишко низкий и плюгавый // <…> все маячит предо мной, // Как бы сползая с косогора // Над мутною Москвой-рекой» [Первопрестольная…, 2005: 150]. <...> VI» (1926) он рассказывал: «В стихотворение «Верба», вслед за описанием шаров, морских жителей и гарцующих жандармов, была мною красиво вставлена и такая строфа: Весна! <...> Выставляется первая рама — И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. <...> Должен еще покаяться, что, будучи уличен в плагиате, предерзко отрицал это обстоятельство и чуть не до слез божился, что стихи 1 Впоследствии ему были посвящены стихотворение В.В. Набокова «Верба» [Набоков, 1991: 71] и глава «Вербное воскресенье» в «Лете Господнем» И.С. Шмелева, также основанном на детских впечатлениях [Шмелев, 2008: 368—380]. <...> Так и неясно, предшествовала эта строфа плагиату по отношению к А.Н. Майкову, как говорилось в «Парижском альбоме», или наоборот. <...> Появляется она в третьей его книге «Путем зерна» (1920, 1922) как сугубо мрачная. <...> Подряд идут стихотворения «В Петровском парке» (1916) с описанием на протяжении трех шестистиший самоубийцы («Висел он, не качаясь, // На узком ремешке» и т.д.), «Смоленский рынок» (1916), где переходящий рынок герой постоянно видит то, что его гнетет («Все те же встречи // Гнетут меня»), в том числе около церкви («У церкви — синий // Раскрытый гроб, // Ложится иней // На мертвый лоб…»), и «По бульварам» (1918), в котором мертвеца нет, но есть призрак (настоящее привидение или похожая на тень девочка, нищенствующая <...>