Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Экономическая теория: практикум (220,00 руб.)

0   0
АвторыДьяченко Татьяна Валентиновна
Издательство[Б.и.]
Страниц130
ID336183
АннотацияПособие содержит разработки по основным темам курса, включающие вопросы для обсуждения, примеры решения типичных задач, задания для закрепления и проверки знаний, тесты и список рекомендуемой литературы.
Экономическая теория: практикум / Т.В. Дьяченко .— : [Б.и.], 2013 .— 130 с. — URL: https://rucont.ru/efd/336183 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

34 ЗАНЯТИЕ 11 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ . <...> 70 ЗАНЯТИЯ 21-22 СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ . <...> 79 ЗАНЯТИЯ 23-24 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ «РАСХОДЫ-ДОХОДЫ» . <...> Основные понятия Экономия, меркантилизм; физиократия;; политическая экономия; маржинализм; экономикс; кейнсианство; монетаризм; институционализм; микроэкономика; макроэкономика; позитивная и нормативная экономика; метод; наблюдение; абстракция; анализ; синтез; дедукция; индукция; эксперимент; экономический закон. <...> Предметы изучения макроэкономики: а. б. в. г. экономические субъекты экономические ресурсы экономические потребности экономические отношения как будет как должно быть занятость населения в народном хозяйстве производство в масштабе всей экономики производство сахара и динамика его цены спрос и предложение на рынке молока 6. <...> Предмет изучения экономической теории: а. б. в. г. 7. а. б. в. г. Вопрос, ответ на который дает позитивный научный анализ: как было как есть занятость населения в народном хозяйстве производство в масштабе всей экономики производство сахара и динамика его цены спрос и предложение на рынке молока Вопрос, ответ на который дает нормативный научный анализ: как было как есть использование экономических законов и принципов при выявление содержательной стороны экономических поиск путей выхода из кризиса 6 8. а. <...> Положение, противоречащее политэкономии: а. б. занятости г. саморегулирующейся системой в. взглядам классиков рыночная экономика утратила механизм саморегулирования капиталистический хозяйственный механизм является экономика постоянно находится в состоянии полной цены изменяются как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения 17. <...> Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Д. Камаев., М.З. Ильчиков – М. <...> Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Д. Камаев. <...> Каждый <...>
Экономическая_теория_практикум.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Экономическая_теория_практикум.pdf
Т.В. Дьяченко ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Красноярск 2013
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет" Лесосибирский филиал ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве практикума для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и направлений 080100.62 «Экономика», 080500.62, 080200.62 «Менеджмент» очной, заочной и очнозаочной форм обучения Красноярск 2013
Стр.2
Дьяченко, Т.В. Экономическая теория: практикум для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и направлений 080100.62 «Экономика», 080500.62, 080200.62 «Менеджмент» очной, заочной и очно-заочной форм обучения / Т.В. Дьяченко. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 127 с. Пособие содержит разработки по основным темам курса, включающие вопросы для обсуждения, примеры решения типичных задач, задания для закрепления и проверки знаний, тесты и список рекомендуемой литературы. Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Л.Н. Храмова (ЛПИ – филиал СФУ); канд. экон. наук, доцент Е.В. Мельникова (научно-методический совет СибГТУ). Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СибГТУ. Отв. редактор В.А. Лукин Редактор РИЦ Т.А. Полуэктова Подписано в печать Формат 60×84 1/16. Уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Изд. № 10 / 61 Заказ № Редакционно-издательский центр СибГТУ 660049, Красноярск, пр. Мира, 82 Факс (391) 211-97-25 Телефон (391) 227-69-90 Т.В. Дьяченко, 2013 ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет", Лесосибирский филиал, 2013
Стр.3
3 Содержание ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................... 4 РАЗДЕЛ I ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ............................................................. 4 ЗАНЯТИЕ 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА ................................................ 4 ЗАНЯТИЕ 2 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ ...................................................................................................................... 8 ЗАНЯТИЕ 3 -4 СОБСТВЕННОСТЬ И ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ.......................................... 13 РАЗДЕЛ II МИКРОЭКОНОМИКА ...................................................................................... 16 ЗАНЯТИЕ 5 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ..................................... 16 ЗАНЯТИЕ 6 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ....................................... 