Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» Е.В. Бурлуцкая УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ» Для магистров заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность - «Историческое образование в современной школе» Оренбург 2015 г. СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………………С. <...> Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. <...> Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы 5.2. <...> ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЕТЕНЦИЙ 6.1. <...> Технические и электронные средства обучения и контроля успеваемости…………………. <...> 16 1 Пояснительная записка Данный курс занимает важное место в структуре подготовки магистров по направленности «Историческое образование в современной школе». <...> Рабочая программа дисциплины «Историческая география» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки магистратуры – 44.04.01 - Педагогическое образование. <...> Актуальность разработки этой программы определяется необходимостью сформировать у магистрантов целостное представление об исторической географии; дать целостное представление об основных принципах и методах исторической географии как отрасли исторической науки, изучающей характерные черты географической пространственной стороны исторического процесса, показать ее место в системе знаний о взаимодействии человека и природы. <...> Особенности изучения учебной дисциплины заключаются в необходимости дать углубленные специальные знания <...>
_УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ_ПОСОБИЕ_ПО_КУРСУ_«ИСТОРИЧЕСКАЯ_ГЕОГРАФИЯ».pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Е.В. Бурлуцкая
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Для магистров заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки
44.04.01 - Педагогическое образование, направленность - «Историческое образование
в современной школе»
Оренбург
2015 г.
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………………С. 2
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………..С. 2
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО……………………………………………С. 2
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………….С. 2
4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………….С. 3
4.1. Содержание разделов дисциплины………………………………………………………………С. 4
4.2. Структура дисциплины……………………………………………………………………………С. 4
4.3. Лекции……………………………………………………………………………………………...С. 5
4.4. Практические занятия (семинары)……………………………………………………………….С. 5
4.5. Лабораторные работы……………………………………………………………………….…….С. 6
4.6. Курсовые работы…………………………………………………………………………………..С. 6
4.7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.С. 6
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………….С. 12
5.1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы
5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……..С. 12
5.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного
процесса по дисциплине………………………………………………………………….…………..С. 12
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости…………………….…………………С. 14
6.2. Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций
студентов………………………………………………………………………………………………С. 14
6.3. Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций………………………………...С. 15
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ..С. 15
7.1. Основная литература……………………………………………………………………………..С. 15
7.2. Дополнительная литература……………………………………………………………………..С. 15
7.3. Периодические издания………………………………………………………………………….С. 16
7.4. Интернет-ресурсы………………………………………………………………………………..С. 16
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………С. 16
8.1. Учебно-лабораторное оборудование……………………………………………………………С. 16
8.2. Технические и электронные средства обучения и контроля успеваемости…………………..С.16
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ…………………………………………………………………..С. 16
1
Стр.2
Пояснительная записка
Данный курс занимает важное место в структуре подготовки магистров по направленности
«Историческое образование в современной школе». Рабочая программа дисциплины «Историческая
география» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки магистратуры –
44.04.01 - Педагогическое образование.
Актуальность разработки этой программы определяется необходимостью сформировать у
магистрантов целостное представление об исторической географии; дать целостное представление
об основных принципах и методах исторической географии как отрасли исторической науки, изучающей
характерные черты географической пространственной стороны исторического процесса,
показать ее место в системе знаний о взаимодействии человека и природы.
Особенности изучения учебной дисциплины заключаются в необходимости дать углубленные
специальные знания студентам, обучающимся по направленности «Историческое образование
в современной школе». В этой связи предполагается детальное изучение специфики и особенностей
влияния географического фактора на социально–экономическое, политическое, социокультурное
развитие Руси, России, Российской империи, СССР, Российской Федерации.
Объем трудоемкости составляет 3 ЗЕ (108 часа), из них: 14 часов аудиторной нагрузки, 94
часа самостоятельной работы. Изучение дисциплины завершается контролем в форме зачета.
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины: совместить основную информацию курса отечественной истории
с информацией географической. Расположить материал отечественной истории в географическом
пространстве.
Задачи освоения дисциплины:
Стимулировать формирование профессиональных компетенций магистра в области педагогической
деятельности через:
использование современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного
процесса;
разработку и реализацию методических моделей, методик, технологий и приемов обучения,
анализ результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;
проектирование нового учебного содержания, технологии и конкретных методик обучения.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Историческая география» относится к вариативной части учебного цикла –
Б.1.В.ДВ Вариативная часть. Дисциплины по выбору (Б.1.В.ДВ.1.1).
Дисциплина логически связана с дисциплиной «Методология и методы научного исследования»
(Б.1.В.ОД.8) и учитывает специфику подготовки магистров в ОГПУ.
Дисциплина «Историческая география» является базовой для такой дисциплины как: «Современные
проблемы отечественной истории» (Б.1.В.ОД.6).
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций
в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое
образование:
2
Стр.3