К. Д. УШИНСКОГО» ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN Научный журнал Издается с 1994 года 2016 – № 2 Ярославль 2016 УЧРЕДИТЕЛИ: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. <...> К. Д. Ушинского» Департамент образования Ярославской области Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. <...> К. Д. Ушинского», 2016 © Авторы статей, 2016 FOUNDING PARTIES: FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Ushinsky» Department of Education of the Yaroslavl region Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. <...> Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); T. <...> Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. <...> Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586 © FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. <...> Проектная деятельность в процессе формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков __ 14 Вавилов Ю. П. <...> Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью ____________________________________ 81 Асланова С. Р., Гусейнова Н. Т. <...> Диагностические критерии раннего детского аутизма: основные подходы _____________ 86 Вечканова И. Г. Особенности театрализованной деятельности в реабилитационно-образовательной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью ______________ 90 ПСИХОЛОГИЯ Стоюхина Н. Ю., Мазилов В. А. <...> Периодизация психологии воздействия в советской психотехнике 1920–1930-х гг. <...> Пути развития психологии: методологические работы профессора М. С. Роговина ____________________ 111 Владимирова С. Г. Шкала Давида Векслера: настоящее и будущее в решении проблемы измерения интеллекта ________ 122 Поваренков Ю. П. <...> Психологическая оценка толерантности представителей разных профессиональных групп ____________ 156 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Новикова Н. Л., Лебедев А. В. <...> Перформер <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№2_2016.pdf
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 2–2016
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Чистяков В. В., Безух К. Е., Воронова А. В. Педагогическая антропология К. Д. Ушинского
в контексте интегративного подхода к феномену человека ___________________________________________________8
Захарова О. О. Проектная деятельность в процессе формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков __ 14
Вавилов Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников _________________________________________________ 19
Толстова Е. В. Использование педагогических идей Мартина Лютера в музыкальном воспитании молодежи ___________ 25
Воротникова Н. С. Ученический состав сельских начальных школ Вологодской губернии
во второй половине XIX – начале XX в. __________________________________________________________________ 30
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Байбородова Л. В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов
в педагогическом вузе ________________________________________________________________________________ 35
Батракова Л. Г. Организация познавательной самостоятельности студентов в педагогическом вузе
в контексте активных методов обучения _________________________________________________________________ 42
Буракова Г. Ю., Карпова Т. Н. Фундирование как метод формирования специальных компетенций
будущих учителей математики _________________________________________________________________________ 47
Шмонова М. А. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских вузов
в обучении математике ________________________________________________________________________________ 54
Колесникова О. И. Обучение студентов литературному редактированию
в контексте развития художественно-языковой компетенции ________________________________________________ 60
Сергиевская И. Л. Возможности мультимедиа для построения структурной модели высказывания
в процессе аудирования _______________________________________________________________________________ 65
Смирнова А. Н. Структура готовности иностранных курсантов к учебной деятельности
в иноязычной социокультурной среде ___________________________________________________________________ 70
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Кучергина О. В. Инновационная деятельность в условиях специальной (коррекционной) школы ______________________ 76
Вечер М. В. Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств
для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью ____________________________________ 81
Асланова С. Р., Гусейнова Н. Т. Диагностические критерии раннего детского аутизма: основные подходы _____________ 86