20 ЗАНЯТИЕ 7 ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ........................................ 23 ЗАНЯТИЕ 8 ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР» .................................. 26 ЗАНЯТИЕ 9 ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА .......................................................................... 29 ЗАНЯТИЕ 10 ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ ФИРМЫ ............................................................. 34 ЗАНЯТИЕ 11 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ .................................................................................................................... 40 ЗАНЯТИЯ 12-14 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ .............................................................................. 47 ЗАНЯТИЕ 15 РЫНОК ТРУДА ............................................................................................. 55 ЗАНЯТИЕ 16 РЫНОК КАПИТАЛА И ЗЕМЛИ .................................................................. 60 ЗАНЯТИЕ 17 ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ ............................................................................................................ 63 РАЗДЕЛ III МАКРОЭКОНОМИКА ..................................................................................... 68 ЗАНЯТИЕ 18 ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ ....................................................... 68 ЗАНЯТИЯ 19-20 СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ .................................................................... 70 ЗАНЯТИЯ 21-22 СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ......... 79 ЗАНЯТИЯ 23-24 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ «РАСХОДЫ-ДОХОДЫ» ..................................................................................... 83 ЗАНЯТИЕ 25 - 26 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ............ 90 ЗАНЯТИЕ 27 БЕЗРАБОТИЦА ............................................................................................. 93 ЗАНЯТИЕ 28 ИНФЛЯЦИЯ ................................................................................................... 97 ЗАНЯТИЕ 29 ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА ..................... 102 ЗАНЯТИЕ 30 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ................................................... 111 ЗАНЯТИЕ 31 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ............................................................ 113 ЗАНЯТИЕ 32 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ............................................... 116 ЗАНЯТИЕ 33-34 ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ ..................................................................................................... 121 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….118 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................................. 125 ПРИЛОЖЕНИЕ А(ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ) ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ ..................... 127
Стр.4
4 Введение Данный практикум составлен для студентов специальности 080502.65 и направлений 080500.62, 080200.62 Менеджмент, изучающих курс Экономическая теория, но может также использоваться студентами направления 080100.62 Экономика при изучении курсов Микроэкономика и Макроэкономика. В освоении основ экономической науки студентами семинары играют значительную роль. На них происходит закрепление и развитие полученной во время лекций научной и учебной информации. Семинар – это так же и способ необходимого контроля знаний со стороны преподавателя. При изучении курса Экономическая теория студентами специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) очной, очно-заочной и заочной форм обучения на семинарские (практические) занятия отводится 70, 24 и 16 ч. соответственно, для студентов направления 080200.62 Менеджмент очной формы – 54 ч., заочной формы – 16 ч. При изучении курса Микроэкономика студентами направления 080100.62 Экономика очной, очно-заочной и заочной форм обучения на семинарские занятия отводится 54, 18 и 18 ч. соответственно; при изучении курса Макроэкономика студентами этого же направления и форм обучения - 54, 18 и 16 часов. Основной целью практикума является закрепление у студентов теоретических знаний в данной предметной области, формирование навыков расчета различных экономических показателей, как на уровне отдельного предприятия, так и общества в целом. В настоящем практикуме по каждой теме приводится план занятия, контрольные вопросы, список основных понятий, примеры решения типичных задач, задания для самостоятельного решения, тесты и список рекомендуемой литературы. Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с чтения конспекта лекции, изучения рекомендованной литературы: учебников, журналов, монографий, статистических материалов. Особое внимание нужно уделять приведенным в каждой теме основным понятиям. Их определения рекомендуется заносить в тематический словарь. Закрепить и проверить качество усвоения материала помогут контрольные и тестовые вопросы.
