Рецензенты: О.Л. Карташова – д-р биол. наук, проф., зав. лабораторией ИКВС УрО РАН; М.С. Сеитов – д-р биол. наук, проф., зав. кафедрой внутренних незаразных болезней ФГБОУ ВПО «Оренбургский ГАУ» М.А. Слесаренко – д-р биол. наук, проф., зав. кафед рой анатомии и гистологии животных им. <...> : Издательство «Оме га-Л»; Орен бург : Издательский центр ОГАУ, 2014. <...> Представленное учебно-методическое пособие включает методический материал по темам частной гистологии, который излагается в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, учебным планом, рабочей учебной программой по дисциплине «Цитология, гистология и эмбриология». <...> Для успешной реализации студентами самостоятельной работы в пособии приводятся вопросы, тесты и ситуационные задачи для самопроверки, позволяющие им получить хорошие знания и более полные и комплексные представления о гистофизиологии органов и тканей животных. <...> Основная цель дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология» и подготовки ветеринарных врачей при изучении вопросов «Частной гистологии» состоит в том, чтобы дать студентам знания морфологических особенностей органов и систем организма животного в процессе функционирования и адаптации. <...> 3 КОЖА И ЕЁ ПРОИЗВОДНЫЕ (занятие 1) Кожа мякиша лапы кошки 1. <...> Потовая железа (в коже мякиша лапы кошки) 1. <...> КОЖА МЯКИША ЛАПЫ КОШКИ Окраска: гематоксилин и эозин. <...> КОЖА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА Окраска: гематоксилин и эозин. <...> Широкие прослойки соединительной ткани с жировыми дольками. <...> Слизистая оболочка: а) многослойный плоский ороговевающий эпителий, б) собственный слой слизистой. <...> Призматические клетки концевого (секреторного) отдела с хорошо выраженными границами и плоскими ядрами, лежащими у основания. <...> Дольки железы, в них: а) концевые (секреторные) отделы, образованные призматическими клетками с центральным расположением ядра; б) слюнные трубки (исчерченные протоки). <...> 13 ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (занятие 3) Смешанный (серозно-слизистый <...>
Цитология,_гистология_и_эмбриология.Учебно-методическое_пособие._Часть_2..pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л.Л. Абрамова
Т.Я. Вишневская
М.Т. Куспакова
ЦИТОЛОГИЯ,
ГИСТОЛОГИЯ
И ЭМБРИОЛОГИЯ
Часть 2
Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений
Российской Федерации по образованию в области зоотехнии
и ветеринарии в качестве учебно-методического пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки (специальности) 111801 «Ветеринария»
(квалификация (степень) «специалист»)
Москва
2014
Оренбург
Издательский центр
ОГАУ
Стр.1
УДК 576.3 : 591.8 : 591.3
ББК 28.65 : 28.66 : 28.63
А16
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Орен бургского
государственного аграрного университета (председатель совета – профессор
В. В. Каракулев).
Рецензенты:
О.Л. Карташова – д-р биол. наук, проф., зав. лабораторией ИКВС УрО РАН;
М.С. Сеитов – д-р биол. наук, проф., зав. кафедрой внутренних незаразных
болезней ФГБОУ ВПО «Оренбургский ГАУ»
М.А. Слесаренко – д-р биол. наук, проф., зав. кафед рой анатомии и гистологии
животных им. А.Ф. Климова ФГБОУ ВПО МГАВМиБ
Абрамова, Людмила Леонидовна.
А16
Цитология, гистология и эмбриология : учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов. Ч. 2 / Л.Л. Абрамова, Т.Я. Виш нев ская,
М.Т. Куспакова. – М. : Издательство «Оме га-Л»; Орен бург : Издательский
центр ОГАУ, 2014. – 100 с.
