Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация  / №3 2014

Человек и еда: к истории зарождения традиций питания (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПавловская
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц17
ID335783
АннотацияРассматривается древнейший период в истории человечества, когда зарождались базовые традиции культуры питания человека. В центре внимания - древние мифологические образы, прежде всего Бабы-яги, связанные с функцией кормления.
УДК39
Павловская, А. Человек и еда: к истории зарождения традиций питания / А. Павловская // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2014 .— №3 .— С. 85-101 .— URL: https://rucont.ru/efd/335783 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Павловская ЧЕЛОВЕК И ЕДА: К ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ПИТАНИЯ* В статье продолжает рассматриваться древнейший период в истории человечества, когда зарождались базовые традиции культуры питания человека. <...> В центре внимания — древние мифологические образы, прежде всего Бабы-яги, связанные с функцией кормления. <...> Начать надо с того, что Баба-яга (она же Яга Ягишна, Баба Яга, яга-баба, известна и под другими именами) — существо очень многоплановое. <...> Иногда эта избушка выглядит устрашающе: “Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замкб — рот с острыми зубами. <...> Кстати, охотничьи домики на высоком шесте (очень похожем на ногу) были широко распространены в Сибири и на Русском Севере. <...> Жительница избушки часто имеет подчеркнутые женские формы: “Вошел в избушку Иван гостиный сын, а там лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, титьки через грядку висят”; “Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог… <...> Она прежде всего — хозяйка, и это главная ее суть и ипостась. <...> Что, добрый мулодец, от дела лытаешь али дела пытаешь? <...> Зачем ты, добрый мулодец Иван-царевич, сюда зашел, волею или неволею? <...> — Ты прежде меня, доброго мулодца, напои-накорми, да тогда и спрашивай”. <...> Яга-баба тотчас вскочила, собрала на стол, напоила, накормила царевича и в бане выпарила и стала опять спрашивать: “Как ты сюда зашел, добрый мулодец, волею или неволею? <...> В словацкой сказке “Заколдованный замок” Баба-яга, хотя намерения у нее не слишком добрые, героя первым делом кормит, “встречает ласково, обедать сажает. <...> Под этим чурбаком и находят клад (сказка “Ян Деда и красная баба-яга”)9. <...> ”10 В великорусских сказках Пермской губернии, записанных Д.К. Зелениным в 1908 г., есть сказка “Ювашка Белая Рубашка”. <...> «Яга Ягишна <...>