Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский проект исправления мира и художественное творчество XIX-XX веков (1500,00 руб.)

0   0
АвторыКовтун Н. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц405
ID316377
АннотацияИздание посвящено анализу русской утопической традиции во всем многообразии ее художественных проявлений. Исследования глобальных утопических проектов (почвенничество, конструктивизм, социалистический реализм, патриархальная версия современных традиционалистов) сочетаются здесь с главами-медальонами о творчестве отдельных авторов, обратившихся к теме утопии. Сделано это и как попытка передать разнообразие «утопического поля» отечественной словесности, где и по сей день идет напряженный диалог (противостояние) между различными проектами преобразования бытия, и как признание ее тщетности. Русская культура пронизана духом утопизма, монография о художественной утопии грозит превратиться в утопический проект о русской литературе. И тем не менее, данное издание отличает от многих, ему подобных, специфика рассмотрения самого понятия «утопия» как своеобразного инструмента измерения: оно изначально оценочно (по отношению к содержанию проекта) и беспристрастно (по отношению к художественному уровню его исполнения). История миромоделирующих проектов рассматривается здесь, начиная от эпохи русского Просвещения и вплоть до игровых стратегий освоения утопии в культуре постмодернизма.
Кому рекомендованоАдресовано филологам, историкам и всем любителям российской словесности.
ISBN978-5-9765-1178-1
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)
Русский проект исправления мира и художественное творчество XIX-XX веков : коллективная монография / ред. Н.В. Ковтун .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 405 с. : ил. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-9765-1178-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/316377 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сделано это и как попытка передать разнообразие «утопического поля» отечественной словесности, где и по сей день идет напряженный диалог (противостояние) между различными проектами преобразования бытия, и как признание ее тщетности. <...> Русская культура пронизана духом утопизма, монография о художественной утопии грозит превратиться в утопический проект о русской литературе. <...> Сделано это и как попытка передать разнообразие «утопического поля» отечественной словесности, где и по сей день идет напряженный диалог (противостояние) между различными проектами преобразования бытия, и как признание ее тщетности. <...> Русская культура пронизана духом утопизма, монография о художественной утопии грозит превратиться в утопический проект о русской литературе. <...> При всех различиях в толковании своих главных тем – идеального мира и человека (утопия) и их критики во имя сохранения того же мира (антиутопия) – это явления одной мировоззренческой, дискурсивной и жанровой природы. <...> Многовековая история утопии, ее осознание в качестве одной из базовых универсалий культуры, необозримое количество самых разнообразных утопических проектов, создаваемых вплоть до сего дня – все говорит о том, что утопия и ее коррелят – антиутопия – принципиальные элементы в структуре осмысления мира, внутреннего бытия человека. <...> Русская литературная утопия 1900–1920-х годов в контексте отечественной культуры. <...> Русская антиутопия ХХ века в ближних и дальних контекстах. <...> Последние, работая с термином «утопическое поле», определяют его очертания, исходя из двух основных критериев: радикального разрыва с настоящим и коллективного характера идеала. <...> Особой значимостью для историков отечественной литературы обладает итоговый труд Б.Ф. Егорова «Российские утопии: Исторический путеводитель», позволяющий выявить преемственность на уровне основных идей, образов, мотивов, отличающих казалось бы антитетичные утопические построения. <...> Егоров1 <...>
Русский_проект_исправления_мира_и_художественное_творчество_XIX-XX_веков_(1).pdf
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) Р89 Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я: д-р филол. наук, проф. Б.Ф. Егоров (науч. ред.); д-р филол. наук, проф. Н.В. Ковтун (отв. ред.); д-р филол. наук, проф. И.В. Силантьев; д-р филол. наук, проф. Л.В. Куликова; д-р филол. наук, проф. А.П. Сковородников Рецензенты член-корр. РАН Е.К. Ромодановская; д-р филол. наук, ведущий науч. сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Т.М. Вахитова Р89 Русский проект исправления мира и художественное творчество XIX–XX веков [Электронный ресурс] : колл. монография / отв. ред. Н.В. Ковтун. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 403 с. : илл. ISBN 978-5-9765-1178-1 Издание посвящено анализу русской утопической традиции во всем многообразии ее художественных проявлений. Исследования глобальных утопических проектов (почвенничество, конструктивизм, социалистический реализм, патриархальная версия современных традиционалистов) сочетаются здесь с главами-медальонами о творчестве отдельных авторов, обратившихся к теме утопии. Сделано это и как попытка передать разнообразие «утопического поля» отечественной словесности, где и по сей день идет напряженный диалог (противостояние) между различными проектами преобразования бытия, и как признание ее тщетности. Русская культура пронизана духом утопизма, монография о художественной утопии грозит превратиться в утопический проект о русской литературе. И тем не менее, данное издание отличает от многих, ему подобных, специфика рассмотрения самого понятия «утопия» как своеобразного инструмента измерения: оно изначально оценочно (по отношению к содержанию проекта) и беспристрастно (по отношению к художественному уровню его исполнения). История миромоделирующих проектов рассматривается здесь, начиная от эпохи русского Просвещения и вплоть до игровых стратегий освоения утопии в культуре постмодернизма. Адресовано филологам, историкам и всем любителям российской словесности. УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) ISBN 978-5-9765-1178-1 © Издательство «ФЛИНТА», 2014 © Художник В.М. Ковтун, 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 РАЗДЕЛ I. УТОПИЯ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ XVIII–XIX ВЕКОВ . . . . . . . 11 О МАЛОИЗУЧЕННЫХ УТОПИСТАХ XVIII–XIX ВЕКОВ (Б.Ф.ЕГОРОВ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 УТОПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. РАДИЩЕВА («ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ») (Е.Е. ПРИКАЗЧИКОВА). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 О ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ НА ЗЕМЛЕ. МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПО Н. ГОГОЛЮ (А. КОСЬЦИОЛЭК). . . . . . . . . . . . . . . 43 УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В ПОЭМЕ В.С. ПЕЧЕРИНА «ТОРЖЕСТВО СМЕРТИ» (Е.Г. МЕСТЕРГАЗИ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 И.С. ТУРГЕНЕВ И ЕГО ГЕРОИ В СВЕТЕ УТОПИИ И АНТИУТОПИИ (В.К. ВАСИЛЬЕВ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 «И УТОПИЯ-ТО У ТЕБЯ ОБЛОМОВСКАЯ»: МЕЧТА ОБ ОБЛОМОВСКОМ МИРЕ В РОМАНЕ И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» (Е.И. ПИНЖЕНИНА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 РАЗДЕЛ II. УТОПИЧЕСКИЕ И АНТИУТОПИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ЭПОХИ МОДЕРНА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ УТОПИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО КОНСТРУКТИВИЗМА (И.И. ПЛЕХАНОВА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 УТОПИЯ СЕРДЦА А. ПЛАТОНОВА (ПО ПОВЕСТИ «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК») (Н.П. ХРЯЩЕВА) . . . . . . . . . . . . . . . 125 МЕЖДУ УТОПИЕЙ И ИСТОРИЕЙ: ИСТОРИКО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЖАНР В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (П.С. ГЛУШАКОВ) . . . 146 БУНИНСКИЕ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННИКОВ И СОВРЕМЕННОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМАХ АНТИУТОПИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (К.В. АНИСИМОВ). . . 165 НЕЗАВЕРШЕННЫЙ РОМАН Г. ГАЗДАНОВА «ПЕРЕВОРОТ»: ПОПЫТКА АНТИУТОПИИ (Е.Н. ПРОСКУРИНА) . . . . . . . . . . . . . . . . 205 РАЗДЕЛ III. «СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ» ИЛИ ОБЕТОВАННОЕ ПРОШЛОЕ? ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕРСИИ ГЛОБАЛЬНЫХ УТОПИЙ . . . . . . . . . . . . . 217 РАСКОЛОТЫЙ МИР В ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКОЙ АНТИУТОПИИ ХХ ВЕКА (А.Н. ВОРОБЬЕВА). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 «ЗЕМЛЯ САННИКОВА» В. ОБРУЧЕВА: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ ДО СТАЛИНИЗМА (С. ФРАНК) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 3
Стр.3
УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ЛЕОНИДА ЛЕОНОВА (Ф. ЛИСТВАН) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 МОТИВ ПРЕОБРАЖЕНИЯ МИРА В ОСТРОВНОЙ УТОПИИ ХХ ВЕКА (А.Ю. БОЛЬШАКОВА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 ИДИЛЛИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ИСТОРИИ: ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. СОЛЖЕНИЦЫНА, В. РАСПУТИНА, Б. ЕКИМОВА, Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ (Н.В. КОВТУН). . . . . . . . . . . . . 280 РАЗДЕЛ IV. ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ УТОПИИ В ПРОЗЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 ТРАНСФОРМАЦИЯ АНТИУТОПИИ В ПРОЗЕ РУБЕЖА ХХ–ХХI ВЕКОВ (Т.Н. МАРКОВА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОЙ УТОПИИ: «СЮЖЕТ» И «ЛИМПОПО» Т. ТОЛСТОЙ (О.В. БОГДАНОВА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В НОВЕЙШЕЙ ПРОЗЕ: ПОИСКИ ФОРМЫ (Т.М. КОЛЯДИЧ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ МОДИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ АНТИУТОПИИ 2000-Х ГОДОВ: РОМАНЫ Д. ГЛУХОВСКОГО «МЕТРО 2033» И Д. БЫКОВА «ЖД» (А.В. ГРИГОРОВСКАЯ) . . . . . . . . . . . . . . . . 356 УТОПИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ФАНТАСТИКЕ РУБЕЖА XX–XXI ВЕКОВ (А.М. ЛОБИН). . . . . . . . . 367 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
Стр.4