Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Конспект лекций по истории (290,00 руб.)

0   0
Первый авторЛямасова Т. В.
ИздательствоИзд-во ПГУТИ
Страниц260
ID319764
АннотацияЦель данного конспекта — оказать помощь студентам в организации самостоятельного изучения учебного материала по дисциплине «Отечественная история». Этот труд может быть полезен не только при изучении истории, но также и других социально-экономических и гуманитарных дисциплин.
УДК94(47+57)
ББК63.3(2)
Лямасова, Т.В. Конспект лекций по истории / Т.В. Лямасова .— Самара : Изд-во ПГУТИ, 2013 .— 260 с. — URL: https://rucont.ru/efd/319764 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ 2013 2 Оглавление ЛЕКЦИЯ №1 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ. <...> 13 ЛЕКЦИЯ №2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ ИСТОРИИ………14 Цивилизации замкнутого типа развития. <...> 29 ЛЕКЦИЯ №4 ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН…………………. <...> 34 ЛЕКЦИЯ №5 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII — XV ВВ…………………………35 Период феодальной раздробленности в русских княжествах. <...> 52 ЛЕКЦИЯ №7 РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ РАСКОЛ В ОБЩЕСТВЕ…………53 3 Петровская модернизация………………………………………. <...> 169 Причины поражения белого движения в годы гражданской войны в России……………………………………………. <...> 194 Первые попытки либерализации советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.) <...> Наряду с традиционным формационным подходом к изучению истории, этим любимым дитя марксизма-ленинизма, в последние годы утверждается цивилизационный подход к познанию исторической действительности. <...> Цель данного конспекта — оказать помощь студентам в организации самостоятельного изучения учебного материала по дисциплине ―Отечественная история‖. <...> История Отечества с древнейших времен до начала ХХ в: Учебник. <...> Цивилизационный подход предполагает многовариантность и цикличность исторического процесса. <...> На основе сформулированных признаков можно выделить три типа развития цивилизаций: 15 Цивилизации замкнутого типа развития – это народы, живущие в рамках годового природного цикла, прохождение которого от поколения к поколению не меняется. <...> Контакт и проникновение цивилизаций другого типа обыкновенно приводит данный тип цивилизации к гибели. <...> Цивилизации циклического, или восточного типа развития можно отнести Индию, Китай, Турцию и т.п. <...> Основные параметры цивилизаций <...>
Конспект_лекций_по_истории_.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Конспект_лекций_по_истории_.pdf
Оглавление ЛЕКЦИЯ №1 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ. РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ КАК НАУКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ И ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОГО ФАКТОРА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……..………………………9 Вопросы для самоконтроля……………………………………………...……….….12 Литература…………………………………………….......................13 ЛЕКЦИЯ №2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ ИСТОРИИ………14 Цивилизации замкнутого типа развития................................….16 Цивилизации интенсивного (западного) типа развития….……18 Россия в мировом сообществе цивилизаций................………...18 Вопросы для самоконтроля…………………………………….……19 Литература........................................................................……….19 ЛЕКЦИЯ №3 ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНО-ЛАВЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XI - XIII ВВ..........21 Этногенез восточных славян………………………………...…..21 Экономические, социально-политические и духовные процессы в славянорусской общности во второй половине I тыс. н.э……………..25 Вопросы для самоконтроля………………………………………….29 Литература…………………………………………………………….29 ЛЕКЦИЯ №4 ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН…………………..30 Вопросы для самоконтроля………………………………………….34 Литература…………………………………………………………….34 ЛЕКЦИЯ №5 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII — XV ВВ…………………………35 Период феодальной раздробленности в русских княжествах...35 Нашествие монголо-татар на русь и его последствия…………36 Основные этапы складывания московского централизованного государства…………………………………………………….……..39 Вопросы для самоконтроля…………………………………………..42 Литература…………………………………………………………….42 ЛЕКЦИЯ №6 МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО: НА ПУТИ К ДЕСПОТИИ ВОСТОЧНОГО ТИПА………………………………………….43 Иван грозный и его время………………………………………43 Социальная катастрофа российского общества в начале XVII века –Смута..46 Вопросы для самоконтроля………………………………………….52 Литература…………………………………………………………….52 ЛЕКЦИЯ №7 РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ РАСКОЛ В ОБЩЕСТВЕ…………53 3
Стр.3
