Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Теория музыкального образования (550,00 руб.)

0   0
Первый авторАбдуллин Э. Б.
АвторыНиколаева Е. В.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц432
ID315972
АннотацияВ учебнике излагаются основы теории музыкального образования, осуществляемого в учреждениях общеобразовательного типа. Теория музыкального образования рассматривается как учебный предмет, раскрывающий сущность данной области педагогической науки. Специальное внимание уделяется музыкальному искусству в образовательном процессе, личности ребенка в музыкально-образовательной системе, основным компонентам музыкального образования, личности и деятельности педагога-музыканта. Все разделы пособия представлены в совокупности с учебными заданиями и перечнем рекомендуемой литературы для студентов с целью развития у них профессионального мышления, формирования личностной позиции, творческого отношения к изучаемым проблемам.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование», профиль «Музыка»; 050100.62 – «Педагогическое образование», профили «Музыка» и «Дополнительное образование»
Кому рекомендованоУчебник адресован студентам, аспирантам, учителям музыки, педагогам-музыкантам в системе дополнительного образования, преподавателям высших и средних профессиональных учебных заведений музыкально-педагогической направленности, всем, кто интересуется проблемами музыкального образования.
ISBN978-5-7042-2430-3
УДК78
ББК85.31р.я2
Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования : учебник / Е.В. Николаева; Э.Б. Абдуллин .— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Прометей, 2013 .— 432 с. — ISBN 978-5-7042-2430-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/315972 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А139 В учебнике излагаются основы теории музыкального образования, осуществляемого в учреждениях общеобразовательного типа. <...> Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном образовании . <...> Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном процессе . <...> Личность педагога-музыканта как деятеля музыкальной культуры и образования . <...> Педагог-музыкант и его статус в обществе . <...> Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях . <...> Д.Б. Кабалевский 1.1 Сущность теории музыкального образования Проблема повышения профессионального уровня специалистов становится все более острой. <...> Будущий педагог-музыкант, желающий стать профессионалом в своем деле, должен овладеть теорией музыкального образования, без которой достижение профессионального мастерства практически невозможно. <...> Теория музыкального образования рассматривает следующие аспекты: • положения и закономерности, раскрывающие возможности искусства и педагогики в музыкальном воспитании, обучении и развитии учащихся; • представление о ребенке как субъекте музыкального образования; • приоритетные профессиональные качества личности педагога-музыканта; • целостную модель компонентов музыкального образования; • сущность, виды и особенности профессиональной деятельности педагога-музыканта. <...> «Педагогика музыкального образования» как научный термин В настоящее время в среде педагогов-музыкантов распространен термин музыкальная педагогика. <...> Процесс пошел давно, а сейчас принял обвальный характер. <...> Исследователь в области теории и методики музыкального обучения и воспитания Т.Г. Мариупольская также считает, что термин музыкальная педагогика, как и термины педагогика искусства, художественно-творческая педагогика, строго говоря, не корректны с научной точки зрения. <...> Вместе с тем автор полагает, что ввиду их широкой распространенности в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки <...>
Теория_музыкального_образования_Учебник_для_студ._высш._пед._учеб._заведений,_2-е_изд.,_испр._и_доп..pdf
УДК 78 ББК 85.31р.я2 А139 Рецензенты: Л. А. Рапацкая, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор А. В. Малинковская, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Прометей, 2013. – 432 с. А139 В учебнике излагаются основы теории музыкального образования, осуществляемого в учреждениях общеобразовательного типа. Теория музыкального образования рассматривается как учебный предмет, раскрывающий сущность данной области педагогической науки. Специальное внимание уделяется музыкальному искусству в образовательном процессе, личности ребенка в музыкально-образовательной системе, основным компонентам музыкального образования, личности и деятельности педагога-музыканта. Все разделы пособия представлены в совокупности с учебными заданиями и перечнем рекомендуемой литературы для студентов с целью развития у них профессионального мышления, формирования личностной позиции, творческого отношения к изучаемым проблемам. Учебник адресован студентам, аспирантам, учителям музыки, педагогам-музыкантам в системе дополнительного образования, преподавателям высших и средних профессиональных учебных заведений музыкально-педагогической направленности, всем, кто интересуется проблемами музыкального образования. ISBN 978-5-7042-2430-3 © Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, 2013 © Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Глава 1. Теория музыкального образования как учебный предмет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.1 Сущность теории музыкального образования . . . . . . . . . 