2010 № 2 К.А. Панченко АРАБО-ХРИСТИАНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ1 В статье дается обзор основных тенденций, итогов и достижений в изучении ближневосточного христианства зарубежной наукой последних десятилетий. <...> The article contains a review of the last achievements of European and American scholars in the fi eld of the Christian Arabic Studies. <...> New methods of research and main problems of a Medieval and Early Modern history of the Middle Eastern Christianity are analyzed. <...> Вряд ли вызовет возражения утверждение о том, что наша наука, изучающая христианский Восток, должна занимать лидирующие в мире позиции. <...> 2 В широком смысле понятие «христианский Восток» включает все православные и нехалкидонские церкви. <...> В Средние века христиане Египта, Сирии и Месопотамии были в той или иной степени арабизированы, что позволяет условно объединить их под именем арабов-христиан. <...> Как синоним этому термину мы употребляем понятие «ближневосточные христиане». <...> Однако в XX в. последовали 70-летний перерыв в отечественных исследованиях ближневосточного христианства и соответственно утрата контактов с зарубежной наукой. <...> Как известно, европейская арабистика в свое время сложилась на базе теологии и классической филологии. <...> Однако это в наименьшей степени относится к изучению христианского Востока. <...> “Oriens Christianus” на десятилетнем отрезке (1987–1996 гг.) дает следующую пропорцию: богословие, филология и литургика составляют в общей сложности почти 60% публикаций, исторические сюжеты – чуть более 20%, все остальное приходится на искусствоведение, археологию, эпиграфику, историографию и библиографию. <...> The Life of Theodore of Edessa: History, Hagiography, and Religious Apologetics in Mar Saba Monastery in Early Abbasid Times // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. <...> The Christian al-Ma`mun Tradition // Christians at the Heart of Islamic Rule. <...> В то время, как учеными написаны многие тома, посвященные литературным, лингвистическим или богословским сюжетам, остаются неизвестными целые века реальной истории <...>