Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2016 – № 4
Ярославль
2016
Стр.1
УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
РИО ЯГПУ, 2016. – № 4. – 347 с. – ISSN 1813–145Х.
2016, № 4. – 500 экз.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки
РФ, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ,
профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора);
М. И. Рожков, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, главный научный сотрудник Института изучения
детства, семьи и воспитания РАО (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; А. В. Азов,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области;
Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, заведующая кафедрой педагогических
технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери
колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье,
Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского
университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, заведующая кафедрой культурологии и
этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева; М. В. Груздев, доктор педагогических наук, профессор,
и. о. ректора Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; В. З. Демьянков, доктор филологических наук,
профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского
государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета,
Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль; И. А. Иродова,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и информационных технологий Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры
Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»;
З. Крушевский, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; Н. Н. Летина, доктор культурологии, доцент кафедры
культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; О. В. Лукин, доктор филологических наук,
доцент, заведующий кафедрой теории языка и немецкого языка Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена,
директор Института психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей
и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор
педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; А. Б. Пермиловская,
доктор культурологии, главный научный сотрудник Института экологических проблем Севера УрО РАН; Ю. П. Поваренков, доктор
психологических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры общей и социальной психологии, Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ? профессор
Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова; Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук,
профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования Московского государственного университета им.
М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; А. Б. Соколов, доктор исторических наук,
профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая кафедрой культурологи и музееведения Ульяновского государственного педагогического
университета им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского
государственного университета им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник
Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических
технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. В. Юревич, доктор психологических наук,
профессор, заместитель директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН; Т. В. Юрьева, доктор культурологии, профессор
кафедры журналистики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, А. В. Ястребов, доктор
педагогических наук, профессор кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
Адреса в интернете: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
(Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ПИ № 77–15549 от 26 мая 2003 г.
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2016
© Авторы статей, 2016
Стр.2
FOUNDING PARTIES:
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl :
RIO YSPU, 2016. – № 4. – 347 p. – ISSN 1813–145X.
2016, № 4. – 500 pcs.
THE EDITORIAL BOARD
V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and Algebra Department of Yaroslavl State Pedagogical University named
after K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the
Theory and Methods of Professional Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, (Deputy Chief Editor);
T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky,
Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute
of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor);
Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; A. V. Azov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights
Ombudsman in the Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor,
Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; T. Beyer, Professor of the
Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics and Psychology
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University of Poitiers,
France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University;
N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after
N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Acting Rector of Yaroslavl Sate
Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics
of the Russian Academy of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Rector of the Institute of Education Development, Yaroslavl; I. A. Irodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physics and Information
Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of
World Culture»; Z. Krushevsky, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; N. N. Liotina, Doctor of Culturology, Associate Professor of the
Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; O. V. Lukin, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor,
Head of the Theory of Language and German Language Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
I. Ju. Luchenetskaya-Burdina, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Russian Literature Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology,
Germany; V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Ways of Training Philological Disciplines
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany;
A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the Institute of Ecological Problems of the North of the Russian Academy of Sciences;
Ju. P. Povarionkov, Doctor of Psychological Sciences, Honoured Worker of Science of the Russian Federation, Professor of the General and Social
Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the AllRussian
State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical
and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of
Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional)
Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences,
Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain; A. B. Sokolov, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of
History of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Culturology and Museology
Department of Uliyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the
Faculty of History of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research
Worker of the State Institute of Art Criticism, Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director
of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; T. V. Jurieva, Doctor
of Culturology, Professor of the Journalism Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. V. Yastrebov, Doctor of
Pedagogical Sciences, Professor of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky.
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of
theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Internet address: http://yspu.org/; http://vestnik.yspu.org/
The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press,
Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media)
PI № 77–15549 dated from May 26, 2003.
