Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Конспект лекций по философии (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЛямасова Т. В.
ИздательствоИзд-во ПГУТИ
Страниц107
ID319763
АннотацияПособие содержит 14 лекций по философии и истории философии. Рассмотрены особенности развития русской философии.
УДК1
ББК87
Лямасова, Т.В. Конспект лекций по философии / Т.В. Лямасова .— Самара : Изд-во ПГУТИ, 2013 .— 107 с. — URL: https://rucont.ru/efd/319763 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИЮ……………6 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: 13 13 13 ЛЕКЦИЯ 2 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. <...> …………………….…….19 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература Категориальный анализ понятий: 20 21 21 ЛЕКЦИЯ 3 СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. <...> ДОСОКРАТОВСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ……………22 Досократовский период античной философии……………………. <...> ………39 Антропоцентризм эпохи Возрождения……………………………………41 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: . <...> 45 Формирование научной картины мира……………………………………46 ЛЕКЦИЯ 8 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. <...> ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ………………51 Общая характеристика немецкой классической философии…………51 Философия И.Канта <...> 52 Философия Гегеля………………………………………………………………54 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий 56 57 57 ЛЕКЦИЯ 9 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. <...> Бердяева……………………………………………………75 В.И.Ленин - представитель марксизма…………………………………76 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: 77 77 78 ЛЕКЦИЯ 11 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. <...> 81 Основные формы Бытия……………………………………………………83 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: 84 84 84 4 ЛЕКЦИЯ 12 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. <...> …….…89 Происхождение сознания……………………………………………………90 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: . <...> ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ Цель данной лекции - ознакомить слушателей с природой философского знания, раскрыть основное поле философской деятельности, обозначить предмет философии, выделить основные вопросы философии. <...> Важным аспектом данной лекции является раскрытие функции философии, представленных в комплексе общественно-исторической жизни людей <...>
Конспект_лекций_по_философии_.pdf
СОДЕЖАНИЕ ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИЮ……………6 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: 13 13 13 ЛЕКЦИЯ 2 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА………………..…16 Философия Древней Индии…………………………………………………………..…. 19 Китайская философия……………………………………….……………………..……..19 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература Категориальный анализ понятий: 20 21 21 ЛЕКЦИЯ 3 СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ДОСОКРАТОВСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ……………22 Досократовский период античной философии…………………….……24 ЛЕКЦИЯ 4 КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ СОКРАТИЧЕСКИХ ШКОЛ……………………27 Жизнь, этика и философия Сократа………………………………………27 Философия Платона…………………………………………………………..27 Аристотель (384 — 322 г.г. до н. э)…………………………………….…..28 Этические философские школы Древней Греции………………….…….31 ЛЕКЦИЯ 5 РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ………………………….…32 Вопросы для самоконтроля:…………………………………………………………………………..37 Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: 37 38 ЛЕКЦИЯ 6 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. СПОР МЕЖДУ НОМИНАЛИСТАМИ И РЕАЛИСТАМИ В ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ: ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА……..………………………………….….39 Эпоха Средневековья…………………………………………………..………39 Антропоцентризм эпохи Возрождения……………………………………41 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: ..43 .43 43 3
Стр.3
ЛЕКЦИЯ 7 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ……………………………………………………..45 Формирование научной картины мира……………………………………46 ЛЕКЦИЯ 8 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ КАНТА. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ………………51 Общая характеристика немецкой классической философии…………51 Философия И.Канта…………………………………………………………..52 Философия Гегеля………………………………………………………………54 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий 56 57 57 ЛЕКЦИЯ 9 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОНЦЕПЦИИ, ПРОЦЕССЫ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ. ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. ФИЛОСОФИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА………………...59 Славянофилы и Западники……………………………………………………63 Философия В.С. Соловьева…………………………………………….……..64 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: .65 65 65 ЛЕКЦИЯ 10 ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА. НЕМАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА, НЕОПОЗИТИВИЗМА, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА. ФИЛОСОФИЯ Л. ШЕСТОВА. ФИЛОСОФИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА. В.И.ЛЕНИН, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МАРКСИЗМА….…66 Немарксистская философия………………………………………………...68 Философия прагматизма, неопозитивизма, экзистенциализма.…….70 Философия Л. Шестова……………………………………………………..74 Философия Н.А.Бердяева……………………………………………………75 В.И.Ленин - представитель марксизма…………………………………76 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: 77 77 78 ЛЕКЦИЯ 11 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ПОНЯТИЕ БЫТИЯ. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ……………………………………..……..79 Проблема Бытия……………………………………………………………..81 Основные формы Бытия……………………………………………………83 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: 84 84 84 4
Стр.4
ЛЕКЦИЯ 12 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ...…………………………………………..……….…86 Диалектический материализм (материя и сознание.)……..…….…...86 Основные принципы современного материализма…………..……..….88 Основные подходы к проблеме сознания………………………..…….…89 Происхождение сознания……………………………………………………90 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: .92 92 92 ЛЕКЦИЯ 13 СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ: ЭТАПЫ, ФОРМЫ………………………………………………………………………….94 Формы Познания…………………………………………………….………..95 Практика и еѐ функции в процессе познания………………….………..97 Вопросы для самоконтроля: Рекомендуемая литература: Категориальный анализ понятий: 98 98 99 ЛЕКЦИЯ 14 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ..100 Специфика научного познания. Научная рациональность……………100 Научные революции и смена типов рациональности…………………102 Приемы и методы научного мышления………………………………….104 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………105 Рекомендуемая литература………………………………………………..106 Категориальный анализ понятий………………………………………….106 5
Стр.5
ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ Цель данной лекции - ознакомить слушателей с природой философского знания, раскрыть основное поле философской деятельности, обозначить предмет философии, выделить основные вопросы философии. Предполагается, что ряд философских категорий, предварительно изученных во «Введении», будет затем повторно рассмотрен на конкретном историко-философском материале последующих лекционных тем. Спецификой данной темы является рассмотрение основных философских понятий, используемых как способ войти в собственно философскую проблематику, поставить вопросы, связанные с онтологией и теорией познания, раскрыть философскую сущность мировоззрения. Немаловажным вопросом является раскрытие проблемы метода философского познания, сформулированного в данной лекции с точки зрения проблемного подхода. Важным аспектом данной лекции является раскрытие функции философии, представленных в комплексе общественно-исторической жизни людей, устанавливается связь философии с наукой. Философия самая древняя область знания. Она возникла в I тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. Во-первых, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующими в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире. Философия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрие". Существуют несколько конкретных определений понятию «философия»: Философия- это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат) . Философия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру. Философия-наука, об общих законах развития природы, общества и мышления. Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Эти знания концентрируются в понятиях философских категориях, общих принципов и законах образующих целостную систему. Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру. Итак, предметом философии является отношения человека к миру. 6
Стр.6