Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основные этапы развития социально-философской мысли (220,00 руб.)

0   0
АвторыЧистов Роман Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц153
ID317657
АннотацияПособие для самостоятельной работы «Основные этапы развития социально-философской мысли» по дисциплине «Философия» предназначено для углубленного изучения ключевых вопросов и проблем истории философии. Пособие включает в себя материалы по основным этапам развития социальной философии, перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы, темы контрольных работ, библиографический список.
Основные этапы развития социально-философской мысли / Р.С. Чистов .— : [Б.и.], 2015 .— 153 с. — URL: https://rucont.ru/efd/317657 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Р.С. Чистов ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Красноярск 2015 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал Р.С. Чистов ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве учебного пособия для самостоятельной работы к части курса «Философия» для студентов направлений 39.03.02 Социальная работа, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, 15.03.02 Технологические машины и оборудование очной и заочной форм обучения Красноярск 2015 Чистов, Р.С. Основные этапы развития социально-философской мысли: учебное пособие для самостоятельной работы к части курса «Философия» для студентов направлений 39.03.02 Социальная работа, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, 15.03.02 Технологические машины и оборудование очной и заочной форм обучения / Р.С. Чистов. <...> 11 2 Социально-философская мысль в античную эпоху………………………20 3 Социально-философские взгляды философов Средневековья…………. <...> 150 4 Введение В самом общем виде социальная философия представляет собой общую философскую науку об обществе, «социальной материи». <...> Социальная философия - это раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество, и какое место в нём занимает человек. <...> Как и всякое знание, социальная философия прошла длительный путь своего развития, и сегодня можно сказать, что несмотря на довольно объемный пласт исследований, история социальной философии - это одна из «неизвестностей» духовного прошлого, которое еще предстоит познать, теоретически реконструировать и ввести в научный оборот. <...> Знание истории и философской мысли экономит историческое время. <...> Более того, сегодня проблема социального прогресса <...>
Основные_этапы_развития_социально-философской_мысли.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Основные_этапы_развития_социально-философской_мысли.pdf
Р.С. Чистов ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Красноярск 2015
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал Р.С. Чистов ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве учебного пособия для самостоятельной работы к части курса «Философия» для студентов направлений 39.03.02 Социальная работа, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, 15.03.02 Технологические машины и оборудование очной и заочной форм обучения Красноярск 2015
Стр.2
Чистов, Р.С. Основные этапы развития социально-философской мысли: учебное пособие для самостоятельной работы к части курса «Философия» для студентов направлений 39.03.02 Социальная работа, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, 15.03.02 Технологические машины и оборудование очной и заочной форм обучения / Р.С. Чистов. - Красноярск: СибГТУ, 2015. – 152 с. социально-философской мысли» Пособие для самостоятельной работы «Основные этапы развития по дисциплине «Философия» предназначено для углубленного изучения ключевых вопросов и проблем истории философии. Пособие включает в себя материалы по основным этапам развития социальной философии, перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы, темы контрольных работ, библиографический список. Рецензенты: канд. филос. наук, доц. Н. Д. Фирер (ЛПИ – филиал СФУ); канд. филос. наук, доц. Е.С. Медведева (научно-методический совет СибГТУ). © Р.С. Чистов, 2015 © ФГБОУ ВО Сибирский государственный технологический университет, Лесосибирский филиал, 2015
Стр.3
3 Содержание Введение………………………………………………………………………...4 1 Религиозно-мифологические предпосылки формирования социальной философии……………………………………………………….11 2 Социально-философская мысль в античную эпоху………………………20 3 Социально-философские взгляды философов Средневековья…………..34 4 Социально-философские взгляды мыслителей Нового времени………..45 5 Классическая немецкая социальная философия………………………….59 6 Русская социальная философия XVIII - XX вв……………………………78 7 Западная социальная философия второй половины XIX-XX вв……….108 Библиографический список…………………………………………………146 Приложение А (обязательное) Темы контрольных работ………….…......148 Приложение Б (справочное) Перечень ключевых слов…………………...150
Стр.4
4 Введение В самом общем виде социальная философия представляет собой общую философскую науку об обществе, «социальной материи». В отличие от общей философии или метафизики она имеет дело не с всеобщим, а с особенным в его наиболее сложной форме - человеком, человеческим обществом, или организованным коллективом индивидов. Социальная философия - это раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество, и какое место в нём занимает человек. Как и всякое знание, социальная философия прошла длительный путь своего развития, и сегодня можно сказать, что несмотря на довольно объемный пласт исследований, история социальной философии - это одна из «неизвестностей» духовного прошлого, которое еще предстоит познать, теоретически реконструировать и ввести в научный оборот. Зададимся вопросом: зачем современному российскому студенту знать историю развития социально-философской мысли? Дело в том, что до революции 1917 года не существовало разрыва между европейской и российской философией. Философия и социальные науки наряду с инженерным творчеством - это были те области, где мы всегда шли в ногу с миром, а где-то его опережали. Однако в 1920-е гг. в СССР класс интеллигенции был практически уничтожен - на «философском пароходе» было выслано 225 русских интеллектуалов, а около 500 оставшихся представителей философии и гуманитарных наук были расстреляны или умерли в лагерях от истощения. Поэтому первая половина ХХ в. - самое сложное, «разорванное» время в истории отечественной философской мысли. Распалось единое пространство мысли и общения русских философов. Более того, за последующие советские годы мы также выпустили из виду освоение и западной философии и ее