Вечканова И. Г. Особенности театрализованной деятельности
в реабилитационно-образовательной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью ______________ 90
ПСИХОЛОГИЯ
Стоюхина Н. Ю., Мазилов В. А. Парадигма воздействия в работах первых отечественных социальных психологов ______ 95
Стоюхина Н. Ю. Периодизация психологии воздействия в советской психотехнике 1920–1930-х гг. _________________ 105
Мазилов В. А. Пути развития психологии: методологические работы профессора М. С. Роговина ____________________ 111
Владимирова С. Г. Шкала Давида Векслера: настоящее и будущее в решении проблемы измерения интеллекта ________ 122
Поваренков Ю. П. Системогенетический подход к выделению и классификации профессиональных задач личности ____ 127
Карпов А. В., Карпова Е. В. Закономерности системогенеза игровой деятельности ________________________________ 135
4
Стр.4
Слепко Ю. Н. Формирование компонента психологической структуры деятельности «принятие решения»
в период обучения в вузе _____________________________________________________________________________ 142
Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков __________ 148
Семенова Е. М. Психологическая оценка толерантности представителей разных профессиональных групп ____________ 156
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Новикова Н. Л., Лебедев А. В. Концепт как ментальная сущность _______________________________________________ 164
Хренов Н. А. Ментальность и тип культуры: жанр трагикомедии и его культурологическая интерпретация ____________ 169
Антонец В. А. Архетипические представления о мужчине в творчестве В. Т. Шаламова ____________________________ 175
Злотникова Т. С., Куимова В. М. Трансформации женского архетипа в творчестве Германа Гессе ___________________ 179
Злотникова Т. С., Слабая А. С. Творческая личность в интернет-пространстве:
самопрезентация и выстраивание границ ________________________________________________________________ 184
Малышева Н. Л. Перформер как современное воплощение архетипа трикстера ___________________________________ 189
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Песьяков С. А. Имидж «третьей силы» в политической деятельности Псковской церкви в XIV в._____________________ 193
Привезенцева В. А. Культурные архетипы в английском гуманизме второй половины XVI – начала XVII в. ____________ 198
Шапинская Е. Н. «Танец смерти» во времени и пространстве («Тотентанц» Бернта Нотке и Томаса Адеса) ____________ 203
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Духовная жизнь народа: новое направление в творчестве Ф. И. Буслаева
в эпоху господства культуры романтизма _______________________________________________________________ 209
Астахов О. Ю. Творческая рефлексия как форма мироощущения в русском символизме 1890-х гг. ___________________ 219
Быстрова Т. Е. Опыт классификации прецедентных имен (фельетон А. П. Чехова «В Москве») _____________________ 225
Бочкарева О. В. С. П. Дягилев в культурном диалоге «Россия – Запад» на рубеже XIX–XX вв. _______________________ 231
Лесакова Н. И. Пограничность искусств в творчестве Вс. Мейерхольда __________________________________________ 236
Мищук А. Н. Имидж художника и текст поведения: Малевич, Бартенев __________________________________________ 241
Пермиловская А. Б. Деревянный православный храм как воплощение этнокультурного архетипа
русской традиционной культуры _______________________________________________________________________ 245
Осьмачко С. Г. Секуляризация и клерикализация в мире и в Русской православной церкви в современных условиях ____ 251
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Симонова С. А., Арасланова С. С. Библиотечная вселенная Х. Л. Борхеса ________________________________________ 255
Пефтиев В. И. Восприятие поэзии В. Гюго в России и Франции XIX–XXI вв. ____________________________________ 258
Ермолин Е. А. «Дальневосточный вектор» Просвещения и актуальные проблемы российско-китайского
культурного диалога _________________________________________________________________________________ 265
Лихоманов Н. И. (Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин) Жития новомучеников
как литературный материал для школьного чтения ________________________________________________________ 269
Юрьева Т. В. Опыт определения памятника как выдающейся универсальной ценности:
фрески Успенского собора г. Свияжска _________________________________________________________________ 275
Дидковская Н. А., Зокирова К. Л. Культурологическое измерение творческой самореализации личности подростка
в современной российской провинции __________________________________________________________________ 281
