Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Грани  / № 175 1995

Череда судьбоносных выборов (190,00 руб.)

0   0
Первый авторУтехин Сергей
Страниц24
ID322732
Аннотациядокументальный рассказ о правителях России с древних времен до современности
Утехин, С. Череда судьбоносных выборов / С. Утехин // Грани .— 1995 .— № 175 .— С. 189-212 .— URL: https://rucont.ru/efd/322732 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сергей УТЕХИН Череда судьбоносных выборов Не раз в нашей истории складывались обстоятельства, в которых приходилось делать выбор, надолго определявший, худо ли, хорошо ли, судьбу страны и народа. <...> Призвание варягов - первый известный нам судьбоносный выбор - принесло будущим северным великорусам центральную власть и имя Русь и положило начало монархической традиции и праву на занятие княжеских столов (позднее - царского) членами Рюрикова дома, правившего на Руси до конца XVI века. <...> Еще важнее - призвание варягов утвердило принцип народного волеизъявления как источника власти и правосудие как ее главное назначение. <...> Вещий Олег присоединил южные восточнославянские племена (будущих украинцев) и выбрал своей столицей Киев, где имя Русь, не связанное там с варягами, было известно с глубокой древности. <...> Важнейшим выбором за всю нашу историю был выбор новой веры. <...> Прежде чем принять окончательное решение, он дважды советовался не только со своими боярами, но и с киевскими "старцами градскими", которые тоже высказались за православие. <...> На семь столетий определило характер образования и умственную ориентацию образованной части общества, литературный язык, содержание и формы литературы и "высокого" искусства, философской, исторической и политической мысли; на пять веков - представление о вассальном положении Руси по отношению к императору в Царьграде; на несколько столетий (до ордынского влияния) смягчило нравы и уголовные наказания. <...> Вскоре после принятия христианства митрополит Иларион выдвинул мысль об особой богоизбранности Руси, Руси как "втором Израиле". <...> Так, в Ростово-Суздальской земле усилилась княжеская власть в ущерб власти веча. <...> Из сильной княжеской власти со временем выросло московское, а затем и имперское самодержавие, просуществовавшее до 1906 года. <...> В противоположность этому на севере благодаря сознательному выбору новгородцев и псковичей возобладало вече. <...> Вечевой строй продолжил и укрепил <...>