К. Д. УШИНСКОГО» ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN Научный журнал Издается с 1994 года 2016 – № 5 Ярославль 2016 УЧРЕДИТЕЛИ: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. <...> К. Д. Ушинского» Департамент образования Ярославской области Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. <...> К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. <...> Владковицы, г. Плоцк, Польша; Н. Н. Летина, доктор культурологии, доцент кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. <...> К. Д. Ушинского», 2016 © Авторы статей, 2016 FOUNDING PARTIES: FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Ushinsky» Department of Education of the Yaroslavl region Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. <...> Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. <...> Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586 © FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Школьно-курсовая профессиональная подготовка служащих мест заключения во второй половине 1920-х гг. <...> Соотношение полицикличности и моноцикличности профессионального становления личности _____ 205 Григорьева А. А., Поваренков Ю. П. <...> Методологические и эмпирические аспекты изучения массовой культуры в России__ 249 Ерохина Т. И., Летина Н. Н., Злотникова Т. С. <...> Сферы и уровни массовой культуры: российский дискурс ____________ 255 Святославский А. В. <...> Коммуникативно-риторический аспект изучения художественного текста _____________________ 265 Спирова Э. М. <...> Образ России в контексте польской национально-политической идеологии сарматизма _______________ 296 Пефтиев В. И. <...> Исторические судьбы России в творчестве П. Я. Чаадаева: штрихи к экзистенциальному портрету ______ 302 Новиков М. В., Перфилова Т. Б. <...> Медийные трансформации «русского Гамлета» в массовом сознании Рунета _________________________ 349 КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ Ерохина Т. И., Куликов А. Ю. <...> Buslaev’s Theory <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№5_2016.pdf
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 5–2016
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Белкина В. В. Методы воспитания демократической культуры подростков _________________________________________8
Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования ____ 15
Байбородова Л. В. Соревнование в детском коллективе как средство воспитания ___________________________________ 21
Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Развитие гражданского самосознания молодежи:
от «активности духа» к «активности действий»____________________________________________________________ 27
Куликов А. Ю., Тарханова И. Ю. Антикоррупционное образование молодежи: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского ________ 33
Ансимова Н. П., Золотарева А. В. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью ____________ 38
Лекомцева Е. Н., Мухамедьярова Н. А. Структура организационно-управленческой компетентности педагога,
работающего с талантливыми обучающимися _____________________________________________________________ 45
Варзанова М. А. Диагностика подготовленности педагогов
к преодолению сопротивлений инновационной деятельности ________________________________________________ 51
Адеева Т. Н. Проблемные аспекты психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию ______________ 57
Тарханова И. Ю. Социально-педагогическая служба школы
в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов _____________________________ 62
Ефименко В. Н., Рачковская Н. А. Формы и методы подготовки будущих социальных педагогов
к сопровождению неблагополучной семьи ________________________________________________________________ 68
Пятков А. С. Формирование демократической культуры подростков как целевая функция
детских общественных организаций _____________________________________________________________________ 75
Волошин Д. В. Школьно-курсовая профессиональная подготовка служащих мест заключения
во второй половине 1920-х гг. __________________________________________________________________________ 80
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Варганова Г. В., Павличенко И. А. Информационно-коммуникационная платформа
как средство формирования научной грамотности _________________________________________________________ 85
Дворяткина С. Н. Методология математического моделирования
как эффективное средство синергии знаний в контексте диалога культур ______________________________________ 90
Санина Е. И., Попова Т. С. Интерактивные методы и средства обучения математике в средней школе _________________ 95
Пластинин А. В. Модель формирования ИКТ-компетентности учащихся на уроках физики_________________________ 100
Изосимова Л. М. Метод проектов в реализации пропедевтического курса информатики для младших школьников
в учреждении дополнительного образования _____________________________________________________________ 104
Букарева Н. Ю., Лукьянчикова Н. В. Использование диалоговых технологий
при подготовке к итоговому сочинению по литературе ____________________________________________________ 111
Синицын И. С., Власова Е. А., Дмитриева Е. А. Формирование умений самоконтроля и самооценки
у учащихся 5–6 классов при изучении начального курса географии и биологии ________________________________ 117
Шуткина И. В. Компетентностный подход к изучению местоимений младшими школьниками
на основе развития личностных и коммуникативных универсальных учебных действий _________________________ 123
