М. В.Михайлова
"Чистый понедельник": горькая дума о России
Публикуется с разрешения автора
Ранняя публикация здесь: http://www.portal-slovo.ru/philology/39026.php.
Бунин придавал особую значимость этой теме и способности писателя описывать самые яркие,
самые откровенные моменты любви. Именно остро-сладостным мгновениям сближения мужчины и
женщины он посвятил цикл "Темные аллеи", писавшийся в течение 10 лет - с середины тридцатых до
середины сороковых годов и состоящий (почти беспрецедентный случай в истории литературы!) из 38
новелл, рассказывающих только о любви, только о встречах, только о расставаниях. И в этом смысле
"Солнечный удар" может быть рассмотрен как прелюдия этого цикла. И как своеобразное требованиекредо
писателя можно расценить его слова в одном из рассказов: "Сочинитель имеет такое же полное
право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена
предоставлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое даже в
прекрасном или ужасном". Следует особо отметить последние слова: прекрасное и ужасное. Они у Бунина
всегда рядом, нераздельны, определяют самое существо жизни. Поэтому и в "Чистом понедельнике"
героиню тоже будет приводить в какого-то рода эстетическое оцепенение "красота и ужас",
сопровождающие смерть, уход в мир иной, весь ритуал похорон!
Однако выше приведенное бунинское заявление не помешало многим критикам и
литературоведам увидеть в откровенных рассказах "Темных аллей" влияние западной литературы: ведь
действительно так в русской классической литературе сцен любви не изображали ранее никогда
(известно, что Л.Н.Толстой предпочел заполнить целую строку точками, а не раскрывать тайну близости
Анны Карениной и Вронского). Для Бунина же нет в любви (повторим, в любви!) недостойного,
нечистого. "Любовь, - как писал один из его современников, - всегда представлялась ему едва ли не
самым значительным загадочным, что есть на свете... Всякая любовь - великое счастье ..." И рассказ
"Чистый понедельник" повествует о такой загадочной, великой, счастливо-несчастной любви.
И все же этот рассказ, хотя имеет все признаки рассказа любовной тематики и его кульминацией
является ночь, вместе проведенная возлюбленными (однако важно, что это ночь кануна Великого поста -
Чистый понедельник наступает после прощеного воскресенья и является первым днем Великого поста), не
об этом или не только об этом .... Уже в самом начале рассказа прямо говорится, что перед нами будет
разворачиваться "странная любовь" между ослепительным красавцем, во внешности которого есть даже
нечто "сицилианское" (однако он родом всего-навсего из Пензы) и "Шамаханской царицей" (так называют
героиню окружающие), чей портрет дается в подробнейших деталях: в красоте девушки было что-то
"индийское, персидское" (хотя и ее происхождение весьма прозаично: отец - купец знатного рода из
Твери, бабушка - из Астрахани). У нее "смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в
своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех брови, черные, как бархатный
уголь (поразительный оксюморон Бунина!), глаза", пленительные "бархатисто-пунцовые" губы,
оттененные темным пушком. Так же подробно описывается ее любимый вечерний наряд: гранатовое
бархатное платье, такие же туфли с золотыми пряжками. (Несколько неожиданным в богатейшей палитре
бунинских эпитетов становится настойчивое повторение эпитета "бархатный", который очевидно должен
оттенить удивительную мягкость героини. Но не забудем и об "угле", который, несомненно,
ассоциируется с твердостью). Таким образом бунинские герои намеренно уподоблены друг другу - в
смысле красоты, молодости, обаяния, явной неординарности внешности.
Однако дальше Бунин осторожно, но весьма последовательно "прописывает" различия между
"сицилианцем" и "Шамаханской царицей", которые окажутся принципиальными и в конечном счете
приведут к драматической развязке - вечной разлуке. И здесь заключается различие между концепцией
любви, явленной в "Солнечном ударе", и любовью героев "Чистого понедельника". Там - отсутствие
будущего у поручика и женщины в холстинковом платье объяснялось несовместимостью остроты
переживаний, вызванных "солнечным" любовным ударом, с обыденной жизнью, которой живут
миллионы людей и которая начнется вскоре и у самих героев.
"Солнечный удар", по Бунину, это одно из проявлений космической живой жизни, к которой
сумели приобщиться они на мгновение. Но она может быть явлена человеку и в моменты приобщения к
высочайшим произведениям искусства, и через память, размывающую временные преграды, и при
соприкосновении и растворении в природе, когда ощущаешь себя малой частицей ее.
В "Чистом понедельнике" - иное. Героям ничего не мешает, они живут настолько обеспеченной
жизнью, что понятие быта не слишком применимо к их времяпрепровождению. Бунин неслучайно
Стр.1