ЛР в ИСР Lazarus Самара 2008 2 Автор - д.т.н., профессор Акчурин Э.А. <...> В ней в редакторе кода используется ANSI кодировка символов. <...> Главное окно ИСР расположено в верхней части экрана и имеет вид: Окно содержит: строку заголовка с именем ИСР (Редактор Lazarus) и именем проекта (по умолчанию Project1); под ним строка главного меню ИСР; ниже главного меню - слева панели инструментов; справа от них палитра компонент со страницами с закладками. <...> 10 После занесения в редактор кодов инструкций и сохранения проекта с именем prg_1_1 получаем: Окно консоли перед закрытием программы: Есть проблема – неправильное отображение букв кириллицы. <...> Причина ошибки - консольное приложение создается в ИСР, где используется операционная система Windows с кодировкой ANSI, а исполняется под управлением операционной системы MS DOS, использующей кодировку ASCII. <...> Листинг программы Окно консоли перед закрытием программы: 1.3. <...> В окне Редактора кода показан код модуля формы. <...> При вводе кодов команд целесообразно использовать встроенный в ИСР подсказчик, который позволяет выбирать нужный член класса компонента из большого списка. <...> При сохранении проекта запись файлов в папку происходит в два этапа: Модуль формы. <...> Листинг модуля формы unit Prg_1_2_; {$mode objfpc}{$H+} 16 interface uses Classes, SysUtils, LResources, Forms, Controls, Graphics,Dialogs, StdCtrls; Type { TForm1 } TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; Label1: TLabel; procedure Button1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation { TForm1 } procedure TForm1. <...> Выводы ИСР Lazarus – интегрированная среда быстрой разработки приложений. <...> Для этого в строку uses консольного приложения следует добавить ссылку на модуль RusTrans. <...> Single Fin_1 Fin_2 Типы целых чисел Start Fin_1 Currency Extended Byte Cardinal Fin_2 Integer 19 2. <...> Листинг программы program prg_2_1; {$mode objfpc}{$H+} uses Classes, SysUtils, RusTrans; const real_0:real=123.456789; int_0:smallint=-1111; var real_1:extended; real_2:single; int_1:cardinal; int_2:longint; begin <...>
Программирование_на_языке_FreePascal_Часть_4._ЛР_в_ИСР_Lazarus_Учебное_пособие_для_студентов_направления_«Информатика_и_вычислительная_техника»_.pdf
Список литературы .......................................................................................................................................................6
Введение ..................................................................................................................................................................................6
1. Интегрированная среда разработки Lazarus ...................................................................................9
1.1. Пример
9
1.2. Пример 1_1
1.3. Пример 1_2
2.2. Пример 2_2
2.3. Пример 2_3
3.2. Пример 3_2
4.2. Пример 4_2
5.2. Пример 5_2
6.2. Пример 6_2
7.2. Пример 7_2
8.2. Пример 8_2
8.3. Пример 8_3
8.4. Пример 8_4
10
12
2. Структура программы и типы в языке FreePascal ...................................................................19
2.1. Пример 2_1
20
21
22
3. Линейные структуры ...........................................................................................................................................25
3.1. Пример 3_1
27
28
4. Структуры с ветвлениями ..............................................................................................................................31
4.1. Пример 4_1
32
34
5. Циклы с неизвестным числом повторений ....................................................................................37
5.1. Пример 5_1
38
41
6. Циклы с заданным числом повторений ............................................................................................43
6.1. Пример 6_1
45
46
7. Массивы ...........................................................................................................................................................................48
7.1. Пример 7_1
49
51
8. Файлы ................................................................................................................................................................................54
8.1. Пример 8_1
55
58
61
62
9. Подпрограммы ..........................................................................................................................................................65
9.1. Пример 9_1
66
4
Стр.4
9.2. Пример 9_ 2
10.2. Пример 10_2
11.2. Пример 11_2
68
10. Динамическая память ......................................................................................................................................71
10.1. Пример 10_1
72
73
11. Исключения ..............................................................................................................................................................76
11.1. Пример 11_1
77
79
12. Списки ............................................................................................................................................................................81
12.1. Пример 12_1
81
13. Модули ..........................................................................................................................................................................87
13.1. Пример 13_1
13.2. Пример 13_2
87
92
14. Таблицы ........................................................................................................................................................................95
14.1. Пример 14_1
96
15. Графика, отображение графиков функций ...............................................................................101
15.1. Пример 15_1
102
16. Графика, примитивы ......................................................................................................................................106
16.1. Пример 16_1
16.2. Пример 16_2
17.2. Пример 17_2
108
110
17. Графика, растровые изображения и анимация ......................................................................116
17.1. Пример 17_1
116
119
18. Тестирование и отладка...............................................................................................................................122
18.1. Пример 18_1
123
5
Стр.5
Список литературы
1. Ван Кеннейт М.. Справочное руководство для FPC. 2005.
2. Van Canneyt M. Free Pascal: Reference Guide. 2007.
3. Van Canneyt M. Free Pascal: Programmer’s manual. 2007.
4. Van Canneyt M., Klampfl F. Free Pascal: Users’ manual. 2007.
5. Van Canneyt M. Free Pascal code documenter: Reference manual. 2007.
6. Van Canneyt M. Free Component Library (FCL): Reference guide.2007.
7. Van Canneyt M. Run-Time Library (RTL). Reference guide. 2007.
8. Van Canneyt M. Free Component Library (FCL): Reference guide. 2007.
9. http://www.FPC.org/down/i386/win32-ftp.FPC.org.html
10. http://www.FPC.org/download.html
11. Рудюк С.А., Lazarus - кросс-платформенный Delphi. Программирование для
свободных людей. Компания НеРуСофт.
12. Карпов Б. Delphi: Специальный справочник. - СПб.: Питер, 2001. -688 с.
13. Акчурин Э.А. Программирование на языке высокого уровня. Учебное пособие.
Самара, ПГАТИ, 2003.
14. Акчурин Э.А. , Стефанова И.А. Программирование в среде Delphi. Методические
указания к лабораторным работам. Самара, ПГАТИ, 2003.
15. Акчурин Э.А. Задания и методические указания к курсовой работе. ПГАТИ,
2001.
Введение
В настоящее время бесплатный компилятор FPC (Free Pascal Compilier) используется
в нескольких интегрированных средах разработки (ИСР). Наиболее распространены
две ИСР:
FreePascal (FP) обеспечивает пользователю комфортный интерфейс. Содержит
редактор с синтаксическими выделениями, отладчик, браузер символов
и др. ИСР для всех поддерживаемых ОС использует символьный
интефейс, подобный ИСР Turbo Pascal. Не поддерживает графику.
Lazarus. Эта ИСР подобна Delphi, использует графический интерфейс.
Поддерживает графику.
Лабораторный цикл содержит работы по изучению программирования на языке
FreePascal в ИСР Lazarus. Эта ИСР предназначена для разработки консольных
приложений, приложений для ОС с графическим интерфейсом, модулей, DLL и
др. В ней в редакторе кода используется ANSI кодировка символов. Она не
совпадает с кодировкой консольного приложения. При создании консольного
приложения требуется русификация строк.
Цикл может использоваться в лабораторном практикуме по дисциплинам:
"Программирование на языках высокого уровня" (специальность 230105),
"Языки программирования высокого уровня" (специальность 230201),
"Информатика и программирование" (специальность 080801),
6
Стр.6