Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Философия, история и методология науки (190,00 руб.)

0   0
Первый авторТрофимов В. К.
ИздательствоФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Страниц131
ID327138
АннотацияУчебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей, изучающих дисциплину «История и философия науки»; магистрантов, изучающих дисциплины «История, логика и методология науки», «Логика и методология науки», «Методология науки и научных исследований», «История и философия науки», «Философские вопросы технических знаний», «Философские проблемы науки и техники»; студентов, изучающих курс философии, а также всех заинтересованных читателей.
УДК1:001(075.8)
ББК87.25я73
Трофимов, В.К. Философия, история и методология науки : учебное пособие для магистрантов и аспирантов / В.К. Трофимов .— Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014 .— 131 с. — URL: https://rucont.ru/efd/327138 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор П.Б. Акмаров _________________________ «___» _____________ 2014 г. В.К. Трофимов ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА 2014 УДК 1:001(075.8) ББК 87.25я73 Т 76 Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. <...> Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ___ от «___» _________ 2014 г. Рецензенты: Ф.Н. Поносов – д-р философ. наук, проф. <...> ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» Т 76 Трофимов, В.К. Философия, история и методология науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов / В.К. Трофимов. <...> Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей, изучающих дисциплину «История и философия науки»; магистрантов, изучающих дисциплины «История, логика и методология науки», «Логика и методология науки», «Методология науки и научных исследований», «История и философия науки», «Философские вопросы технических знаний», «Философские проблемы науки и техники»; студентов, изучающих курс философии, а также всех заинтересованных читателей. <...> ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. <...> ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. <...> Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания. <...> ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ. <...> Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. <...> Компьютеризация науки и ее социальные последствия . <...> ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1.1 Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный <...>
Философия,_история_и_методология_науки.pdf
УДК 1:001(075.8) ББК 87.25я73 Т 76 Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ___ от «___» _________ 2014 г. Рецензенты: Ф.Н. Поносов – д-р философ. наук, проф. ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА Г.М. Тихонов – д-р философ. наук, проф. ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» Т 76 Трофимов, В.К. Философия, история и методология науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов / В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 132 с. Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей, изучающих дисциплину «История и философия науки»; магистрантов, изучающих дисциплины «История, логика и методология науки», «Логика и методология науки», «Методология науки и научных исследований», «История и философия науки», «Философские вопросы технических знаний», «Философские проблемы науки и техники»; студентов, изучающих курс философии, а также всех заинтересованных читателей. УДК 1:001(075.8) ББК 87.25я73 © Трофимов В.К., 2014 © ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА,2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Глава 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.1 Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.2. Эволюция подходов к анализу науки. Позитивистская традиция в философии науки. Концепции О. Конта, Л. Витгенштейна, К. Поппера, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава 2. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 2.1 Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. . . . . . . . . . . . . . . 15 2.2 Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусст во. Наука и обыденное познание . . . . . . . . . . . . 16 2.3 Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 3.1 Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 3.2 Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная наука и математика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 3.3 Развитие логических норм научного мышления в период Средневековья. Особенные формы средневекового знания: алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. . . . . . . . . . 26 3.4 Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Философские основания науки Нового времени: эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р. Декарта . . . . . . . . . . . . . . 29 3.5 Становление и развитие основных идей классической науки Нового времени. Г. Галилей, И. Ньютон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 3
Стр.3
Философия, история и методология науки 3.6 Становление идей и методов неклассической науки в середине XIX - начале XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Глава 4. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 4.1 Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Классификация наук. Естественные, технические, социальные, гуманитарные науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 4.2 Структура эмпирического знания. Наблюдение, сравнение, эксперимент. Единство эмпирического и теоретического знания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 4.3 Структура теоретического знания. Уровни и формы мышления. Проблема, гипотеза, теория, закон. . . . . . . . . . . . . . 42 4.4 Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования. Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 4.5 Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Глава 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . . . . . . . . . . . . 52 5.1 Классификация методов научного познания. Философские методы познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 5.2 Эмпирические методы научного познания. . . . . . . . . . . . . . . 54 5.3 Теоретические методы научного познания. . . . . . . . . . . . . . . 57 5.4 Общелогические методы познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 5.5 Формы научного познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Глава 6. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 6.1 Проблемные ситуации в науке и включение новых теоретических представлений в культуру . . . . . . . . . . . . 65 6.2 Общие закономерности динамики науки как процесса порождения нового знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 Глава 7. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 7.1 Взаимодействие традиций и новаций в процессе возникновения нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 7.2 Проблемы типологии научных революций. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 7.3 Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 4
Стр.4
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 8.1 Главные характеристики и особенности современной постнеклассической науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 8.2 Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска. Роль синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 8.3 Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 8.4 Проблемы биосферы и экологии в современной науке. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 8.5 Взаимосвязь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ - начале ХХI вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 8.6. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Глава 9. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . . . . . . . . . . . . 89 9.1 Определение науки как социального института. Концепция Р. Мертона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 9.2 Научные сообщества и их исторические типы. Исследовательские группы, научные традиции, научные школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 9.3 Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 9.4 Функционирование науки и факторы общественной жизни. Наука и экономика. Наука и власть. Наука и сфера образования. Проблема государственного регулирования науки. . . . . . . . . . . 95 КАЛЕНДАРЬ ВАЖНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ ХХ в. . . . . . . . . 98 ГЛОССАРИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 ПЕРСОНАЛИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . 125 ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 5
Стр.5