Дидковская Н. А., Солоницына Д. И. Самодеятельные детско-юношеские СМИ в современной России _______________ 284
Тягунова Р. С. Феномен моды в контексте современной культуры ______________________________________________ 288
ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ
Фалетрова О. М., Волегова Ю. Б., Слепко Ю. Н. Международный «Ренессанс-фестиваль» (Renaissance Festivals)
в Венгрии __________________________________________________________________________________________ 291
Суворова Г. М., Горичева В. Д., Ялышева Л. В., Гужова П. А. Всероссийская научно-практическая конференция
«Формирование и реализация экологической политики на региональном уровне» ______________________________ 293
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ______________________________________________________________________________ 297
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей ___________________________________________________________________ 306
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 2–2016
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Chistyakov V. V., Bezukh K. E., Voronova A. V. K. D. Ushinsky’s Pedagogical Anthropology
in the Context of the Integrative Approach to the Human Phenomenon _____________________________________________8
Zakharova O. O. The Use of Project Work in the Process of Adolescents’ Intercultural Value Orientations Formation __________ 14
Vavilov Yu. P. Problems of Schoolchildren’s Educational Backwardness ______________________________________________ 19
Tolstova E. V. Use of Martin Luther’s Pedagogical Ideas in the Youth’s Musical Education _______________________________ 25
Vorotnikova N. S. Pupil’s Structure of Elementary Schools in the Vologda Province
in the second half of the XIX century – the beginning of the XX century __________________________________________ 30
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Baiborodova L. V. Principles of Organization of Students’ Individual Educational Activity in Pedagogical University __________ 35
Batrakova L. G. Organization of Students’ Informative Independence in Pedagogical University
in the Context of Active Methods of Teaching _______________________________________________________________ 42
Burakova G. Yu., Karpova T. N. Funding as a Method of Formation of Future Mathematics Teachers’ Special Competences _____ 47
Shmonova M. A. Professional Orientation of Mathematics Teaching for Medical Students
as a Means of Forming the Mathematical Component of Their Professional Competence ______________________________ 54
Kolesnikova O. I. Students’ Training to the Literary Editing in the Context of the Artistic-Language Competence Development ___ 60
Sergievskaya I. L. Multimedia Capabilities to Develop a Structural Model of Speech in the Process of Listening ______________ 65
Smirnova А. N. Concept of Foreign Military Students’ Readiness for the Learning Activity
in Foreign Sociocultural Environment _____________________________________________________________________ 70
CORRECTIONAL PEDAGOGICS
Kuchergina O. V. Innovative Activities in Special Needs (Correctional) Schools _______________________________________ 76
Vecher M. V. Parameters of the Study and Systematization of Communication Means
for Speech Therapy Work with Children with Moderate Mental Retardation ________________________________________ 81
Aslanova S. R., Guseynova N. T. Diagnostic Criteria of Early Infantile Autism: Main Approaches _________________________ 86
Vechkanova I. G. Features of Theatrical Activities Development in Rehabilitation and Educational Work
with Preschool Children Having Intellectual Disabilities _______________________________________________________ 90
PSYCHOLOGY
Stoyukhina N. Yu., Mazilov V. A. Impact Paradigm in First Russian Social Psychologists’ Works __________________________ 95
Stoyukhina N. Yu. Periodization of Impact Psychology within the Soviet Psychotechnics of 1920–1930-ies _________________ 105
Mazilov V. A. Ways of Psychology Development: Professor M. S. Rogovin’s Methodological Works ______________________ 111
Vladimirova S. G. David Wechsler's Scale: Present and Future in Solving the Problem of Intelligence Measurement ___________ 122
Povarionkov Yu. P. The Systemic Genetic Approach to Allocate and Classify the Identity’s Professional Tasks ______________ 127
Karpov A. V., Karpova E. V. Regularities of Play Activity Systemogenesis ___________________________________________ 135
Slepko Yu. N. Formation of the Component of the Psychological Structure of Activity «Decision-Making»
during Study in Higher Education Institution _______________________________________________________________ 142