Стр.5
4 Раздел I Общая экономическая теория Занятие 1 Экономическая теория как наука План 1. Предмет и функции экономической теории. 2. мысли. Основные понятия Экономия, меркантилизм; физиократия;; политическая экономия; маржинализм; экономикс; кейнсианство; монетаризм; институционализм; микроэкономика; макроэкономика; позитивная и нормативная экономика; метод; наблюдение; абстракция; анализ; синтез; дедукция; индукция; эксперимент; экономический закон. Контрольные вопросы 1. Что является предметом экономической теория? 2. Какие функции выполняет экономическая теория? 3. Назовите основные разделы экономической теории. Что является предметом их изучения? 4. Что изучает позитивная и нормативная наука? 5. Какая существует связь экономической теории с другими науками? 6. Что понимается под методом исследования? Какие общенаучные методы Вы знаете? 7. Что такое научная абстракция? 8. В чем суть метода экономико-математического моделирования? 9. Что собой представляет функциональный анализ и как он применяется в экономических исследованиях? 10. В чем суть маржинального (предельного) анализа? 11. Возможно ли экспериментирование в экономике? 12. В чем суть воззрений меркантилистов? Чем воззрения физиократов отличались от меркантилистских взглядов? 13. Какие идеи выдвигали представители английской классической политэкономии? 14. В чем суть экономического учения К. Маркса? 15. Когда и представителями какой школы в центр внимания экономической науки был поставлен человек и его потребности? 16. Кто является основоположником современной теории рынка? Структура экономической теории. Экономическая теория и экономическая практика. 3. Принципы и методы экономического анализа. 4. Основные направления развития современной экономической
Стр.6
5 17. В чем суть учения Дж. М. Кейнса? 18. Какие идеи заложены в теорию монетаризма? 19. В чем суть институционального направления в экономике? 1. Тесты а. Сущность позитивной экономики: решении определенных социально-экономических задач б. процессов и явлений в. г. 2. Предмет изучения экономической теории: а. б. в. г. определение имеющихся ресурсов безграничные потребности экономическое поведение людей экономические субъекты ограниченные ресурсы 3. Предметы изучения микроэкономики: а. б. в. г. 4. а. б. в. г. как будет как должно быть 5. Предметы изучения макроэкономики: а. б. в. г. экономические субъекты экономические ресурсы экономические потребности экономические отношения как будет как должно быть занятость населения в народном хозяйстве производство в масштабе всей экономики производство сахара и динамика его цены спрос и предложение на рынке молока 6. Предмет изучения экономической теории: а. б. в. г. 7. а. б. в. г. Вопрос, ответ на который дает позитивный научный анализ: как было как есть занятость населения в народном хозяйстве производство в масштабе всей экономики производство сахара и динамика его цены спрос и предложение на рынке молока Вопрос, ответ на который дает нормативный научный анализ: как было как есть использование экономических законов и принципов при выявление содержательной стороны экономических поиск путей выхода из кризиса
Стр.7
6 8. а. Суждения, относящиеся к позитивным: быть низкими б. 9. а. автомобили выгодны отечественным производителям в. г. быть низкими б. цены, входящие в набор "потребительской корзины", должны высокие пошлины на ввозимую в страну иностранные налоги на малый и средний бизнес должны быть низкими в последние годы наблюдается снижение темпов инфляции Суждения, относящиеся к нормативным: автомобили выгодны отечественным производителям в. г. Дж.М. Кейнс А.Маршалл цены, входящие в набор "потребительской корзины", должны высокие пошлины на ввозимую в страну иностранные налоги на малый и средний бизнес должны быть низкими в последние годы наблюдается снижение темпов инфляции 10. Автор, впервые употребивший термин "политэкономия": а. А.Смит б. в. г. А. Монкретьен 11. производительным: а. б. в. г. Сфера деятельности, в которой, по А.Смиту, труд является любая отрасль материального производства сельскохозяйственное производство отрасли нематериального производства 12. Дата появления термина "политическая экономия": а. б. в. г. 1776 г. 1867 г. 1890 г. 13. создается богатство общества: а. б. в. г. 14. общества торговлю: а. б. в. г. меркантилизм классическая политэкономия кейнсианство Сфера деятельности, в которой, по мнению меркантилистов, торговля промышленность сельское хозяйство экономика в целом Экономическая школа, считавшая источником богатства марксизм отрасли материального и нематериального производства 1615 г.
