Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611269)
Контекстум

Инновационный менеджмент (220,00 руб.)

0   0
АвторыБезруких Юлия Александровна
Издательство[Б.и.]
Страниц199
ID336172
АннотацияВ курсе лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» излагаются основы инноватики и инновационной деятельности предприятий, рассмотрены принципы разработки инновационных процессов и проектов, раскрыты вопросы по формированию и использованию человеческих ресурсов для реализации инновационных методов совершенствования хозяйствующего субъекта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в курсе лекций рассмотрены основные разделы учебной программы.
Инновационный менеджмент / Ю.А. Безруких .— : [Б.и.] .— 199 с. — URL: https://rucont.ru/efd/336172 (дата обращения: 12.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

67 Лекция 9 Особенности управления персоналом в инновационной сфере……. <...> Курс охватывает важнейшие темы современного инновационного менеджмента: формы инновационного предпринимательства, систему государственной поддержки инноваций, источники и способы финансирования инновационной деятельности, особенности налогового стимулирования, предприятии, оценку организацию инновационной деятельности на проектов, инновационных управление инновационными рисками. <...> Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека. <...> Сущность и функции инновационного менеджмента План лекции: 1. <...> Система функций инновационного менеджмента включает основные (предметные) и обеспечивающие функции. <...> Обеспечивающие функции способствуют эффективному осуществлению предметных функций, включают социально-психологические и технологические, или процессуальные функции менеджмента. <...> 12 Наука и искусство управления инновациями Вид деятельности и процесс принятия решений Инновационный менеджмент Аппарат управления инновациями Рисунок 1 - Аспекты инновационного менеджмента 1 Планирование 0 Постановка цели и выбор стратегии 2 Определение условий и 4 Руководство 3 Исполнение Рисунок 2 - Схема инновационного менеджмента организации 13 Инновационный менеджмент представляет собой иерархически сложную, многоуровневую, многокомпозиционную систему. <...> Инновационный менеджмент как система Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. <...> Анализ факторов эффективности производства продукции Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств Обеспечение высокой производительности <...>
Инновационный_менеджмент.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Инновационный_менеджмент.pdf
Ю.А. Безруких ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций Лесосибирск, 2012
Стр.1
2 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет" Лесосибирский филиал Ю.А. Безруких ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций для студентов направления 080200.62 Менеджмент; профиль подготовки: Производственный менеджмент очной, заочной и очно-заочной форм обучения Лесосибирск, 2012
Стр.2
3 УДК 330.1 ББК 65.24я7 Безруких, Ю.А. Инновационный менеджмент: курс лекций для студентов направления: 080200.62 Менеджмент очной, заочной и очно-заочной форм обучения / Ю.А. Безруких. - Лесосибирск: Лф СибГТУ, 2012. - 170 с. В курсе лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» излагаются основы инноватики и инновационной деятельности предприятий, рассмотрены принципы разработки инновационных процессов и проектов, раскрыты вопросы по формированию и использованию человеческих ресурсов для реализации инновационных методов совершенствования хозяйствующего субъекта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в курсе лекций рассмотрены основные разделы учебной программы. Рецензент: доцент Мельникова Е.В. (НМС СибГТУ) Утвержден на заседании кафедры экономики и управления на предприятии 09.06.2012г., протокол № 8 Рекомендовано научно-методическим советом Лф СибГТУ 21.06.2012г., протокол № 5 © Ю.А. Безруких ©Ф БГОУ ВПО Сибирский государственный технологический университет, 2012.