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
© FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2016
© Authors of articles, 2016
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 4–2016
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Рожков М. И. Свобода и воспитание ______________________________________________________________ 8
Гусева Е. И., Мигович О. И., Тихомирова Л. Ф., Хитрова Г. В. Диагностика одаренных детей ____________ 13
Золотарева А. В. Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми ____________ 20
Байбородова Л. В., Новикова Е. В. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников 26
Тихомирова О. В. Обеспечение преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования
посредством со-бытийного подхода __________________________________________________________ 33
Захарова Т. Н., Елкина Н. В. Формирование коммуникативной компетентности педагога дошкольного
образования в системе повышения квалификации _______________________________________________ 39
Касаткина Н. Н. Использование мобильных технологий в изучении иностранных языков ________________ 43
Болдырева Е. М., Жельвис В. И. Изучение литературы «серебряного века» в школе _____________________ 48
Наумова Е. М. Формирование личной организованности у подростков
в процессе физкультурно-спортивной деятельности _____________________________________________ 53
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Артюхина М. С. Интеграция интерактивных технологий как средство личностного роста
при обучении математике бакалавров гуманитарного направления _________________________________ 59
Секованов В. С., Смирнов Е. И., Дорохова Ж. В., Матыцина Т. Н. Использование
информационных технологий при изучении студентами метода итераций ___________________________ 64
Суворова М. А. Методика организации лабораторных занятий по курсу «Методы прикладной статистики» __ 73
Белкина В. Н., Шкатова Т. Г. Оценка профессиональных компетенций
бакалавров дошкольного образования _________________________________________________________ 77
Елифантьева С. С. Бифункциональные задачи как средство формирования логической грамотности
будущих учителей начальных классов ________________________________________________________ 82
Власова Е. А., Синицын И. С. Формирование готовности учителя к проектированию рабочих программ
по биологии и географии____________________________________________________________________ 85
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Тихомирова Л. Ф. Особенности отношения к здоровью подростков с нарушением интеллекта ____________ 90
Симановский А. Э. Диагностика структуры произвольной регуляции у детей младшего школьного возраста _ 96
Симановский А. Э., Вачеян Л. А. Развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития__________________________________________________________ 101
Криулева М. Г. Комплекс занятий по формированию коммуникативной готовности
к школьному обучению детей с вербальными трудностями ______________________________________ 105
Вачеян Л. А. Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья _____________ 110
ПСИХОЛОГИЯ
Мазилов В. А. Джон Стюарт Милль и формирование научной психологии ____________________________ 115
Поваренков Ю. П., Баранова Н. А. Классификация основных подходов
к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии ____________________ 124
Слепко Ю. Н. Диагностика программы учебной деятельности в период обучения в вузе _________________ 132
Карпов А. А. Исследование структуры личностных качеств самоактуализирующейся личности ___________ 138
Малькова И. Н. Взаимосвязь параметров системы отношений женщин в период беременности ___________ 142
Тихомирова Е. В., Уманская И. А. Женщина в ранний период материнства
как объект психологического исследования ___________________________________________________ 147
4
Стр.4
Жедунова Л. Г., Посысоев Н. Н. Психологическая помощь семье с ребенком, пережившим насилие _______ 152
Владимирова С. Г. Взаимодействия языковых структур при билингвизме _____________________________ 156
Ледовская Т. В. Психологическая структура учебной деятельности студентов-интровертов ______________ 161
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Межуев В. М. Культура как объект государственной политики ______________________________________ 167
Воронина О. А. Гендерное измерение политики и культуры в России _________________________________ 172
Пичко Н. С. Искусство как ценностно-ориентирующий фактор ______________________________________ 178
Осьмачко С. Г. Историософия К. Н. Леонтьева в оценках Н. А. Бердяева ______________________________ 184
Касавина Н. А. Грани русского самосознания: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой _____________________ 189
Титов О. А. Роль сказочного интертекста в содержательной структуре рассказа
В. В. Набокова «Катастрофа» _______________________________________________________________ 194
Злотникова Т. С. Архетип старца и имидж любимца публики (парадоксы возрастного бытия артистов
О. Табакова и С. Юрского) _________________________________________________________________ 199
Азов А. В. Пустое промежуточное бытие в современной России: обоснование метафоры ________________ 205
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Поликарпов С. С. Аксиологическое содержание сторон света в горизонтальной проекции «картины мира»
древних индийцев (по материлам поэмы «Рамаяна») ___________________________________________ 210
Лебедева Ю. И. Представления древних греков о пространстве и времени по поэмам «Илиада» и «Одиссея» 216
Басалова Н. С. Проблема обеспечения жильем воинов птолемеевской армии в эллинистическом Египте ___ 223
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Проблема народности в лекционных курсах Ф. И. Буслаева _____________ 227
Александрова М. В. Записки русского путешественника: провинция в дореволюционных путеводителях