Стр.8
7 А. Смиту: а. б. в. г. 15. Основной стимул экономической активности человека по государственный интерес коллективный интерес частный интерес национальный интерес 16. Положение, противоречащее политэкономии: а. б. занятости г. саморегулирующейся системой в. взглядам классиков рыночная экономика утратила механизм саморегулирования капиталистический хозяйственный механизм является экономика постоянно находится в состоянии полной цены изменяются как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения 17. Важнейшие представители теории маржинализма: а. б. А.Маршалл в. г. А. Смит политэкономии: а. б. в. г. 18. Ученые, внесшие наибольший вклад в развитие классической А.Смит Д. Рикардо А. Маршалл Л. Вальрас 19. Ученый, впервые опубликовавший курс "Экономикс": а. б. А. Смит в. г. Дж. Милль А. Маршалл П. Самуэльсон отдельные составные части и изучение каждой из этих частей: а. б. в. г. дедукция синтез анализ 21. а. б. в. г. Утверждение, являющееся примером экономического закона: сумма углов треугольника равна 180 градусам ограничение скорости до 55 миль в час люди покупают меньше по более высоким ценам правительство устанавливает процентные ставки 20. Метод познания, который предполагает разделение целого на индукция Е.Бем-Баверк В.Ойкен
Стр.9
8 22. Отличие экономических законов от законов природы: а. б. устанавливаются государством для регулирования деятельности в. г. явлений б. в. создаются людьми и используются ими в практической реализуются через практическую деятельность людей действуют независимо от воли и сознания людей 23. Сущность экономических категорий: а. процессы или их содержание г. доказательства о наличии или отсутствии тех или иных научные абстракции, выражающие экономические отношения обобщения, раскрывающие экономические явления и единичные случаи проявления тех или иных событий Рекомендуемая литература 1. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Д. Камаев., М.З. Ильчиков – М.: Владос, 2010. 2. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т. 1. / К. Р Макконнелл, С. Л. Брю. - М.: Инфра -М, 2010. 3. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т. 2 / К. Р Макконнелл, С. Л. Брю. - М.: Инфра -М, 2010. 4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. — М.: НОРМА, 2008. Занятие 2 Общественное производство и основные проблемы его организации План 1. Экономические потребности и блага. 2. Производство: понятие, цели, ресурсы. 3. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей. 4. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. 5. Общественное воспроизводство, его фазы и виды. 6. Формы организации общественного производства: натуральное хозяйство и товарное производство.
Стр.10
9 Основные понятия Потребности; благо, свободное и ограниченное (экономическое), материальное и нематериальное, потребительское и производственное; ресурсы; производство, материальное и нематериальное, индивидуальное и общественное; производительные силы: средства производства, рабочая сила; производственные отношения: социально-экономические, организационно-экономические; экономический выбор; кривая производственных возможностей; альтернативная стоимость; эффективность; экономический рост; воспроизводство, простое и расширенное. Контрольные вопросы 1. Какова роль потребностей в жизни людей? Перечислите и сгруппируйте по видам ваши собственные потребности. 2. Объясните, почему производственные потребности являются производными? Каково предназначение экономики как функциональной системы? 3. Что такое благо? Как и по каким признакам можно классифицировать блага? 4. Объясните, что скрывается под понятием «производство». На какие подразделения, сферы и сектора делится общественное производство? 5. ресурсы? 7. 8. торов относится к вещественным факторам? 6. расширить? 9. Что такое фактор производства? Какой из общественных факЧто такое труд как фактор производства? Что такое трудовые Что входит в состав капитала как фактора производства? Что такое производственные возможности? Как их можно Какое производство считают эффективным? Что такое Паретоэффективность? 10. Что такое альтернативные издержки производства? 11. Что такое воспроизводство и из каких фаз оно состоит? Тесты 1. Специфика частных экономических благ: а. остальных; б. в. г. потребление их одним человеком снижает их полезность для потребление их возрастает с ростом доходов потребителей; производство их сопровождается положительным внешним непосредственно удовлетворяют потребности;
Стр.11
