Карл Ясперс ВВЕДЕНИЕ К «ФИЛОСОФСКОЙ Философская автобиография КАРЛА ЯСПЕРС А АВТОБИОГРАФИИ» В своей автобиографии Карл Яогиерс не намеревался ни раскрывать тайный смысл своей жизни, ни связывать эту жизнь с доктриной в качестве применения или иллюстрации доктринальных установок, ни описывать этапы своего духовного пути, независимого от жизненных обстоятельств. <...> Когда наука считается с требованиями своей собственной точности, она неизбежно признает, что область ее деятельности •— это область объективности, т. е. такая, в которой неизбежен раскол между субъектом и объектом (Subjekt-Objekt Spaltung). <...> В силу этого сознания она намеренно оставляет вне .своего внимания все то, что находится по сю или ту сторону этого раскола, все, что не есть .ни субъект, ни объект: «экзистенция» —• вот центральный термин, обозначающий возникновение свободы, конкретно и исторически расположенной в сети фактов и долженствующей решительно осуществиться, пробив эту сеть, и «трансцендентность», ФИЛОСОФСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ 191 которая есть начало, живой источник этой экзистенции и ее истинная цель. <...> По ту сторону раскола субъект — объект, она — непрямое присутствие, — дар. <...> Врач, ученый, философ, профессор Ясперс никогда не искал в своей «философской вере» (ни религия, ни атеизм) убежища, в котором можно укрыться от всечеловеческой судьбы. <...> Вот почему его повествование о своей жизни есть действительно «философская автобиография». <...> Если я и тогда, как сейчас, буду уверен в моих способностях, я перейду к психиатрии и психологии. <...> С другой стороны, болезнь освобождала от долга мужчины и гражданина — отбывания военной службы и, тем самым, от опасности солдатской смерти на войне. <...> ПСИХОПАТОЛОГИЯ С 1908 по 1915 год я работал в психиатрической клинике в Гейдельберге, сперва, непосредственно после государственньгх экзаменов, как медицинский практикант, затем, после ПОЛУГОДИЧНОГО перерыва (в это время я проходил курс в неврологическом отделении <...>