Стр.5
5 истории. Таким образом, образовался историческо-философский вакуум, просуществовавший несколько десятилетий. Безусловно, многие идеи, высказанные философами прошлого, актуальны и сегодня, в наши дни. Но неотрефлектированная история ведет к тому, что ошибки повторяются, и перед Россией сейчас во многом стоят те же вызовы, что и сто лет назад. Знание истории и философской мысли экономит историческое время. Когда мы читаем, что думали наши предки, решая похожие проблемы, мы сберегаем наше собственное время на продумывание этих вопросов. Более того, сегодня проблема социального прогресса приобретает особую актуальность в период кризиса человеческой цивилизации. Этот глобальный кризис свидетельствует о том, что период преимущественно стихийного (бессознательного) развития человечества закончился, что выживание человеческого рода, его дальнейший прогресс невозможен без сознательного, основанного на знании законов развития человеческой сущности, стратегического планирования, регулирования и управления социальным развитием. Перспективы человечества теперь непосредственно зависят от способности осознания им своей универсальной сущности, законов ее развития и организации общественной жизни на планете в целом в соответствии с собственной сущностью. Для решения такой сложной задачи опыт познания истории социально-философских учений незаменим. Не зная общественноисторического прошлого, невозможно управлять его будущим. Предлагаемое учебное пособие для самостоятельной работы студентов предназначено для углубленного изучения дисциплины «Философия» и ее модуля «Бытие общества». Пособие состоит из семи разделов, описывающих основные вехи развития истории социально
Стр.6
6 философской мысли. В конце пособия приведена тематика контрольных работ, которая отражает содержание разделов пособия. Цель предлагаемого пособия заключается в том, чтобы: - выделить наиболее актуальные и практически значимые вопросы истории социально-философской мысли; - обозначить основные социально-философские термины и персоналии; - выработать у студентов потребность и способности к самостоятельному, свободному и творческому подходу и осмыслению данной системы гуманитарного знания. Общекультурные компетенции (ОК) обучающегося по направлению 39.03.02 Социальная работа, формируемые в процессе работы с учебным пособием: ОК-1: владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-2: уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-3: быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе. Общекультурные компетенции (ОК) обучающегося по направлению 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, формируемые в процессе работы с учебным пособием: ОК-1: владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Стр.7
7 Общекультурные компетенции (ОК) обучающегося по направлению 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств, формируемые в процессе работы с учебным пособием: ОК-1: владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ОК-2: уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Общекультурные компетенции (ОК) обучающегося по направлению 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств, формируемые в процессе работы с учебным пособием: ОК-1: владеть целостной системой научных знаний об окружающем мире, быть способным ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры; ОК-2: быть способным к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни; ОК-3: быть готовым к использованию этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основных закономерностей и форм регуляции социального поведения, прав и свобод человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений; ОК-4: уметь руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина, стремиться к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, уметь руководить людьми и подчиняться. В результате освоения дисциплины по направлению 39.03.02 Социальная работа студент должен:
Стр.8
8 знать: основные этапы истории развития общества, его социальной культуры; основные философские течения и социологические школы; уметь: давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; логически обосновывать высказанное положение; владеть: общефилософскими методами анализа. В результате освоения дисциплины по направлению 09.03.01 Информатика и вычислительная техника студент должен: знать: основные категории и понятия производственного менеджмента, систем управления предприятиями; уметь: проводить организационно-управленческие расчеты, осуществлять организацию и техническое оснащение рабочих мест, разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений; владеть: способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, способностью работать в коллективе. В результате освоения дисциплины по направлению 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств студент должен: знать: научные, философские, религиозные картины мира; взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, роль насилия и ненасилия в обществе; уметь: самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу; владеть: методами менеджмента и методами проведения маркетинговых исследований.