10 эффектом. 2. Характеристика свободных (неэкономических) благ: а. б. могут быть приобретены только в условиях конкуренции; в. г. обладают свойством неограниченности; являются редкими; приобретаются только за деньги. 3. Особенность общественных экономических благ: а. б. в. для остальных; г. 4. Характеристика низшего блага: а. б. в. г. самое дешевое; потребление его растет при снижении дохода; низкое качество. 5. Характеристика взаимозаменяющих благ (субститутов): а. б. в. г. 6. а. б. непосредственно удовлетворяют потребности; удовлетворяют некоторую потребность только вместе; их потребление падает с ростом доходов потребителей; способны удовлетворить одну и ту же потребность. Сущность производственных ресурсов: ресурсы, затрачиваемые в производстве товаров и услуг; природа, люди, техника, необходимые для производства продукции; в. г. технология производства и знания персонала; сырье, которое используется в процессе производства товаров и услуг. 7. Обобщенное название совокупности элементов, используемых человеком в процессе производства: а. б. в. г. "средства производства"; "производительные силы"; "технология производства"; "средства труда". непосредственно удовлетворяют потребности. первой необходимости; потребление их возрастает с ростом доходов потребителей; удовлетворяют некоторую потребность только вместе; потребление их одним человеком не снижает их полезности
Стр.12
11 8. Альтернативные издержки производства единицы товара А в точке D на кривой производственных возможностей: а. б. в. г. 9. а. 1/3 единицы товара В; 3 единицы товара В; 5 единиц товара В; 8 единиц товара В. Сущность категории "рабочая сила": деятельности; б. в. г. совокупность способностей человека для трудовой состояние духа человека; трудовая деятельность; средства производства. 10. Состав "средств производства": а. б. в. г. д. рабочая сила и предметы труда; предметы труда и средства труда; труд и его продукты; предметы труда и продукты труда; рабочая сила и средства труда. Рекомендуемая литература 1. Ильин, С. Экономика: Справочник студента / С. Ильин, Т. Васильева. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – С. 12-15; 23-32. 2. Политическая экономия: учебник / В.А. Медведев [и др.]. – М.: Политиздат, 1988. – С. 37-45; 50-53; 56-59; 66-67; 139-144. 3. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Д. Камаев. Е.Н. Лобачева. – М.: Юрайт, 2006. – С. 23-25. 4. Современная экономика. Общедоступный курс / Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на -Дону: Феникс, 2005. – С. 35-58. 5. Козырев, В.М. Основы современной экономики: учебник / В.М. Козырев – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 29-35; 45-55; 98-101. 6. и доп.— М.: Экономистъ, 2005. – С. 32-36; 50-52. Экономика: учебник / Под ред. А.С. Булатова.— 4-е изд., испр.
Стр.13
12 Задачи с решениями 1. В тайге работает бригада из восьми человек. Они заготавливают кедровые орехи и бруснику. Каждый день один человек может заготовить либо 20 кг орех, либо 10 кг брусники. Начертите линию производственных возможностей (ЛПВ) бригады. Как изменится местоположение ЛПВ бригады, если каждый работник станет в день собирать на 1 кг брусники больше? Для бригады из восьми человек дневная производительность будет составлять: 8 · 20 кг = 160 кг кедровых орехов и 8 · 10 кг = 80 кг брусники. Чертим кривую производственных возможностей (рисунок 1). Рисунок 1- Кривая производных возможностей Если каждый рабочий будет собирать по 11 кг брусники и дневная производительность составит 8 · 11 = 88 кг, то новая линия производственных возможностей изменится и займет положение пунктирной линии. 2. Евгений – менеджер, проживает с мамой-пенсионеркой и любит виноград. Он зарабатывает 100 руб. в час. В магазине за виноградом по 80 руб. за килограмм нужно стоять час, а виноград по цене 120 руб. продается без очереди. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевого винограда для менеджера Евгения? Для его мамы-пенсионерки? Решение: Так как альтернативная ценность времени для мамы Евгения равна нулю, то ее рациональным выбором является очередь. Альтернативная
Стр.14
13 ценность времени менеджера Евгения – 100 руб./час, полная цена винограда по 80 руб./кг равна 80Х + 100, где Х – объем покупки. Составляем уравнение: 80Х + 100 < 120Х Х > 2,5 кг Вывод: для менеджера Евгения при покупке более 2,5 кг винограда стоять в очереди рационально. Задачи 1. Выпускник школы имел возможность устроиться на работу помощником повара с зарплатой 1000 руб. в месяц или помощником слесаря с зарплатой 1200 руб. в месяц, но предпочел продолжить образование в колледже с платой за обучение 20000 руб. в год и одновременно подрабатывать почтальоном за 500 руб. в месяц. Определите альтернативную стоимость его выбора. 2. Страна обладает 20 машинами производительностью 15 м ткани или 30 телевизоров и трудовыми ресурсами 100 ед. производительностью 3 телевизора или 6 м ткани. Изобразить графически и дать алгебраическое выражение КПВ страны, предположив, что: а) производительность машин и труда не зависит от наличия других ресурсов; б) ресурсы соединяются в процессе производства, причем ограничителем выпуска является ресурс с более низкой производительностью. Занятие 3 -4 Собственность и хозяйствование План 1. Система экономических отношений. 2. Собственность и ее место в системе экономических отношений. Экономические формы реализации отношений собственности. 3. экономических систем. 5. Национальные модели смешанной экономики. Основные понятия Организационно-экономические отношения; социальноэкономические отношения; собственность; объект собственности; субъект собственности; права собственности; формы собственности; Эволюция и многообразие форм собственности в современной экономике. 4. Понятие экономической системы. Подходы к классификации
Стр.15