Петровская модернизация……………………………………….53 Дворцовые перевороты…………………………………………..55 Эпоха екатерины II – время "Просвещенного абсолютизма" в России……….59 Вопросы для самоконтроля………………………………………….63 Литература…………………………………………………………….63 ЛЕКЦИЯ №8 ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВЫНЕ ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XIX ВЕКЕ.........................65 Мировые цивилизации в XIX веке……………………………...65 Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества…….68 Вопросы для самоконтроля………………………………………..75 Литература…………………………………………………………..75 ЛЕКЦИЯ №9 ПОПЫТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ. РЕФОРМЫ 60-70-Х ГГ. И КОНТРРЕФОРМЫ 80-Х - НАЧАЛА 90-Х ГГ. УТВЕРЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ………………………….……...76 Вопросы для самоконтроля…………………………………………86 Литература……………………………………………………………86 ЛЕКЦИЯ №10 ЦИВИЛИЗАЦИОНЫЙ ВЫБОР РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX В.: РЕВОЛЮЦИЯ И РЕФОРМЫ…………87 Российская экономика в начале xx века: основные тенденции развития…87 Государственно-монополитические тенденции………………89 Характеристика российской промышленности………………89 Состояние сельского хозяйства……………………………….93 Положение в торговле………………………………………….96 Транспорт в российской империи……………………………..96 Российское общество: социальная стратификация…………...97 Россия идейно-политическая: генезис политических партий…….98 Русско-японская война (1904 – 1905 гг.)……………………...99 Русская революция 1905 – 1907 гг……………………………105 Этапы революции………………………………………………105 Значение революции……………………………………………109 III Государственная Дума………………………………………110 Реформы П.А. Столыпина: замыслы и реалии………………111 П.А. Столыпин: модернизаторская деятельность…………….112 Вопросы для самоконтроля……………………………………….117 Литература…………………………………………………………..117 ЛЕКЦИЯ №11 РОССИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА РАССТАНОВКА СИЛ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ И ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ……………………………….….118 Внешняя политика российской империи (1905 – 1914 гг.)…..120 ―Последний военный ренессанс‖ императорской России……121 Россия в первой мировой войне………………………………..125 Вопросы для самоконтроля………………………………………..132 4
Стр.4
Литература……………………………………………………………132 ЛЕКЦИЯ №12 РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА…………………133 Россия, год 1917, год революционный: оценки, мнения, суждения….133 Россия, год 1917, год революционный: как это было?.............138 Рождение новой государственности…………………………..146 Вопросы для самоконтроля…………………………………………151 Литература……………………………………………………………151 ЛЕКЦИЯ №13 ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ (1917 – 1922 ГГ.): ПРОТИВОСТОЯНИЕ, БРАТОУБИЙСТВО И ПОПЫТКИ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО МИРА…………………………152 Русская гражданская война: причины, периодизация, противоборствующие стороны…………………………………………………………...154 О роли и месте иностранной военной интервенции………….167 О трагедии раздвоения русского офицерства………………...169 Причины поражения белого движения в годы гражданской войны в России…………………………………………….…………..…171 Почему победили красные?........................................................172 Гражданская война: некоторые оценки и уроки……………...174 Вопросы для самоконтроля………………………………………..175 Литература…………………………………………………………..175 ЛЕКЦИЯ №14 СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 20-Е—30-Е ГГ. УСИЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСТОЧНОГО ТИПА РАЗВИТИЯ………...176 Сущность и содержание НЭПА………………………………..176 Национально-государственные особенности политической системы…181 Вопросы для самоконтроля………………………………………..186 Литература……………………………………………………………186 ЛЕКЦИЯ №15 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941 - 1945 гг.)187 СССР накануне ВОВ…………………………………………..187 Внутренняя политика…………………………………………...188 ВОВ. Ее основные этапы. план «барбаросса»………………...189 Вопросы для самоконтроля………………………………………..192 Литература……………………………………………………………193 ЛЕКЦИЯ №16 ПОПЫТКИ ПОСЛЕВОЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СССР (1945 —1964 гг……………………………….………………...194 Причины и истоки «холодной войны»………………………..194 Первые попытки либерализации советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.)……………………………………………..….196 Вопросы для самоконтроля………………………………………..199 Литература……………………………………………………………199 ЛЕКЦИЯ№17 ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР И ЕГО РАСПАД………………………………………………………201 Поиск путей интенсификации экономики ссср и разрядки международной напряженности в 60-е – 80-е годы. "эпоха застоя"………………………...201 5
Стр.5
СССР на пути кардинального реформирования общества. "эпоха Горбачева". Крах советской социалистической системы………………………….211 Вопросы для самоконтроля…………………………………………218 Литература……………………………………………………………218 ЛЕКЦИЯ №18 РОССИЯ ПОСТСОВЕТСКАЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ ГРЯДУЩЕГО...........................................................219 Вопросы для самоконтроля………………………………………..225 Литература…………………………………………………………..225 ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ…………226 А………………………………………………………………….226 Б………………………………………………………………….231 В………………………………………………………………….232 Г………………………………………………………………….233 Д………………………………………………………………….234 Е………………………………………………………………….235 Ж…………………………………………………………..….…236 З………………………………………………………………….236 И...............................................................................…………….237 К...............................................................................….………….239 Л…………………………………………………………………241 М……………………………………………………………...….242 Н………………………………………………………..………..243 О………………………………………………………………....244 П………………………………………………………………….245 Р………………………………………………………………….248 С……………………………………………………………...….248 Т……………………………………………………………..…..250 У……………………………………………………………..…..251 Ф……………………………………………………………..…..251 Х…………………………………………………………...……..252 Ц………………………………………………...……………….252 Э………………………………………………...………………..254 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….256 РАРИТЕТЫ НАУЧНО-СПРАВОЧНЫХ ИЗДАНИЙ....….259 МАТЕРИАЛЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ………………….….259 (ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ)…………………………...........259 ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ.260 6
Стр.6