Стр.9
9 В результате освоения дисциплины по направлению 15.03.02 Технологические машины и оборудование студент должен: знать: принципы решения технико-экономических, организационных и управленческих вопросов в машиностроении; уметь: применять имеющиеся методы для решения техникоэкономических, организационных и управленческих вопросов в машиностроении; владеть: практическими навыками решения конкретных техникоэкономических, организационных и управленческих вопросов в машиностроении. По направлению 39.03.02 Социальная работа на очной форме обучения дисциплина изучается в 1 семестре и заканчивается экзаменом, на самостоятельную работу отводится 18 часов; на заочной форме обучения – в 1 семестре и заканчивается экзаменом и выполнением контрольной работы, на самостоятельную работу отводится 98 часов. По направлению 09.03.01 Информатика и вычислительная техника на очной форме обучения дисциплина изучается во 2 семестре и заканчивается зачетом, на самостоятельную работу отводится 54 часа; на заочной форме обучения – в 4 семестре и заканчивается зачетом и выполнением контрольной работы, на самостоятельную работу отводится 96 часов. По направлению 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств на очной форме обучения дисциплина изучается в 1 семестре и заканчивается экзаменом, на самостоятельную работу отводится 36 часов; на заочной форме обучения – в 1 семестре и заканчивается экзаменом и выполнением контрольной работы, на самостоятельную работу отводится 60 часов.
Стр.10
10 По направлению 15.03.02 Технологические машины и оборудование на очной форме обучения дисциплина изучается в 1 семестре и заканчивается экзаменом, на самостоятельную работу отводится 36 часов; на заочной форме обучения – во 2 семестре и заканчивается экзаменом и выполнением контрольной работы, на самостоятельную работу отводится 60 часов.
Стр.11
11 1 Религиозно-мифологические представления как предпосылки формирования социальной философии Изучение древней истории социально-философской мысли необходимо прежде всего потому, что без этого сложно понять современную научную трактовку общества, человека и его истории. Кроме того, развитие социальной философии есть движение от простейших представлений о сущности человека, свойственных еще мифам, ко все более сложным, вплоть до научных. Безусловно, миф и религия - предшествующие философии формы воззрения на мир и человеческое общество. 1.1 Мифология в контексте первых представлений людей о мире и обществе Миф – это фантастическое представление людей о мире и о самих себе в этом мире, самое древнее (архаическое) воззрение на мир, существовавшее у всех народов и имеющее синкретический характер. В нем причудливо переплетены элементы зарождающихся форм духовной культуры: философии, искусства, морали, религии, науки. Источником мифа служит, с одной стороны, бессилие человека перед явлениями природы и человеческой жизни, с другой - его мечта об овладении ими, надежда на покорение их волей и трудом, убежденность в возможности создания быстродействующих орудий труда, а также летательных аппаратов. Этим оптимизмом пронизаны так называемые собственно этиологические мифы, объясняющие происхождение культурных элементов: огня, ремесел, земледелия, обычаев и т.д.
