Основными этапами такой подготовки материала являются: – взятие материала (витальная биопсия или поствитально); – фиксация; – обезвоживание и уплотнение; – заливка в плотную среду; – изготовление срезов; – окрашивание, обезвоживание, просветление и заключение срезов в среду, обеспечивающую долговременное сохранение препарата. <...> Гистологический препарат помещается на предметный столик обязательно покровным стеклом вверх и устанавливается четкость изображения вращением макрометрического винта, затем при малом увеличении микроскопа препарат перемещается рукой и осуществляется общее знакомство с препаратом, находят необходимые структуры, ставят их в центр поля зрения микроскопа и переводят на большое увеличение. <...> На полюсах веретена найти центриоли в виде темных зернышек. <...> От центриолей отходят лучи в виде темных нитей, образуя центросферы. <...> Новообразования и развитие органелл: а) эндоплазматическая сеть; б) рибосомы; в) митохондрии; г) пластинчатый комплекс Гольджи; д) лизосомы; е) пероксисомы; ж) микротрубочки; з) микрофиламенты; 10. <...> Головка спермия – самая крупная часть клетки, здесь располагается ядро, шейка – суженная часть, следующая за головкой и хвостовая часть с длинной осевой нитью. <...> При большом увеличении рассмотреть в найденных канальцах семенника клетки: сперматогонии, сперматоциты первого и второго порядка, сперматиды, спермии, а также клетки Сертоли. <...> 3.2 Частная эмбриология Практические цели занятий по частной эмбриологии: Уметь определить в микропрепаратах, на муляжах и на таблицах стадии развития зародышей животных и детали их строения. <...> Уметь идентифицировать эмбриональные зачатки тканей и органов в зародыше животных, а также внезародышевые (провизорные органы). <...> В центре клетки – сливающиеся ядра яйцеклетки и спермия. <...> На верхнем – анимальном полюсе располагается полярное (редукционное) тельце. <...> Таблицу изучить, зарисовать и указать учебные элементы (УЭ): 1. <...> На таблице 2 <...>
_Цитология,_гистология_и_эмбриология.Учебно-методическое_пособие.Часть_1.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л.Л. Абрамова
Т.Я. Вишневская
М.Т. Куспакова
ЦИТОЛОГИЯ,
ГИСТОЛОГИЯ
И ЭМБРИОЛОГИЯ
Часть 1
Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений
Российской Федерации по образованию в области зоотехнии
и ветеринарии в качестве учебно-методического пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки (специальности) 111801 «Ветеринария»
(квалификация (степень) «специалист»)
Москва
2014
Оренбург
Издательский центр
ОГАУ
Стр.1
УДК 576.3 : 591.8 : 591.3
ББК 28.65 : 28.66 : 28.63
А16
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Орен бургского
государственного аграрного университета (председатель совета – профессор
В. В. Каракулев).
Рецензенты:
О.Л. Карташова – д-р биол. наук, проф., зав. лабораторией ИКВС УрО РАН;
М.С. Сеитов – д-р биол. наук, проф., зав. кафедрой внутренних незаразных
болезней ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ;
М.А. Слесаренко – д-р биол. наук, проф., зав. кафед рой анатомии
и гистологии животных им. А.Ф. Климова ФГБОУ ВПО МГАВМиБ
Абрамова, Людмила Леонидовна.
А16
Цитология, гистология и эмбриология : учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов. Ч. 1 / Л.Л. Абрамова, Т.Я. Виш нев ская,
М.Т. Куспакова. – М. : Издательство «Оме га-Л»; Орен бург : Издательский
центр ОГАУ, 2014. – 96 с.
ISBN 978-5-370-03400-8 (Издательство «Омега-Л»)
ISBN 978-5-88838-870-9 (Издательский центр ОГАУ)
I. Вишневская, Татьяна Яковлевна.
II. Куспакова, Маргарита Тлеуловна.
Представленное учебно-методическое пособие включает методический материал
по темам общей части цитологии, гистологии и эмбриологии, который излагается
в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, учебным планом, рабочей
учебной программой по дисциплине «Цитология, гистология и эмбриология».
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной
работы студентов по специальности 111801 «Ветеринария».
Для успешной реализации студентами самостоятельной работы в пособии
приводятся вопросы, позволяющие им получить хорошие знания и более полные
и комплексные представления о происхождении и строении клеток тканей животных,
и тесты для самопроверки.
УДК 576.3 : 591.8 : 591.3
ББК 28.65 : 28.66 : 28.63
ISBN 978-5-370-03400-8
(Издательство «Омега-Л»)
ISBN 978-5-88838-870-9
(Издательский центр ОГАУ)
© Абрамова Л.Л., Вишневская Т.Я.,
Куспакова М.Т., 2014
© ООО «Издательство «Омега-Л», 2014
© Издательский центр ОГАУ, 2014
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
«Цитология, гистология и эмбриология» является дисциплиной базового
уровня обучения и представлена в структуре основной образовательной
программы в цикле «Общепрофессиональные ветеринарно-биологические
дисциплины».
Основная цель дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология»
при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам
основополагающие морфологические знания на клеточном и субклеточном
уровнях о функционирующем, развивающемся и приспосабливающемся организме
и закономерностях его развития в онтогенезе. Учебно-методическое
пособие может помочь студентам в самостоятельном изучении микроскопических
препаратов при прохождении практического курса предмета. Оно
требует обязательного предварительного знакомства с теоретическим материалом
занятия, позволяющим судить о строении, функциональном значении
и методах выявления изучаемых структур, дает студентам возможность
познакомиться с основами техники приготовления гистологических препаратов,
помогает выработать навыки работы с микроскопом. Контрольные
вопросы в конце каждого раздела рекомендуются студентам при самоподготовке.
Изучение общей части дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология»
предполагается в течение 3 семестра.
Обучение по дисциплине помогает студенту:
– овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
(ОК-1);
– уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и
письменную речь (ОК-2);
– осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладает
высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
(ОК-4);
– приобрести способность и готовность анализировать закономерности
функционирования органов и систем организма, использовать
знания морфофизиологических основ, основные методики клиникоиммунологического
исследования и оценки функционального состояния
организма животного для своевременной диагностики заболеваний (ПК-5).
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................3
1 МЕТОДЫ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ..................................................................................4
1.1 Правила работы с микроскопом ........................................................8
2 ЦИТОЛОГИЯ ........................................................................................9
2.1 Форма клеток, неклеточные структуры .............................................9
2.2 Органоиды и включения ..................................................................10
2.3 Размножение клеток ........................................................................14
3 ЭМБРИОЛОГИЯ ................................................................................20
3.1 Общая эмбриология. Половые клетки ............................................20
3.2 Частная эмбриология .......................................................................22
3.2.1 Развитие ланцетника ....................................................................22
3.2.2 Развитие амфибий .........................................................................27
3.2.3 Развитие рыб ..................................................................................32
3.2.4 Развитие птиц ................................................................................37
3.2.5 Развитие млекопитающих животных ............................................43
4 ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ .....................................................................50
4.1 Эпителиальные ткани ......................................................................50
4.2 Ткани внутренней среды (опорно-трофические ткани) .................54
4.3 Мышечная ткань ..............................................................................65
4.4 Нервная ткань ..................................................................................67
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................71
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ «ЦИТОЛОГИЯ» .......................72
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ «ЭМБРИОЛОГИЯ» .................79
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ
«ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ» ...................................................................86
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ РАЗДЕЛОВ .............................94
95
Стр.95