ISBN 978-5-370-03343-8 (Издательство «Омега-Л»)
ISBN 978-5-88838-860-0 (Издательский центр ОГАУ)
I. Вишневская, Татьяна Яковлевна.
II. Куспакова, Маргарита Тлеуловна.
Представленное учебно-методическое пособие включает методический материал
по темам частной гистологии, который излагается в соответствии с требованиями
ФГОС ВПО третьего поколения, учебным планом, рабочей учебной программой
по дисциплине «Цитология, гистология и эмбриология».
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 111801
«Ветеринария» (квалификация (степень) «специалист»).
Для успешной реализации студентами самостоятельной работы в пособии
приводятся вопросы, тесты и ситуационные задачи для самопроверки, позволяющие
им получить хорошие знания и более полные и комплексные представления о гистофизиологии
органов и тканей животных.
УДК 576.3 : 591.8 : 591.3
ББК 28.65 : 28.66 : 28.63
ISBN 978-5-370-03343-8
(Издательство «Омега-Л»)
ISBN 978-5-88838-860-0
(Издательский центр ОГАУ)
© Абрамова Л.Л., Вишневская Т.Я.,
Куспакова М.Т., 2014
© ООО «Издательство «Омега-Л», 2014
© Издательский центр ОГАУ, 2014
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
«Цитология, гистология и эмбриология» явля ется дисциплиной базового
уровня обучения и пред ставлена в структуре основной образовательной
программы в цикле «Общепрофессиональные ветеринарно-биологические
дисциплины».
Основная цель дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология»
и подготовки ветеринарных врачей при изучении вопросов «Частной гистологии»
состоит в том, чтобы дать студентам знания морфологических
особенностей органов и систем организма животного в процессе функционирования
и адаптации. Учебно-методическое пособие может помочь
студентам в самостоятельном изучении микроскопических препаратов
органов при прохождении практического курса предмета. Оно требует
обязательного предварительного знакомства с теоретическим материалом
занятия, позволяющем судить о строении, функциональном значении и методах
выявления изучаемых структур, закрепляет владение техникой работы
с микроскопом. Контрольные вопросы, решение ситуационных задач
в конце каждого раздела рекомендуются студентам при самоподготовке.
Изучение заключительного раздела дисциплины «Цитология, гистология
и эмбриология» предполагается в течение четвертого семестра.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями
Госстандарта третьего поколения, учебным планом, рабочей учебной
программой дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология» по специальности
111801.65 «Ветеринария», предусматривает получение студентами
следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ПК-5.
Обучение по дисциплине помогает студенту:
• овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
(ОК-1);
• уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную
и письменную речь (ОК-2);
• осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладать
высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
(ОК-4);
• приобрести способность и готовность анализировать закономерности
функционирования органов и систем организма, использовать
знания морфофизиологических основ, основные методики клиникоиммунологического
исследования и оценки функционального состояния
организма животного для своевременной диагностики заболеваний (ПК-5).
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................................................3
Кожа и её производные (занятие 1) ........................................................4
Кожа и её производные (занятие 2) ........................................................7
Пищеварительная система (занятие 1) ...................................................9
Пищеварительная система (занятие 2) .................................................12
Пищеварительная система (занятие 3) .................................................14
Пищеварительная система (занятие 4) .................................................18
Пищеварительная система (занятие 5) .................................................21
Дыхательная система .............................................................................25
Мочевыделительная система .................................................................31
Половая система самцов ........................................................................36
Половая система самок ..........................................................................39
Сердечно-сосудистая система ...............................................................42
Кроветворные органы ............................................................................46
Органы внутренней секреции ...............................................................49
Нервная система ....................................................................................51
Органы чувств. Периферические части анализатора
зрения и слуха.........................................................................................54
Тесты ......................................................................................................58
Контрольные вопросы для рубежной аттестации .................................74
Ситуационные задачи ............................................................................77
Эталоны ответов .....................................................................................89
Ответы к тестовым заданиям .................................................................89
Ответы к ситуационным задачам ..........................................................91
Литература ..............................................................................................98
99
Стр.99