по Ярославской губернии __________________________________________________________________ 238
Пефтиев В. И. Советские литераторы 1920-х гг. о классиках (Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум,
В. Б. Шкловский) _________________________________________________________________________ 244
Злотникова Т. С., Ерохина Т. И. Российское самосознание в дискурсе личных политических интенций ___ 249
Сиземская И. Н. Художественная интеллигенция и власть в истории России __________________________ 260
Кознова И. Е. Прошлое в пространстве советской культуры и политики ______________________________ 266
Юй Цзымэй (
) Советская политика в сфере культуры по документам Идеологической комиссии
ЦК КПСС _______________________________________________________________________________ 272
Якушева Л. А. Человек в очереди: социокультурная модель и артефакт _______________________________ 277
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Никифорова Л. В. Эффективная культурология: как заставить дисциплину «Культурология»
работать на отдаленную перспективу? _______________________________________________________ 281
Кузин А. С. Российский режиссер в современном театре: педагогический модус работы _________________ 287
Мишенькина Е. В. Лингвоцветовая картина мира в аспекте русско-английского наименования
«purple/фиолетовый» ______________________________________________________________________ 294
Шаваринский И. С. Влияние культуры Серебряного века на личность Е. Честнякова ___________________ 298
Абрамович А. Ю. Основные проблемы высшей школы глазами современного студента _________________ 303
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Байбородова Л. В., Золотарева А. В. Юбилей ученого _____________________________________________ 305
Долматович И. А., Колесов Р. В. От выпускника ЯГПУ до заведующей кафедрой экономической теории
и менеджмента ___________________________________________________________________________ 309
Новиков А. С., Воронцова Е. А. Музейные проекты и исследования __________________________________ 311
Новиков А. С. Где граница, на которой надо остановиться? _________________________________________ 312
Воронцова Е. А. Энциклопедия «Литературные музеи России» ______________________________________ 315
Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Рецензия на книгу А. В. Юревича «Психология социальных явлений» ______ 317
Ухова Л. В., Скибинская О. Н., Ховрина Т. К. Ярославский текст в пространстве диалога культур ________ 321
Добрецова С. А., Тирахова В. А. Философов много не бывает (об итогах научной конференции) __________ 329
Бочкарева О. В., Новикова Л. П., Слепко Ю. Н. Актуальные проблемы развития музыкальной культуры
и образования ____________________________________________________________________________ 331
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ___________________________________________________________________ 335
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей ________________________________________________________ 346
5
俞紫梅
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 4–2016
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Rozhkov M. I. Freedom and Education ______________________________________________________________ 8
Guseva E. I., Migovich O. I., Tikhomirova L. F., Khitrova G. V. Diagnostics of Gifted Children _______________ 13
Zolotariova A. V. State and Problems of Teacher Education to Work with Gifted Children _____________________ 20
Baiborodova L. V., Novikova E. V. Pedagogical Support of School Students’ Preprofile Training _______________ 26
Tikhomirova O. V. Ensuring of Continuity and Continuality of Preschool
and Primary Education by Means of the Event Approach ____________________________________________ 33
Zakharova T. N., Elkina N. V. Forming of the Preschool Teacher’s Communicative Competence
in the Advanced Training System ______________________________________________________________ 39
Kasatkina N. N. Use of Mobile Technologies in Foreign Language Learning _______________________________ 43
Boldyreva E. M., Zhelvis V. I. Study of «Silver Age» Literature at School _________________________________ 48
Naumova E. M. Formation of Teenagers’ Personal Oganization during Sports Activity _______________________ 53
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Artyukhina M. S. Integration of Interactive Technologies as a Means of Personal Growth
when Training Bachelors of the Humanitarian Direction in Mathematics ________________________________ 59
Sekovanov V. S., Smirnov E. I., Dorokhova Zh. V., Matyshchina T. N. Use of Information Technologies
when Studying the Method of Iterations by Students _______________________________________________ 64
Suvorova M. A. Organization of Laboratory Studies in the Course «Methods of Applied Statistics» ______________ 73
Belkina V. N., Shkatova T. G. Assessment of Preschool Education Bachelors’ Professional Competences ________ 77
Elifantieva S. S. Bifunctional Tasks as a Means to Form Future Elementary School Teachers’ Logical Literacy ____ 82
Vlasova E. A., Sinitsyn I. S. Formation of the Teacher’s Readiness to Design Steering Documents
in Biology and Geography ____________________________________________________________________ 85
CORRECTIONAL PEDAGOGICS
Tikhomirova L. F. Features of Attitude towards Health of Teenagers with Mental Disorder ____________________ 90
Simanovsky A. E. Diagnostics of the Voluntary Regulation Structure of Junior School Age Children _____________ 96
Simanovsky A. E., Vacheyan L. A. Development of Time Perception by Preschool Age Children
with Developmental Delay___________________________________________________________________ 101
Kriuleva M. G. Complex of Exercises of Readiness for School among Children with Verbal Difficulties _________ 105