Стр.12
12 В мифологии в своеобразной форме схвачен действительный процесс становления и развития человеческого рода, присущих ему сущностных свойств: труда, мышления, общения, свободы, индивидуальности и т.д. Этот процесс отражен в трех основных идеях: возникновения (начала), цикличности (смены веков и поколений), конца (обновления). Так, в космогонических мифах, а также в Теогонии Гесиода речь идет о возникновении естественным путем из хаоса всего существующего, в том числе и человека, в антропогонических мифах - о происхождении тем или иным способом человеческого рода или отдельных народов. Начальная стадия, или правремя, т.е. далекое мифическое прошлое изображается либо как состояние жалкого существования людей, живущих подобно муравьям в пещерах (миф о Прометее), либо как золотой век («Труды и дни»), когда «люди жили как боги, горя не зная, не зная трудов, а обильный урожай сами собой давали хлебородные земли» (Гесиод). Природному, присваивающему способу существования человечества противопоставляется собственно человеческий, производящий способ существования, связанный с созданием культурных благ. При этом по мере его становления растут и трудности: каждый последующий век оказывался для человечества бедственнее и тяжелее предшествующего, а самым худшим и тяжелейшим из всех стал век железный, когда «ни днем не прекращаются труды и печали, ни ночью» (Гесиод). Первобытное сознание оперирует настоящим, но благодаря двухуровневости (наличию в нем конкретного и объяснительного мышления) понимает его как единство прошлого и будущего. Жизнь первобытного общества, в том числе и более развитого - земледельческого определялась природными и биологическими циклами (регулярными повторениями биокосмических ритмов), отраженными в обрядовой
Стр.13
13 практике. Соответственно этому и время, история членились на замкнутые циклы, в которых, однако, присутствовал элемент линейности, выраженный в разделении времени на мифическое и эмпирическое, или историческое. Исторический цикл включает в себя поэтому идею нисхождения, т.е. движения от начального состояния, или мифического прошлого, к эмпирическому настоящему, которое нередко хуже начала, но в перспективе не исключает возможности наступления лучшего будущего. Идея линейности, направленности общественной жизни есть продукт конкретного уровня первобытного мышления (а не мифологического), связанного с овладением человеком силами природы, ростом его господства над ними. Отсюда и оптимизм, выраженный в надежде на наступление лучшего будущего. Если ранняя, архаическая мифология описывала жизнь человеческого коллектива в терминах космогонии, а первые исторические представления не имели другого образца, кроме модели природного цикла, то в поздней мифологии борьба за космос против хаоса преобразуется в защиту рода и племени, в борьбу за упорядочивание человеческой жизни, утверждение в ней справедливости, меры, законов. В героических мифах биографическое начало в принципе аналогично космическому, однако упорядочивание хаоса отнесено уже не к миру в целом, а к процессу формирования индивида, превращающегося в героя, который служит своему коллективу и способен поддерживать космический порядок. В отличие от богов, создающих космические объекты, герои добывают объекты культуры, преодолевая при этом различные трудности, связанные либо с похищением их у первоначальных хранителей, либо с собственным изготовлением, осуществляемым подобно гончарам, кузнецам, т.е. демиургам. Обычно герои наделяются непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, но вместе с тем они лишены
Стр.14
14 бессмертия. Отсюда и противоречие между ограниченными возможностями героя как смертного существа и его стремлением утвердить себя в бессмертии. Активная, деятельная природа человека в мифе и эпосе выражена преимущественно в форме сверхъестественной способности, проявляющейся первоначально через борьбу героев с чудовищами, а позднее - в состязании их с богами и друг с другом в умении, мудрости, силе. Причем герой, воплощающий в себе коллективное начало, борется и совершает подвиги прежде всего ради сохранения рода и племени, во имя утверждения добра и справедливости, но не реализации личного интереса. В поздней, развитой мифологии наряду с образом начального времени возникает образ конечного времени, гибели мира и человечества, подлежащего или не подлежащего циклическому обновлению. Таким образом, начало человеческой истории (не только как объективного процесса, но и как процесса ее осознания, постижения) восходит к древнейшим временам. И хотя вследствие неразвитости труда, чувства и воля еще преобладали над интеллектом, начало осознания, осмысления истории человечества связано с мифом как исторически первой, фантастической формой объясняющего мышления. Мифосознание не различает естественное и сверхъестественное, часто подменяет одно другим и верит в то и другое. В священных мифах и связанных с ними ритуалах первобытные люди в одинаковой мере поклоняются естественному и сверхъестественному. Знание и вера еще не отделены друг от друга и не осознаются как противоположности. Благодаря этому первобытный человек укреплял в себе веру в возможность собственной волей и трудом покорить неподвластные ему природные и социальные силы.
Стр.15