А139 В учебнике излагаются основы теории музыкального образования, осуществляемого в учреждениях общеобразовательного типа. <...> Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном образовании . <...> Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном процессе . <...> Личность педагога-музыканта как деятеля музыкальной культуры и образования . <...> Педагог-музыкант и его статус в обществе . <...> Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях . <...> Д.Б. Кабалевский 1.1 Сущность теории музыкального образования Проблема повышения профессионального уровня специалистов становится все более острой. <...> Будущий педагог-музыкант, желающий стать профессионалом в своем деле, должен овладеть теорией музыкального образования, без которой достижение профессионального мастерства практически невозможно. <...> Теория музыкального образования рассматривает следующие аспекты: • положения и закономерности, раскрывающие возможности искусства и педагогики в музыкальном воспитании, обучении и развитии учащихся; • представление о ребенке как субъекте музыкального образования; • приоритетные профессиональные качества личности педагога-музыканта; • целостную модель компонентов музыкального образования; • сущность, виды и особенности профессиональной деятельности педагога-музыканта. <...> «Педагогика музыкального образования» как научный термин В настоящее время в среде педагогов-музыкантов распространен термин музыкальная педагогика. <...> Процесс пошел давно, а сейчас принял обвальный характер. <...> Исследователь в области теории и методики музыкального обучения и воспитания Т.Г. Мариупольская также считает, что термин музыкальная педагогика, как и термины педагогика искусства, художественно-творческая педагогика, строго говоря, не корректны с научной точки зрения. <...> Вместе с тем автор полагает, что ввиду их широкой распространенности в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки <...>
Теория_музыкального_образования_Учебник_для_студ._высш._пед._учеб._заведений,_2-е_изд.,_испр._и_доп..pdf
УДК 78
ББК 85.31р.я2
А139
Рецензенты:
Л. А. Рапацкая, доктор педагогических наук,
кандидат искусствоведения, профессор
А. В. Малинковская, доктор педагогических наук,
кандидат искусствоведения, профессор
Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального
образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Прометей, 2013. – 432 с.
А139
В учебнике излагаются основы теории музыкального образования,
осуществляемого в учреждениях общеобразовательного типа.
Теория музыкального образования рассматривается как учебный
предмет, раскрывающий сущность данной области педагогической
науки. Специальное внимание уделяется музыкальному искусству
в образовательном процессе, личности ребенка в музыкально-образовательной
системе, основным компонентам музыкального образования,
личности и деятельности педагога-музыканта. Все разделы
пособия представлены в совокупности с учебными заданиями и перечнем
рекомендуемой литературы для студентов с целью развития
у них профессионального мышления, формирования личностной
позиции, творческого отношения к изучаемым проблемам.
Учебник адресован студентам, аспирантам, учителям музыки,
педагогам-музыкантам в системе дополнительного образования,
преподавателям высших и средних профессиональных учебных
заведений музыкально-педагогической направленности, всем, кто
интересуется проблемами музыкального образования.
ISBN 978-5-7042-2430-3
© Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 1. Теория музыкального образования как
учебный предмет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1 Сущность теории музыкального образования . . . . . . . . . 9
1.2. Теория музыкального образования в подготовке
педагога-музыканта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 2. Музыкальное искусство
в образовательном процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1. Функции музыкального искусства
и их реализация в музыкальном образовании . . . . . . 22
2.2. Музыкальное искусство в современном
социокультурном образовательном процессе . . . . . . . 28
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава 3. Личность ребенка как эпицентр
музыкально-образовательной системы . . . . . . . . 41
3.1. Качества личности учащихся,
имеющие приоритетное значение в процессе
музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.2. Ориентация педагога-музыканта на возрастные
особенности учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Глава 4. Цель, задачи и принципы музыкального
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
4.1. Цель и задачи музыкального образования
Цель музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
4.2. Принципы музыкального образования . . . . . . . . . . . . . 75
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Глава 5. Содержание музыкального образования . . . 83
5.1. Общая характеристика содержания музыкального
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
5.2. Основные элементы содержания музыкального
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Глава 6. Виды музыкальной деятельности . . . . . . . . . 116
6.1. Общая характеристика видов музыкальной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
6.2. Собственно музыкальная деятельность . . . . . . . . . . . . 119
6.3. Музыкально-теоретическая деятельность . . . . . . . . . . 141
6.4. Музыкально-историческая деятельность . . . . . . . . . . . 144
6.5. Музыкально ориентированная полихудожественная
деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
6.6. Музыкально опосредованная деятельность . . . . . . . . . 152
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Глава 7. Методы музыкального образования . . . . . . . 161
7.1. Специфика педагогической интерпретации
общедидактических методов на музыкальных
занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
7.2. Специальные методы музыкального образования . . . 165
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Глава 8. Формы музыкального образования . . . . . . . 174
8.1. Урок музыки как основная форма
общего музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . 174
8.2. Многообразие форм музыкальных занятий
в системе дополнительного образования . . . . . . . . . . 200
8.3. Музыкальное самообразование учащихся . . . . . . . . . . 204
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Глава 9. Музыкально-педагогическая деятельность
педагога-музыканта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
9.1. Общая характеристика
музыкально-педагогической деятельности . . . . . . . 211
9.2. Основные виды музыкально-педагогической
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 10. Личность педагога-музыканта
как деятеля музыкальной культуры и
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
10.1. Педагог-музыкант и его статус в обществе . . . . . . . . . 236
10.2. Приоритетные профессиональные качества
педагога-музыканта как созидателя
музыкально-образовательного процесса . . . . . . . . . . 239
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Б.В. Асафьев. Музыка в современной
общеобразовательной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
В.Б. Брайнин. Тени на стене, или заметки о возможном
подходе к развитию музыкального мышления
у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
И. Ф. Гажим. Еще раз о цели музыкального
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
Л.В. Горюнова. Музыка – дети – учитель . . . . . . . . . . . . . . 295
Н.Н. Гришанович. Инновационные методы
в музыкальной педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Б.Р. Иофис. Музыкально-композиционное творчество:
сущность, разновидности, педагогическое
руководство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
Д.Б. Кабалевский. О музыкально-эстетическом
и нравственном воспитании детей . . . . . . . . . . . . . . 322
А. Г. Каузова. Исполнительская деятельность
учителя музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
В.В. Медушевский. Духовно-нравственное воспитание
средствами музыкального искусства . . . . . . . . . . . . . 347
Б.М. Неменский. Искусство как опыт человеческих
отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
Е.В. Николаева. Музыкально-пластическая деятельность
детей на музыкальных занятиях . . . . . . . . . . . . . . . 377
В. Г. Ражников. Три принципа новой педагогики
в музыкальном обучении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
Л. А. Рапацкая. Взаимодействие искусств
и практика художественного воспитания . . . . . . . . . 398
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Б.С. Рачина. Критерии качества современного
урока музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
М. И. Ройтерштейн. С доверием к музыке . . . . . . . . . . . . 409
Л. В. Шамина. Этнографическая парадигма
школьного музыкального образования:
от «этнографии слуха» к музыке мира . . . . . . . . . . . . 414
Б. П. Юсов. Стратегия взаимодействия искусств
в воспитании школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
6
Стр.6