Оконов, Ж.В. Овадыкова АДАПТИВНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Учебно-практическое пособие для самостоятельной работы и выполнения контрольных и курсовых работ студентами направления 110400.62 «Агрономия»» Элиста, 2013 М.М. Оконов, Ж.В. Овадыкова. <...> 1.2 Требования культурных растений к условиям жизни………………… 6 1.3 Законы земледелия и их использование в современной практике производства растениеводческой продукции 5 6 1.4 Оптимизация условий жизни сельскохозяйственных растений……… 7 1.5 Воспроизводство плодородия почв в земледелии……………………. <...> 9 2.1 Понятие о сорных растениях и их происхождение……………………. <...> Цель дисциплины – формирование знаний и умений по научным и технологическим основам современного земледелия. <...> Задачами дисциплины является изучение: - научных основ земледелия; - биологии и экологии сорных растений и мер борьбы с ними; - научных основ и организации севооборотов; - агрофизических основ и систем обработки почвы; - агротехнических основ защиты земель от эрозии и дефляции. <...> В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - основные понятия и определения данного курса; - факторы жизни растений и законы земледелия; водный, воздушный, тепловой и питательный режимы почвы и приемы их оптимизации; - биологические, агрофизические, агрохимические показатели плодородия почвы и пути его воспроизводства; - биологические особенности, классификацию сорных растений и меры борьбы с ними; - научные основы севооборотов, принципы построения схем севооборотов и их классификацию, введение, освоение, агротехническую и экономическую оценку севооборотов; - задачи, технологические операции и приемы обработки почвы, принципы разработки системы обработки в севообороте, технологии обработки почвы под различные культуры в зависимости от агроландшафтных условий, контроль качества обработки почвы; системы почвозащитной обработки почвы; особенности использования рекультивируемых земель; уметь: - оценивать влияние <...>
Адаптивное_земледелие.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………..
5
Введение……………………………………………………………………….. 5
1 Научные основы земледелия……………………………………………….. 5
1.1 История развития земледелия…………………………………………..
1.2 Требования культурных растений к условиям жизни………………… 6
1.3 Законы земледелия и их использование в современной практике
производства растениеводческой продукции
5
6
1.4 Оптимизация условий жизни сельскохозяйственных растений……… 7
1.5 Воспроизводство плодородия почв в земледелии……………………..
8
2 Сорные растения и борьба с ними…………………………………………. 9
2.1 Понятие о сорных растениях и их происхождение……………………. 9
2.2 Агрофитоценозы сельскохозяйственных угодий и их особенности…. 10
2.3 Классификация сорных растений и их картирование………………... 10
2.4 Меры борьбы с сорняками……………………………………………… 11
3 Севообороты………………………………………………………………… 12
3.1 Научные основы севооборота…………………………………………... 12
3.2 Размещение полевых культур и паров в севообороте………………… 13
3.3 Классификация и организация севооборотов…………………………. 14
4 Обработка почвы……………………………………………………………. 15
4.1 Научные основы обработки почвы……………………………………... 15
4.2 Минимальная обработка почвы………………………………………… 16
4.3 Системы обработки почвы в севообороте……………………………... 16
4.4 Современные почвозащитные технологии обработки почвы……….. 17
4.5 Контроль качества основных видов полевых работ………………….. 17
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………………………...
18
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ …………………………………………………………….. 23
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ……………………………………. 35
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ СТУДЕНТАМ
НАПРАВЛЕНИЯ 110200.62 «АГРОНОМИИ»……………...
36
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 39
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ …………….. 41
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ………………………….. 52
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………………………… 59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………. 68
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Данный курс направлен на изучение научных основ адаптивноландшафтного
земледелия, управления плодородием почв, методов борьбы с
сорной растительностью, систем севооборотов, обработки почвы.
Цель дисциплины – формирование знаний и умений по научным и
технологическим основам современного земледелия.
Задачами дисциплины является изучение:
- научных основ земледелия;
- биологии и экологии сорных растений и мер борьбы с ними;
- научных основ и организации севооборотов;
- агрофизических основ и систем обработки почвы;
- агротехнических основ защиты земель от эрозии и дефляции.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные понятия и определения данного курса;
- факторы жизни растений и законы земледелия; водный, воздушный,
тепловой и питательный режимы почвы и приемы их оптимизации;
- биологические, агрофизические, агрохимические показатели плодородия
почвы и пути его воспроизводства;
- биологические особенности, классификацию сорных растений и меры
борьбы с ними;
- научные основы севооборотов, принципы построения схем севооборотов и
их классификацию, введение, освоение, агротехническую и экономическую
оценку севооборотов;
- задачи, технологические операции и приемы обработки почвы, принципы
разработки системы обработки в севообороте, технологии обработки почвы
под различные культуры в зависимости от агроландшафтных условий,
контроль качества обработки почвы; системы почвозащитной обработки
почвы; особенности использования рекультивируемых земель;
уметь:
- оценивать влияние технологических приемов на показатели плодородия
почвы;
- составлять схемы чередования культур в севообороте, план освоения и
ротационные таблицы севооборотов, оценивать продуктивность
севооборота;
- оценить продуктивность севооборота;
- распознавать сорные растения по морфологическим признакам, семенам и
всходам, составлять карты засоренности полей севооборотов;
- разрабатывать технологии защиты сельскохозяйственных культур от
сорняков; технологии обработки почвы под культуры, систему обработки
почвы в севообороте;
- заполнять книгу истории полей;
- проводить оценку качества полевых работ;
- составлять технологические схемы почвозащитных севооборотов и
обработки почв для эрозионно-опасных земель.
4
Стр.4