Стр.3
4 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 5 1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….. 6 Лекция 1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент»………………………………………………………………………. 6 Лекция 2. Сущность и функции инновационного менеджмента……………... 11 Лекция 3. Инновационная деятельность и научно-исследовательский труд… 16 2. КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………………………………….. 22 Лекция 4 Основные понятия научно-технической революции и научнотехнического прогресса…………………………………………………………… 22 Лекция 5. Инновационный процесс…………………………………………….. 27 Лекция 6 Роль и функции управления в инновационном менеджменте……... 36 Лекция 7 Венчурное предпринимательство…………………………………….. 47 Лекция 8 Социально-психологические основы инновационного менеджмента……………………………………………………………………….. 67 Лекция 9 Особенности управления персоналом в инновационной сфере……. 74 Лекция 10 Оценка и аттестация персонала инновационного предприятия…... 81 Лекция 11 Нормирование и организация труда инновационного предприятия………………………………………………………………………… 98 Лекция 12 Оплата труда персонала инновационного предприятия…………… 115 Лекция 13 Национальная система государственного регулирования инновационной деятельности……………………………………………………... 131 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 145 ГЛОССАРИЙ (КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОЛОЖЕНИЙ)…………………………………………………………………… 147 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ…………………... 166 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ…………………………… 167 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 169 ПРИЛОЖЕНИЕ А (Обязательное) Перечень ключевых слов………………… 170 ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Краткие сведения об авторах теорий инновационного менеджмента……………………………………………………………………….. 172 ПРИЛОЖЕНИЕ В - Перечень таблиц и диаграмм к Докладу Директора Института США и Канады РАН, член-корреспондента РАН Рогова Сергея Михайловича на заседании Президиума Российской академии наук (16 марта 2010 г.) «Россия должна стать научной сверхдержавой. Невостребованность науки как угроза национальной безопасности»………………………………….. 174
Стр.4
5 ВВЕДЕНИЕ Эффективное развитие современного предприятия требует, чтобы первостепенное значение в его производственно-хозяйственной деятельности уделялось сохранению и непрерывному обновлению производственно-экономического потенциала, технической новизне и качеству продукции, сокращению времени между разработкой и производством нового вида товаров и услуг, постоянному совершенствованию потребительских свойств продукции на всем протяжении ее жизненного цикла. Изучение этих проблем составляет основу курса «Инновационный менеджмент». Целью курса является изучение актуальных для современного менеджера проблем в сфере инновационной деятельности, знакомство с достижениями мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами. Курс охватывает важнейшие темы современного инновационного менеджмента: формы инновационного предпринимательства, систему государственной поддержки инноваций, источники и способы финансирования инновационной деятельности, особенности налогового стимулирования, предприятии, оценку организацию инновационной деятельности на проектов, инновационных управление инновационными рисками. В рамках курса предусмотрены также практические занятия, призванные привить студентам практические навыки реализации полученных знаний. Основная задача курса: через передачу систематизированных знаний об инновационном менеджменте сформировать у слушателей целостное представление о механизмах управления инновационными процессами; создать основу для самостоятельного изучения и владения механизмами управления инновационными процессами, что должно способствовать сознательному и целеустремленному приобретению новых знаний и профессиональному росту. В рамках этой задачи предусматривается: − ознакомить слушателей с методами и способами управленческого воздействия в системе инновационного менеджмента; − на основе анализа конкретных ситуаций научить принимать обоснованные управленческие решения. Данный курс лекций позволит сформировать у студентов следующие профессиональные и общекультурные компетенции. Профессиональные компетенции (ПК): ПК-4: способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
Стр.5
6 ПК-42: способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений; ПК-43: способностью проводить оценку инновационных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования. Общекультурные компетенции (ОК): ОК-19: способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации; ОК-20: способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности. Курс «Инновационный менеджмент» по направлению 080500.62 «Менеджмент» очной формы обучения общим объемом 150 часов изучается в течение пятого, шестого семестров. Общий объем лекционного курса 56 часов. Семинарские (практические) занятия планируются в объеме 28 часов. Нормативный объем самостоятельной работы установлен для дисциплины в объеме 66 часов. По направлению 080500.62 «Менеджмент» очной формы обучения курс завершается выполнением контрольной работы в восьмом семестре и сдачей зачета и экзамена в 8 семестре. 1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ менеджмент» План лекции: 1. Инноватика и инновационная деятельность: сущность и понятие 2. Цели и задачи дисциплины 1. Инноватика и инновационная деятельность: сущность и экономики. За годы реформ в современной России произошли качественные Инновационный путь развития признан магистральным и даже понятие Инновативность становится неотъемлемой частью современной изменения в структуре национальной экономики. ЧЕРТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный
