Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643507)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст
Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение.  / №4 2013

От "главенствующего брата" анахоретов - до предводителя монастыря. Грузинская традиция (40,00 руб.)

0   0
Первый авторБашелеишвили
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц23
ID336314
АннотацияСтатья посвящается анализу первохристианских форм монашеского любомудрия в памятниках древнегрузинской агиографической литературы. В статье показано, как осваивают опыт горного отшельничества сирийских анахоретов подвизавшиеся в кельях насельники уже из Тао-Кларджетского пустынного града. Прослеживается постепенная трансформация статуса "главенствующего брата" анахоретов в предводителя монастыря.
УДК821(3).09
Башелеишвили, Л. От "главенствующего брата" анахоретов - до предводителя монастыря. Грузинская традиция / Л. Башелеишвили // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. .— 2013 .— №4 .— С. 23-45 .— URL: https://rucont.ru/efd/336314 (дата обращения: 01.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 Л.О. Башелеишвили ОТ «ГЛАВЕНСТВУЮЩЕГО БРАТА» АНАХОРЕТОВ — ДО ПРЕДВОДИТЕЛЯ МОНАСТЫРЯ. <...> ГРУЗИНСКАЯ ТРАДИЦИЯ Статья посвящается анализу первохристианских форм монашеского любомудрия в памятниках древнегрузинской агиографической литературы, в частности, в корпусе «Житий тринадцати сирийских отцов» и в сочинении грузинского агиографа Гиорги Мерчуле «Житие святого Григόла Хандзтэли». <...> В статье показано, как осваивают опыт горного отшельничества сирийских анахоретов подвизавшиеся в кельях насельники уже из Тао-Кларджетского пустынного града. <...> Ключевые слова: грузинская агиографическая литература, древнейшие формы монашеского любомудрия, анахореты, главенствующий брат, чин предводительства, монашеский подвиг. <...> В поддержку киновии выступил и Вселенский Учитель, составитель «Аскетикона» (аскетических правил) и основатель общежительного монастыря в Понте, Василий Великий Каппадокийский (330–379). <...> Корпус жизнеописания так называемых тринадцати сирийских отцов дошел до нас в трех редакциях и, несмотря на следы литературной переработки, содержит ценнейшие сведения о подвижничестве прибывших из Междуречья в Картли учеников св. <...> Сирийские отцы заложили основы института монашества, завершая очередной этап евангелизации Картли2. <...> «Мокцеваи Картлисаи» (IX) — «Обращение Картли» и «Житие царя Вахтанга Горгасали» историка Джуаншера, нарекают сирийских отцов «вторыми апостолами Грузии», имея в виду значимость их проповедей, вклад в 1 См. <...> Монофизиты, диофизиты и несториане в памятниках грузинской историографии «Обращение Картли» и «Житие Картли» // Ломоносовские чтения. <...> 2 Обращение Картли // Шатбердский сборник X века / Ред. <...> Он исключает принадлежность сирийских отшельников к антихалкидонскому лагерю, поскольку после 150 лет конфессиональных споров в Грузии, в период их подвижничества побеждает «партия» диофизитов. <...> Григόла Перадзе, сирийские отцы были диофизитами и этническими сирийцами. <...> Шио «изучал <...>