Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМещеряков В. Н.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц273
ID316391
АннотацияПредставляемое читателю методическое пособие смело можно было бы назвать «Прецедентами учительского пересказывания». Актуальность таких прецедентов в методике развития профессионально ориентированной речи давно назрела: учитель-практик весьма скептически относится к теоретическим построениям, заслоняющим реальную практику, и предпочитает им опыт, который подтверждает и поддерживает его понимание сути дела или возводит к ней.
Кому рекомендованоОпыт такого пособия и предлагается студентам и учителям-словесниками через них – учащимся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.
ISBN978-5-89349-295-8
УДК800/801
ББК81.2Рус
Мещеряков, В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки : метод. приемы и образцы / В.Н. Мещеряков .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 273 с. — ISBN 978-5-89349-295-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/316391 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

5 ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ . <...> 95 Пересказывание текстов на основе их планов . <...> 138 КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ В ОТЗЫВАХ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ . <...> 267 4 В в е д е н и е Учительская речь может быть представлена самыми разнообразными жанрами. <...> Нельзя не сказать и об аннотации, реферативной статье, конспекте, потекстовой характеристике героев литературных произведений, а также более чем двадцати видах пересказывания художественных произведений, критических статей, газетных или журнальных материалов. <...> Многие из перечисленных жанров учительской речи исследованы, описаны и адаптированы к повседневной практике учителя, но есть и такие, которые находятся в стадии разработки или только ожидают своего исследователя — именно они и характеризуются в представляемом издании. <...> Но и в этом редуцированном варианте количество жанров учительской речи настолько значительно, что они требуют предварительной группировки и опережающей характеристики. <...> 5 Анализ учительской речи показывает, что она реализуется на практике в следующих видах комбинированных актов чтения, слушания, письма и говорения: 1) в партитурно-сценарной речи, представляющей собой совокупность речевых партий учителя в пространстве урока (в его партитуре1 и сценарии2 ); 2) в пересказывании фрагментов учебных, научных и художественных произведений, критических статей, научно-популярных материалов, смежной с предметом речи литературы; 3) в рассказывании о первичных (чужих) текстах; 4) в выступлениях на профессиональные или общественно-значимые темы; 5) в различных видах пересказа первичной информации в формах конспектов, аннотаций, реферативных статей, а также в пересказе фабулы, сюжета, тезисов, структуры, композиции или других параметров первичных текстов; 6) в творческих жанрах учительской речи — педагогических эссе, дневниковых записях и некоторых других. <...> Отсюда следствия: 1) в продуктивной части текстообразования необходимо ориентироваться <...>
Как_пересказывать_произведения_литературы,_живописи,_музыки_(1).pdf
УДК 800/801 ББК 81.2Ðус Ì56 Ì56 Мещеряков В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, ìóçûêè: Методические приемы и образцы [Электронный ресурс] / В.Н. Мещеряков. — 2-е изд., стер. – Ì.: ÔЛИНТА, 2014. — 272 ñ. ISBN 978-5-89349-295-8 Представляемое читателю методическое пособие смело можно было бы назвать «Прецедентами учительского пересказывания». Актуальность таких прецедентов в методике развития профессионально ориентированной речи давно назрела: учительпрактик весьма скептически относится к теоретическим построениям, заслоняющим реальную практику, и предпочитает им опыт, который подтверждает и поддерживает его понимание сути дела или возводит к ней. Опыт такого пособия и предлагается студентам и учителямсловесникам и через них – учащимся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. УДК 800/801 ББК 81.2Ðус ISBN 978-5-89349-295-8 2 © Издательство «ÔЛИНТА», 2014
Стр.2
О г л а в л е н и е В в е д е н и е ............................................................................................... 5 ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ..... 10 Статус учительских пересказов и критерии их классификации .............. 10 Пересказывание äèà- и мультфильмов ..................................................... 17 Пересказывание содержания произведений живописи ........................... 22 Пeресказывание содержания музыкальных произведений ......................... 31 Пересказывание текстовых произведений .................................................... 56 СПОСОБЫ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЯ ..................................................................... 72 Общие способы .............................................................................................. 72 Пересказывание фабулы произведений ........................................................ 78 Пересказывание сюжета и фабулы произведений ....................................... 85 Пересказывание многосюжетных произведений .......................................... 95 Пересказывание текстов на основе их планов ............................................ 103 Пересказывание на основе категориальных признаков текста .................. 107 Пересказывание на основе идеи текста ....................................................... 119 Пересказывание на основе тезисов .............................................................. 120 Лекционный (êîìïëåêñíûé) пересказ ....................................................... 138 КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ В ОТЗЫВАХ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ..................... 145 Краткий пересказ в обзорах различных видов ............................................ 160 ТЕХНИКА И ПРИЕМЫ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЯ ................................................ 170 Техника пересказывания ............................................................................... 170 Приемы пересказывания ............................................................................... 179 3
Стр.3
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЯ .......... 190 Пересказывание фрагментов художественных произведений ..................... 191 Потекстовой пересказ .................................................................................... 219 Пересказ произведения ................................................................................. 230 Обзор и оценка сочинений школьников ..................................................... 237 Приемы пересказывания ............................................................................... 245 Методика формирования умений обзора сочинений школьников ............ 251 ПРЕЦЕДЕНТЫ – ОБРАЗЦЫ – МОДЕЛИ – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПРОГРАММЫ .............................................................................................. 267 4
Стр.4