Щербак А. П., Смирнов Е. А. Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта
в области физического развития детей дошкольного возраста _______________________________________________ 128
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кутанова Р. А. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов вуза ______________________________ 132
Воронина Д. В. Педагогический дизайн как средство развития учебной мотивации студентов
дистанционной формы обучения _______________________________________________________________________ 135
Зыкова Т. В., Кытманов А. А., Тихомиров С. А. Синергетический эффект внедрения электронного обучения
математическому анализу на базе Moodle для студентов инженерных направлений _____________________________ 141
Чернышев И. Н., Иродова И. А. Формирование учебно-исследовательской деятельности студентов-физиков
в педагогическом вузе _______________________________________________________________________________ 144
Касаткина Н. Н. Теоретические основы мобильного обучения иностранным языкам ______________________________ 148
Родонова С. Ю., Смирнова А. Н. Профессиональное военное образование иностранного курсанта:
изучение русского языка как средство аккультурации _____________________________________________________ 153
4
Стр.4
Баннов В. В. Развитие способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза ____________ 158
Кротова М. Н. Особенности социально-психологической адаптации курсантов военных вузов
на начальном этапе профессионализации ________________________________________________________________ 163
ПСИХОЛОГИЯ
Мазилов В. А. Л. С. Выготский и методология психологии_____________________________________________________ 170
Нестик Т. А., Журавлев А. Л., Юревич А. В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. ___________ 177
Батыршина А. Р., Мазилов В. А. Наукометрический подход к исследованию проблемы воли
в отечественной психологии __________________________________________________________________________ 193
Поваренков Ю. П. Соотношение полицикличности и моноцикличности профессионального становления личности _____ 205
Григорьева А. А., Поваренков Ю. П. Феномен самореализации как условие профилактики аддиктивного поведения ____ 211
Нижегородцева Н. В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению _________________________ 216
Филимонова К. С., Нижегородцева Н. В. Влияние типа функциональной асимметрии мозга
на успешность обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста _________________________________ 224
Русанова Л. С. Речевое развитие детей в контексте сиблингового общения
и внутрисемейной межличностной коммуникации ________________________________________________________ 229
Слепко Ю. Н., Калинина М. Н. Авторский опросник диагностики личности и деятельности учителя начальной школы __ 235
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Гуревич П. С. Классические традиции философии культуры ___________________________________________________ 241
Киященко Л. П., Злотникова Т. С. Методологические и эмпирические аспекты изучения массовой культуры в России__ 249
Ерохина Т. И., Летина Н. Н., Злотникова Т. С. Сферы и уровни массовой культуры: российский дискурс ____________ 255
Святославский А. В. Коммуникативно-риторический аспект изучения художественного текста _____________________ 265
Спирова Э. М. Неоклассические универсалии культуры _______________________________________________________ 271
Степанов В. Н. Сетевая концептуальная модель силы («Kraft») как философского концепта ________________________ 279
Барбой Ю. М. Театр и проблемы постдраматизма ____________________________________________________________ 288
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Архипова Л. М. Образ России в контексте польской национально-политической идеологии сарматизма _______________ 296
Пефтиев В. И. Исторические судьбы России в творчестве П. Я. Чаадаева: штрихи к экзистенциальному портрету ______ 302
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Новые акценты теории народности Ф. И. Буслаева в эпоху Великих реформ __________ 307
Новиков М. В. Динамика пограничности «ученого сословия» императорской России_______________________________ 316
Сараева Е. Л. Оценка российскими либералами правительственного курса 80-х гг. XIX в. и позиции земства __________ 323
Ерохина Т. И. Гендерные архетипы «серебряного века» в массовой культуре _____________________________________ 329
Злотникова Т. С. Планеты «Гамлет» и «Дон Кихот» в космосе русского кино ____________________________________ 335
Гусева Л. А. Тема искусства в стихах Н. И. Глазкова: лексико-семантический аспект _______________________________ 343
Летина Н. Н. Медийные трансформации «русского Гамлета» в массовом сознании Рунета _________________________ 349
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Ерохина Т. И., Куликов А. Ю. Пограничность документального и художественного в современном кинематографе
(Е. Коряковский. «Читай, читай») ______________________________________________________________________ 354
Кузин А. С. Решение педагогических проблем в работе с актерами Ярославского театра им. Федора Волкова __________ 361
Старшова А. П. Особенности «чтения» текста города: скульптура в Ярославле ___________________________________ 367
Федотова Н. Г. Городская идентичность как конкурентное преимущество территории _____________________________ 372
Мясникова Л. А. Трансформация ценностных ориентиров человека ХХ–XXI вв. __________________________________ 378
Бокарев А. С. Поэтика театральности в лирике Алексея Цветкова _______________________________________________ 385