9 1.2. Теория музыкального образования в подготовке педагога-музыканта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Глава 2. Музыкальное искусство в образовательном процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 2.1. Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном образовании . . . . . . 22 2.2. Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном процессе . . . . . . . 28 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Глава 3. Личность ребенка как эпицентр музыкально-образовательной системы . . . . . . . . 41 3.1. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 3.2. Ориентация педагога-музыканта на возрастные особенности учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 Глава 4. Цель, задачи и принципы музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 4.1. Цель и задачи музыкального образования Цель музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 4.2. Принципы музыкального образования . . . . . . . . . . . . . 75 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Глава 5. Содержание музыкального образования . . . 83 5.1. Общая характеристика содержания музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ 5.2. Основные элементы содержания музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Глава 6. Виды музыкальной деятельности . . . . . . . . . 116 6.1. Общая характеристика видов музыкальной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 6.2. Собственно музыкальная деятельность . . . . . . . . . . . . 119 6.3. Музыкально-теоретическая деятельность . . . . . . . . . . 141 6.4. Музыкально-историческая деятельность . . . . . . . . . . . 144 6.5. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 6.6. Музыкально опосредованная деятельность . . . . . . . . . 152 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Глава 7. Методы музыкального образования . . . . . . . 161 7.1. Специфика педагогической интерпретации общедидактических методов на музыкальных занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 7.2. Специальные методы музыкального образования . . . 165 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Глава 8. Формы музыкального образования . . . . . . . 174 8.1. Урок музыки как основная форма общего музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . 174 8.2. Многообразие форм музыкальных занятий в системе дополнительного образования . . . . . . . . . . 200 8.3. Музыкальное самообразование учащихся . . . . . . . . . . 204 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 Глава 9. Музыкально-педагогическая деятельность педагога-музыканта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 9.1. Общая характеристика музыкально-педагогической деятельности . . . . . . . 211 9.2. Основные виды музыкально-педагогической деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Глава 10. Личность педагога-музыканта как деятеля музыкальной культуры и образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 10.1. Педагог-музыкант и его статус в обществе . . . . . . . . . 236 10.2. Приоритетные профессиональные качества педагога-музыканта как созидателя музыкально-образовательного процесса . . . . . . . . . . 239 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 Б.В. Асафьев. Музыка в современной общеобразовательной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 В.Б. Брайнин. Тени на стене, или заметки о возможном подходе к развитию музыкального мышления у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272 И. Ф. Гажим. Еще раз о цели музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 Л.В. Горюнова. Музыка – дети – учитель . . . . . . . . . . . . . . 295 Н.Н. Гришанович. Инновационные методы в музыкальной педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 Б.Р. Иофис. Музыкально-композиционное творчество: сущность, разновидности, педагогическое руководство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313 Д.Б. Кабалевский. О музыкально-эстетическом и нравственном воспитании детей . . . . . . . . . . . . . . 322 А. Г. Каузова. Исполнительская деятельность учителя музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 В.В. Медушевский. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства . . . . . . . . . . . . . 347 Б.М. Неменский. Искусство как опыт человеческих отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364 Е.В. Николаева. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях . . . . . . . . . . . . . . . 377 В. Г. Ражников. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388 Л. А. Рапацкая. Взаимодействие искусств и практика художественного воспитания . . . . . . . . . 398 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Б.С. Рачина. Критерии качества современного урока музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403 М. И. Ройтерштейн. С доверием к музыке . . . . . . . . . . . . 409 Л. В. Шамина. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира . . . . . . . . . . . . 414 Б. П. Юсов. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.