Samokhvalova A. G. Social Fears as a Factor of Disturbed Communication of Adolescents Living in Urban and Rural Areas ____ 148
Semionova E. M. Psychological Description of Tolerance of Different Professional Groups Representatives _________________ 156
6
Стр.6
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Novikova N. L., Lebedev A. V. Concept as a Mental Essence ______________________________________________________ 164
Khrenov N. A. Mentality and a Type of Culture: Genre of Tragicomedy and Its Culturological Interpretation ________________ 169
Antonets V. A. The Archetypal Idea about the Man as the Foundation of Humanity in V. T. Shalamov’s Works ______________ 175
Zlotnikova T. S., Kuimova V. M. Transformations of the Woman's Archetype in German Hesse’s Literary Creation ___________ 179
Zlotnikova T. S., Slabaya A. S. Creative Personality in the Internet Space: Self-Presentation and Establishment of Boundaries ___ 184
Malysheva N. L. Performer as Modern Embodiment of the Trickster Archetype _______________________________________ 189
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Pesiyakov S. A. Image of «the Third Force» in Political Activity of the Pskov Church in the XIV century ___________________ 193
Privezentseva V. A. Cultural Archetypes in the English Humanity
of the second half of the XVI – the beginning of the XVIIth century _____________________________________________ 198
Shapinskaya E. N. «Dance of Death» in Time and Space (Bernt Notke and Thomas Ades's «Totentants») ___________________ 203
Novikov M. V., Perfilova T. B. Spiritual Life of the People: a New Direction in F. I. Buslaev's Works
during the Era of Romanticism Culture Domination __________________________________________________________ 209
Astakhov O. Ju. Creative Reflection as a Form of Attitude in Russian Symbolism in the 1890-s ___________________________ 219
Bystrova T. E. Experience of the Precedent Names Classification (A. P. Chekhov’s story «In Moscow») ____________________ 225
Bochkariova O. V. Diaghilev in the Cultural Dialogue «RUSSIA – WEST» at the turn of the XIX–XX centuries _____________ 231
Lesakova N. I. The Borderline of Arts in Vsevolod Meyerhold's Works ______________________________________________ 236
Mishchuk A. N. The Artist’s Image and Text of Behaviour: Malevich, Bartenev _______________________________________ 241
Permilovskaya A. B. The Wooden Orthodox Temple as an Embodiment of the Ethnocultural Archetype
of the Russian Traditional Culture _______________________________________________________________________ 245
Osmachko S. G. Secularization and Clericalisation in the World and in the Russian Orthodox Church in Modern Conditions ____ 251
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Simonova S. A., Araslanova S. S. J. L. Borges’ Library Universe __________________________________________________ 255
Peftiev V. I. Perception of V. Hugo’s Poetry in Russia and France in XIX–XXI________________________________________ 258
Ermolin E. A. «A Far East Vector» of the Enlightenment and Current Problems of the Russian-Chinese Cultural Dialogue _____ 265
Likhomanov N. I. (Veniamin, the Bishop for Rybinsk and Danilov) Lives of New Martyrs as School Reading Literary Material 269
Yurieva T. V. Experience in Defining a Monument as an Outstanding Universal Value:
the Assumption Cathedral Frescos in Sviyazhsk _____________________________________________________________ 275
Didkovskaya N. A., Zokirova K. L. Culturological Measuring of Creative Self-Realization of the Teenager’s Identity
in the Modern Russian Province _________________________________________________________________________ 281
Didkovskaya N. A., Solonitsyna D. I. Amateur Mass Media for Children and Young People in Modern Russia _______________ 284
Tyagunova R. S. A Fashion Phenomenon in the Context of Modern Culture __________________________________________ 288
CHRONICLE AND INFORMATION
Faletrova O. M., Volegova Yu. B., Slepko Yu. N. International «Renaissance Festivals» in Hungary _______________________ 291
Suvorova G. M., Goricheva V. D., Yalysheva L. V., Guzhova P. A. The All-Russian Scientific and Practical Conference
«Formation and Realization of Environmental Policy at the Regional Level» ______________________________________ 293
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS __________________________________________________________________ 302
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
and Requirements to Typography of Manuscripts ______________________________________________________________ 307
7
Стр.7