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Панкратова Т. М. Наши юбиляры: Надежда Викторовна Нижегородцева ________________________________________ 389
Викулов А. Д., Квасовец Е. Н., Турчанинов С. Ю., Гусева О. В., Дубова О. И. Проблемы российского спорта
в контексте итогов Олимпиады в Рио-де-Жанейро ________________________________________________________ 391
Лихоманов Н. И. (Вениамин, епископ Рыбинский и Даниловский) Патриотическое воспитание молодежи
на примере знаковых личностей в русской истории (по материалам конференции
в рамках Всероссийского фестиваля «УШАКОВЪ») ______________________________________________________ 397
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей ________________________________________________________ 410
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 5–2016
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Belkina V. V. Methods for Teaching Teenagers’ Democratic Culture __________________________________________________8
Petrakova T. I. Spiritual and Moral Education of School Students in the Valuable Context of Modern Education ______________ 15
Baiborodova L. V. Competition in the Children's Group as an Educational Means _______________________________________ 21
Koryakovtseva O. A., Bugaychuk T. V. Development of the Youth’s Civil Consciousness: from «Spirit Activity»
to «Actions Activity» __________________________________________________________________________________ 27
Kulikov A. Yu., Tarkhanova I. Yu. Anti-Corruption Education of the Youth:
Experience of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky __________________________________ 33
Ansimova N. P., Zolotariova A. V. The Teacher’s Competences to Work with Gifted Children and Youth ____________________ 38
Lekomtseva E. N., Mukhamediyarova N. A. Structure of the Organizational and Managerial Competence
of the Teacher Working with Gifted Students ________________________________________________________________ 45
Varzanova M. A. The Study of the Preparedness of the Teaching Staff to Overcome Resistance to Innovative Activities _________ 51
Adeeva T. N. Basic Problems of Teachers’ Psychological Readiness for Inclusive Education ______________________________ 57
Tarkhanova I. Yu. Role of Social-Pedagogical Service of School
in Conditions of Realization of the Federal State Educational Standards ___________________________________________ 62
Efimenko V. N., Rachkovskaya N. A. Forms and Methods of Future Social Teachers’ Training
to Support a Dysfunctional Family ________________________________________________________________________ 68
Pyatkov A. S. Formation of Teenagers’ Democratic Culture as a Efficiency Function of Children's Public Organizations_________ 75
Voloshin D. V. Schools and Courses for Professional Penitentiary Staff Training in the second half of 1920-s _________________ 80
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Varganova G. V., Pavlichenko I. A. Information and Communication Technology Platform
as an Instrument of Scientific Literacy Training ______________________________________________________________ 85
Dvoryatkina S. N. Methodology of Mathematical Modelling as an Effective Means of Knowledge Synergy
in the Context of the Cultures Dialogue ____________________________________________________________________ 90
Sanina E. I., Popova T. S. Interactive Methods and Tutorials in Training Mathematics at High School ______________________ 95
Plastinin A. V. Model of Pupils’ ICT Competence Forming at Physics Lessons ________________________________________ 100
Izosimova L. M. A Project Method in Realization of Informatics Propaedeutic Course for Junior School Students
in Further Education Institutions _________________________________________________________________________ 104
Bukareva N. Yu., Lukiyanchikova N. V. Use of Dialogue Technologies in Training for the Final Composition on Literature ____ 111
Sinitsyn I. S., Vlasova E. A., Dmitrieva E. A. Formation of Self-Control and Self-Esteem Skills
of 5–6 Form Pupils at Study the Initial Course in Geography and Biology ________________________________________ 117
Shutkina I. V. A Competence-Based Approach to Study Pronouns by Junior School Students
on the Basis of Development of Personal and Communicative Universal Educational Actions _________________________ 123
Shcherbak A. P., Smirnov E. A. Analysis of Modern Requirements of the Federal State Educational Standard
in Physical Development of Preschool Age Children _________________________________________________________ 128
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Kutanova R. A. Organization of Students’ Independent Educational Activity in Higher Education Institution ________________ 132
Voronina D. V. Instructional Design as a Means to Motivate Students’ E-Learning _____________________________________ 135
Zykova T. V., Kytmanov A. A., Tikhomirov S. A. A Synergetic Effect of Implementing E-Learning
in the Mathematical Analysis on the Basis of LMS Moodle for Students of Engineering _____________________________ 141
Chernyshev I. N., Irodova I. A. Forming of Educational and Research Activities of Student-Physicists
in Pedagogical Higher Education Institution ________________________________________________________________ 144
Kasatkina N. N. Theoretical Foundation of Mobile-Assisted Language Learning ______________________________________ 148
6
Стр.6
Rodonova S. Yu., Smirnova A. N. Professional Military Education of a Foreign Cadet:
Studying of Russian as a Means of Acculturation ____________________________________________________________ 153
Bannov V. V. Development of Students’ Ability to Self-Control
in the Educational Process of Military Higher Education Institution _____________________________________________ 158
Krotova M. N. Features of Cadets’ Social and Psychological Adaptation in Military Higher Education Institutions
at the Initial Stage of Professionalization __________________________________________________________________ 163
PSYCHOLOGY
Mazilov V. A. L. S. Vygotsky and Psychology Methodology ______________________________________________________ 170
Nestic T. A., Zhuravlev A. L., Yurevich A. V. Forecast of Psychological Science and Practice Development by 2030 __________ 177
Batyrshina A. R., Mazilov V. A. Scientometric Method in Studying the Problem of Volition
and Volitional Regulation in Russian Psychology History _____________________________________________________ 193
Povarionkov Yu. P. Ratio of Polycyclic and Monocyclic Things of the Personality’s Professional Formation_________________ 205
Grigorieva A. A., Povarionkov Yu. P. The Phenomenon of Self-Realization as a Condition of Addictive Behaviour Prevention __ 211
Nizhegorodtseva N. V. History and Current State of Problem of Readiness for Training _________________________________ 216
Filimonova K. S., Nizhegorodtseva N. V. Influence of the Functional Brain Asymmetry Type
on the Education Success of Preschool and Early School Period Children _________________________________________ 224
Rusanova L. S. Children’s Speech Development in the Context of Sibling Communication
and Interpersonal Communication within the Family _________________________________________________________ 229
Slepko Yu. N., Kalinina M. N. The Author's Diagnostics Questionnaire
of the Elementary School Teacher’s Personality and Activity __________________________________________________ 235
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Gurevich P. S. Classical Traditions in Culture Philosophy ________________________________________________________ 241
Kiyashchenko L. P., Zlotnikova T. S. Methodological and Empirical Aspects of Studying Popular Culture in Russia __________ 249
Erokhina T. I., Liotina N. N., Zlotnikova T. S. Spheres and Levels of Popular Culture: the Russian Discourse _______________ 255
Svyatoslavsky A. V. Fiction and Art Text in the Focus of Rhetoric and Communication Study ____________________________ 265
Spirova E. M. Neoclassical Universals of Culture _______________________________________________________________ 271
Stepanov V. N. A Network Conceptual Model of Force («Kraft») as a Philosophical Concept _____________________________ 279
Barboi Yu. M. Theater and Post-Dramatic Nature Problems _______________________________________________________ 288
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Arkhipova L. M. The Image of Russia in the Context of the Polish National and Political Ideology of Sarmatizm _____________ 296
Peftiev V. I. Historical Destinies of Russia in P. Ya. Chaadaev's Works: Strokes to the Existential Portrait ___________________ 302
Novikov M. V., Perfilova T. B. New Accents in F. I. Buslaev’s Theory of Nationality during the Great Reforms Era ___________ 307
Novikov M. V. Dynamics of Frontier of «Scientific Estate» in Imperial Russia ________________________________________ 316
Saraeva E. L. Russian Liberals’ Estimation of Government Policy in 80-s of the 19th century and Position of Zemstvo ________ 323
Erokhina T. I. Gender Archetypes of «the Silver Age» in Popular Culture ___________________________________________ 329
Zlotnikova T. S. The Planets «Hamlet» and «Don Quixote» in the Russian Cinema Space _______________________________ 335
Guseva L. A. Art Subject in N. I. Glazkov's Verses: a Lexico-Semantic Aspect ________________________________________ 343
Liotina N. N. Media Transformations of «Russian Hamlet» in Mass Consciousness of the RuNet __________________________ 349
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Erokhina T. I., Kulikov A. Yu. Frontier of Documentary and Art in Modern Cinematography (E. Koryakovsky. «Read, Read») __ 354
Kuzin A. S. Solution of Pedagogical Problems in Work with Actors from the Fyodor Volkov Theater ______________________ 361
Starshova A. P. Features of «Reading» Text of the City: a Sculpture in Yaroslavl ______________________________________ 367
Fedotova N. G. Urban Identity as a Competitive Advantage of the Territory __________________________________________ 372
Myasnikova L. A. Transformation of People’s Values in 20th–21st Centuries: Smell over Spirit ___________________________ 378
Bokarev A. S. Poetics of Theatricality in Aleksey Tsvetkov’s Lyrics ________________________________________________ 385
SCIENTIFIC LIFE
Pankratova T. M. Our Heroes of the Anniversary: Nadezhda Viktorovna Nizhegorodtseva_______________________________ 389
Vikulov А. D., Kvasovets E. N., Turchaninov S. Yu., Guseva O. V., Dubova O. I. Problems of the Russian Sport
in the Context of Results of the Olympic Games in Rio de Janeiro ______________________________________________ 391
Likhomanov N. I. (Veniamin, the Bishop of Rybinsk and Danilov) Patriotic Education of the Youth on the Example
of Well-Known People in Russian History (on conference materials within the All-Russian Festival «USHAKOV») _______ 397
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
and Requirements to Typography of Manuscripts ___________________________________________________ 411
7
Стр.7