Vacheyan L. A. Sensor Development of Preschool Children with Health Limitations ________________________ 110
PSYCHOLOGY
Mazilov V. A. John Stuart Mill and Formation of Scientific Psychology ___________________________________ 115
Povarionkov Yu. P., Baranova N. A. Classification of Main Approaches
to the Problem of the Personality Support in Russian Pedagogics and Psychology _______________________ 124
Slepko Yu. N. Diagnostics of the Educational Activity Programme during Study in the Higher Education Institution 132
Karpov A. A. The Study of the Structure of Self-Actualizing Personality’s Personal Qualities __________________ 138
Malkova I. N. Interaction of the Women Relations System Parameters during Pregnancy _____________________ 142
Tikhomirova E. V., Umanskaya I. A. The Woman in Early Motherhood Days
as an Object of the Psychological Research ______________________________________________________ 147
Zhedunova L. G., Posysoev N. N. Psychological Support for Families with a Child Subjected to Violence _______ 152
Vladimirova S. G. Interactions of Language Structures under Bilingualism ________________________________ 156
Ledovskaya T. V. Psychological Structure of Student-Introverts’ Educational Activity _______________________ 161
6
Стр.6
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Mezhuyev V. M. Culture as an Object of the State Policy ______________________________________________ 167
Voronina O. A. Gender Measurement of Policy and Culture in Russia ____________________________________ 172
Pichko N. S. Art as a Value-Orienting Factor _______________________________________________________ 178
Osmachko S. G. K. N. Leontiev's Historiosophy in N. A. Berdyaev's Estimates ____________________________ 184
Kasavina N. A. Facets of Russian Self-Consciousness: Feodor Dostoevsky and Leo Tolstoy __________________ 189
Titov O. A. A Role of Fairy Intertext in the Substantial Structure of V. V. Nabokov’s Story «Accident» _________ 194
Zlotnikova T. S. An Archetype of the Elder and the Image of the Public Favourite
(paradoxes of age life of actors O. Tabakov and S. Yursky) _________________________________________ 199
Azov A. V. Empty Intermediate Existence in Modern Russia: Justification of Metaphor ______________________ 205
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Polikarpov S. S. Axiological Content of the Cardinal Points in a Horizontal Projection
of the Ancient Indians’ «World View» (on the material of the poem «Ramayana») _______________________ 210
Lebedeva Yu. I. Ancient Greeks’ Ideas on Space and Time according to Poems «Iliad» and «Odyssey» __________ 216
Basalova N. S. The Problem of Ptolemaic Army Soldiers’ Housing in Hellenistic Egypt _____________________ 223
Novikov M. V., Perfilova T. B. Problem of National Spirit in F. I. Buslaev’s Lecture Courses _________________ 227
Aleksandrova M. V. The Russian Traveler’s Notes: Province in Pre-Revolutionary
Yaroslavl Province Guides___________________________________________________________________ 238
Peftiyev V. I. The Soviet Writers of the 1920-s about Classics
(Yu. N. Tynyanov, B. M. Eikhenbaum, V. B. Shklovsky) __________________________________________ 244
Zlotnikova T. S., Erokhina T. I. Russian Self-Consciousness in the Discourse of Personal Political Intentions ____ 249
Sizemskaya I. N. Artistic Intelligentsia and Power in History of Russia ___________________________________ 260
Koznova I. E. The Past in the Space of the Soviet Culture and Politics ____________________________________ 266
Yu Zimei (
) Soviet Policy in the Cultural Sphere according to Documents of the Ideological Commission
of the CPSU Central Committee ______________________________________________________________ 272
Yakusheva L. A. A Man in a Shop Line: a Socio-Cultural Model and Artifact ______________________________ 277
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Nikiforova L. V. Effective Culturology: How to Make the Course «Culturology» Work on Long-Term Perspective? 281
Kuzin A. S. Russian Director in the Modern Theatre: Pedagogical Modus _________________________________ 287
Mishenkina E. V. Linguocolour World View in the Aspect of the Russian-English Name «Purple/Фиолетовый» _ 294
Shavarinsky I. S. Influence of the Silver Age Culture on E. Chestnyakov's Personality _______________________ 298
Abramovich A. Yu. Main Problems of the Higher School from the Modern Student’s Point of View ____________ 303
SCIENTIFIC LIFE
Baiborodova L. V., Zolotariovа A. V. Scientist's Anniversary __________________________________________ 305
Dolmatovich I. A., Kolesov R. V. From the Graduate of YSPU to the Head of the Economic Theory
and Management Department ________________________________________________________________ 309
Novikov A. S., Vorontsova E. A. Museum Projects and Researches ______________________________________ 311
Novikov A. S. Where is a Border Where It Is Necessary to Stop? ________________________________________ 312
Vorontsova E. A. Encyclopedia «Literary Museums of Russia» _________________________________________ 315
Mazilov V. A., Slepko Yu. N. Review of A. V. Yurevich's book «Psychology of Social Phenomena» ____________ 317
Ukhova L. V., Skibinskaya O. N., Khovrina T. K. The Yaroslavl Text in Space of Dialogue of Cultures _________ 321
Dobretsova S. A., Tirakhova V. A. There Are not too Many Philosophers (about scientific conference results) ____ 329
Bochkariova O. V., Novikova L. P., Slepko Yu. N. Topical Problems of Musical Culture
and Education Development _________________________________________________________________ 331
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS _______________________________________________________ 341
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
and Requirements to Typography of Manuscripts ___________________________________________________ 347
7
俞
紫梅
Стр.7