Стр.6
7 единственно возможным для упрочнения позиций в условиях истощения природных ресурсов и усиливающейся международной конкуренции. Однако, становится очевидным технологическое отставание российских предприятий от зарубежных конкурентов, которое связано, в частности, с их низкой инновационной активностью, слабой восприимчивостью к новшествам. Многие руководители и специалисты отечественных компаний зачастую не имеют достаточно полного представления о роли инноваций в экономическом развитии, не используют современные методы управления инновационными процессами. Проблема управления инновациями многоаспектна. Она включает вопросы государственного регулирования инновационной деятельности, поиска инновационных решений, организации нововведений на предприятиях, маркетинга наукоемкой продукции, технологического прогнозирования и многие другие вопросы. Устойчивое экономическое и научно-инновационное развитие не может возникнуть спонтанно. Оно требует наличия и успешного функционирования адекватного ситуации механизма предусматривающего создание необходимых хозяйственных, финансовых и организационно-правовых условий. Многие из них пока либо отсутствуют, либо не используются по различным причинам в реальной практике. Во-первых, требуется создание методологических основ и реальной практики формирования и реализации эффективной государственной инновационной политики на федеральном и региональном уровнях. В условиях жестко ограниченных ресурсов, которыми располагает государство для сохранения и развития научно- технического потенциала, важнейшей задачей становится концентрация их на ограниченном числе приоритетных направлений развития науки и техники. Необходим объективный и достаточно прозрачный механизм выбора приоритетов и селективной поддержки на их основе конкретных научных направлений, программ, проектов, отраслей науки и отдельных научных учреждений. Селективный, избирательный подход должен, очевидно, стать в ближайшей перспективе основным инструментом стратегического планирования развития инновационной сферы. Во-вторых, необходимы мощные и разнообразные инструменты финансового обеспечения инновационной деятельности. Финансовый механизм должен гармонично сочетать бюджетные и коммерческие источники, прямые и косвенные формы стимулирования научноинновационной деятельности в целях создания благоприятного инновационного климата. В-третьих, требуется в соответствии с новым законодательством создать в науке и инновационной сфере специфические инструменты управления интеллектуальной собственностью. Новое патентнороста,
Стр.7
8 лицензионное законодательство лишь создало основу правовой защиты интеллектуальной собственности, но не выработало действенных инструментов для хозяйственного управления ею, объективной оценки и коммерческого использования значительных нематериальных активов организаций и научных учреждений. В-четвертых, необходимо выработать формы гармоничного сочетания национальных интересов в научно-инновационном развитии с международной дифференциацией, специализацией и сегментацией рынков наукоемких технологий. Чрезмерно активная интеграция ослабленной национальной науки в мировое сообщество под влиянием развивающихся процессов глобализации может привести ее к периферийному позиционированию и не дать ожидаемого развития. В-пятых, требуется сформировать субъект научно-инновационного развития, охватывающий все разнообразие направлений науки, видов научной и инновационной деятельности, стадий процесса создания и трансферта современных технологий. Субъект научно-инновационной деятельности в виде структурированной сети научных и инновационных организаций должен обладать рациональными пропорциями, развитой инфраструктурой. Его стратегические интересы и институциональное положение должны быть связаны с общенациональными стратегическими интересами. Перечисленные аспекты являются составными элементами создаваемой в стране целостной национальной инновационной системы. Управление ее функционированием и развитием составляет содержание инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека. Изучение теоретических основ и практических методов инновационного менеджмента составляет содержание специальной учебной дисциплины, предусмотренной учебными планами большинства экономических специальностей. Знание основ управления инновационной деятельностью в одинаковой степени необходимо специалистам, занимающимся научными исследованиями, разработчикам новой техники, менеджерам и финансово-экономическим работникам различных сфер бизнеса. Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью предприятий и их объединений, связанной с: − созданием новых потребительских ценностей; освоением их производства; − распространением и использованием; введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией. 2. Цели и задачи дисциплины
Стр.8
9 Цель дисциплины – формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории и практики управления инновациями, изучение содержания, форм и методов управления инновационной деятельностью предприятий. Задачи изучения дисциплины заключаются в: − изучении теоретических основ управления инновационной деятельностью организаций; − знакомстве с практическими методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления инновационной деятельностью организаций; − приобретении навыков применения различных приемов и средств принятия решений в области инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент занимает важное место в системе управления предприятием и повышения его конкурентоспособности. «Инновационный менеджмент» является теоретическим курсом и обеспечивает необходимые знания для профессиональной деятельности в качестве менеджера. Изучение дисциплины базируется на сумме знаний и навыков, полученных в ходе изучения таких дисциплин как менеджмент, макро- и микроэкономика, экономическая теория, экономика организаций (предприятий), статистика, правоведение, теория конкуренции, финансы и кредит, экономико-математическое моделирование, этика бизнеса и др. Изучение данной дисциплины предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных знаний в области планирования и анализа, маркетинга, управления организацией в целом, производственного менеджмента, управления персоналом, финансового менеджмента, стратегического менеджмента, антикризисного управления, корпоративного управления. В данном курсе лекций систематизирован теоретический и методический опыт, накопленный в отечественной и зарубежной практике управления инновациями. Раскрыты основные понятия и категории современной инноватики, рассмотрены особенности масштабных инновационных процессов в экономике страны, изложены основные положения современной концепции инновационного менеджмента и обобщена практика формирования и развития российской национальной инновационной системы. Содержание дисциплины предусматривает детальное изучение основных понятий и закономерностей инновационного менеджмента, инновационной деятельности на предприятии как объекта управления, содержания инновационных процессов в экономике методологических основ построения менеджмента в инновационной сфере страны,
Стр.9
10 и принципов государственного регулирования инновационных процессов, а также оценке эффективности инноваций. Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходят новые модели эффективного управления – инновационный менеджмент. Контрольные вопросы по теме лекции: 1. Каким образом тенденции развития современной мировой экономики оказывают влияние на возникновение новых моделей управления? 2. Раскройте содержание понятия «инновационный менеджмент». 3. Что такое инновационный менеджмент как система? 4. Почему инновационный менеджмент является социальноэкономическим институтом? 5. Сформулируйте задачи инновационного менеджмента как науки. 6. В чем заключаются институциональные основы инновационного 7. менеджмента? 8. Что такое функциональный инновационный менеджмент? 9. Что вы понимаете под стратегическим инновационным менеджментом? 10. Сравните назначение и возможности стратегического и функционального инновационного менеджмента. 11. В чем состоит разработка целей и стратегий инновационного менеджмента? 12. В чем вы видите задачи оперативного управления инновационной 13. деятельностью? 14. В чем состоит управление инновационной деятельностью фирмы? 15. Раскройте особенности менеджмента в новаторских фирмах. 16. Какие типы реакций предприятия на изменение среды вы знаете? 17. Как связаны задачи инновационного менеджмента с типами реакций предприятия на изменение среды?
Стр.10
11 Лекция 2. Сущность и функции инновационного менеджмента План лекции: 1. Инновационный менеджмент: теоретический аспект 2. Инновационный менеджмент как система 1. Инновационный менеджмент: теоретический аспект Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня и кончая малым инновационным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка. Объектом инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех областях народного хозяйства. Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать в следующих аспектах: как наука и искусство управления инновациями; вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях; аппарат управления инновациями. Сущность инновационного менеджмента может быть отражена в виде следующей схемы (рисунок1, 2). Сущность и содержание инновационных инновационного менеджмента определяются составом функций, осуществляемых в ходе подготовки и проведения мероприятий. Система функций инновационного менеджмента включает основные (предметные) и обеспечивающие функции. Предметные функции – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инноваций. Они отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. Обеспечивающие функции способствуют эффективному осуществлению предметных функций, включают социально-психологические и технологические, или процессуальные функции менеджмента.
Стр.11
12 Наука и искусство управления инновациями Вид деятельности и процесс принятия решений Инновационный менеджмент Аппарат управления инновациями Рисунок 1 - Аспекты инновационного менеджмента 1 Планирование 0 Постановка цели и выбор стратегии 2 Определение условий и 4 Руководство 3 Исполнение Рисунок 2 - Схема инновационного менеджмента организации
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически