. 12 Дополнительные рейтинговые задания для самостоятельной работы . <...> «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных исследований. <...> Идейно-политическое пространство современного общества и проблемы политического развития ведущих стран мира . <...> «Виртуальная демократия» и идеологическое пространство современного общества . <...> 62 Дополнительные рейтинговые задания для самостоятельной работы . <...> Художественный образ Свободы в знаково-символическом пространстве либерального мировоззрения. <...> 105 Дополнительные рейтинговые задания для самостоятельной работы . <...> 116 Дополнительные рейтинговые задания для самостоятельной работы . <...> Проблема национального суверенитета в эпоху глобализации (на примере ядерной программы Ирана). <...> Перспективы и риски мирового развития в эпоху глобализации . <...> Ключевую роль играет проблемно-аналитический подход, направленный на выявление важнейших тенденций общественного развития в экономической, социокультурной, политико-правовой, международно-политической сферах. <...> Разделы III – «Мировое экономическое развитие в конце ХХ – начале XXI вв.» и IV – «Историческая социальность информационного общества» составляют содержательную основу большей части лекционных занятий. <...> Содержательная и дидактическая специфика дисциплины «Современная история» предполагают широкое использование интерактивных образовательных технологий, в том числе дискуссий и дебатов, проблемно-аналитических заданий с элементами проектной работы, ролевых и деловых игр, кейс-стади (метод кейсов), коллоквиумов, проводимых в состязательном ключе, учебных проектов. <...> СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ: ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО К НФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ Современность выступает не только как характеристика нынешней исторической эпохи. <...> Рецензирование предполагает, с одной стороны, краткое аналитическое воспроизведение взглядов автора научной работы на поставленную им проблему <...>
Современная_история_Учебное_пособие.pdf
УДК 94 (470)
ББК 63.3(2)я73
П564
Рецензенты:
А. В. Клименко, кандидат исторических наук, доцент кафедры
истории России МПГУ
М. Л. Несмелова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
методики преподавания истории МПГУ
П564 Пономарев М. В. Современная история: Учебное
пособие. – М.: Прометей, 2013. – 190 с.
Учебное пособие содержит дидактические материалы для организации
учебной и учебно-исследовательской работы студентов, проведения мероприятий
рейтингового контроля в ходе освоения дисциплины «Современная история»
в составе образовательной программы бакалавриата по направлению
подготовки 050100.62 — «Педагогическое образование» (профиль «История»).
Адресуется студентам и преподавателям исторических факультетов высших
учебных заведений.
ISBN 978-5-7042-2391-7
© М. В. Пономарев, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание
Введение . ................................................................................................. 8
Раздел I. Современная история: от индустриального
общества к информационному ......................................................... 12
Проблематика раздела . ......................................................................... 12
Дополнительные рейтинговые задания
для самостоятельной работы .......................................................... 12
№ 1. Методологические проблемы изучения современности.
Подготовка рецензии ....................................................................... 12
№ 2. Системный кризис индустриального общества
в конце 1960-х – середине 1980-х гг.
Подготовка графических материалов . .......................................... 16
№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное
общество» как концепты современных социально-гуманитарных
исследований. Написание научной статьи .................................... 23
№ 4. Риски современного общественного развития. Составление
аннотированного списка ................................................................ 27
№ 5. Образ информационного общества в школьной учебной
литературе. Подготовка экспертного заключения . ...................... 30
Раздел II. Идейно-политическое пространство
современного общества и проблемы политического
развития ведущих стран мира .......................................................... 33
Задания для семинарских занятий ................................................. 33
Семинары 1–2. Доктринальная эволюция идеологии либерализма.
Современный «плюралистический»
либерализм и мультикультурализм . ............................................... 33
3
Стр.3
Памятка для участников дебатов ................................................... 35
Памятка для участников «мозгового штурма» ............................. 36
Семинары 3–4. Доктринальная эволюция социалистической
идеологии. Социал-демократия и коммунизм
в современном мире ........................................................................ 37
Семинары 5–6. Доктринальная эволюция идеологии
консерватизма. Идеологемы современного
социального консерватизма ........................................................... 39
Памятка по разработке фреймовой схемы .................................... 48
Семинар 7. Корпоративные, тоталитарные
и протестные идеологии ................................................................. 50
Семинар 8. «Виртуальная демократия» и идеологическое
пространство современного общества .......................................... 55
Семинар 9. Динамика электорального процесса в ведущих
странах Запада на рубеже XX–XXI вв ........................................... 57
Семинар 10. Стратегии построения имиджа
политического лидера ..................................................................... 58
Семинар 11. «Социализм с китайской спецификой»: эволюция
стратегии реформ ............................................................................ 61
Семинар 12. Исламский мир и вызовы XXI века: современное
политическое развитие Ирана и Саудовской Аравии ................... 62
Дополнительные рейтинговые задания
для самостоятельной работы ......................................................... 66
№ 6. Художественный образ Свободы в знаково-символическом
пространстве либерального мировоззрения.
Работа с визуальными источниками .............................................. 66
№ 7. Либерализм: идеология и политика. Комплексное
проблемно-аналитическое задание ................................................ 68
№ 8. Понятие «социализм»: сравнительный анализ
интерпретаций. Понятийный анализ
исторических источников ............................................................... 70
4
Стр.4
№ 9. «Третий путь» европейской социал-демократии.
Написание реферативного обзора ................................................. 79
№ 10. Рынок как идеология: кредо неоконсерватизма.
Тренинг методов аргументации ..................................................... 82
№ 11. Идеологемы «сострадательного консерватизма».
Количественный контент-анализ .................................................. 88
№ 12. Коммуникативная культура социального католицизма.
Качественный контент-анализ ...................................................... 92
№ 13. Установление экстремистского характера политических
документов. Подготовка экспертного заключения ....................... 96
№ 14. Идеология протеста. Сравнительный анализ исторических
источников ........................................................................................ 99
№ 15. Технология мультиперспективы (Бах Р. Чайка по имени
Джонатан Ливингстон). Проблемно-аналитическое задание .... 101
Раздел III. Мировое экономическое развитие
в конце ХХ – начале XXI веков ...................................................... 104
Проблематика раздела ................................................................... 104
Задание для рубежного контроля ................................................. 104
Типология тестовых заданий ........................................................ 105
Дополнительные рейтинговые задания
для самостоятельной работы ........................................................ 107
№ 16. «Новая экономика» и инновационная модель
экономического роста. Составление глоссария .......................... 107
№ 17. Группа БРИК: модели экономической модернизации и роль
в мировой экономике. Написание научной статьи ..................... 110
№ 18. Мировой экономический кризис 2000-х гг. Тренинг
выдвижения гипотез ...................................................................... 112
Раздел IV. Историческая социальность
информационного общества ............................................................ 116
Проблематика раздела ................................................................... 116
Задание для рубежного контроля ................................................. 116
5
Стр.5
Изменение социальной структуры западного общества
на рубеже ХХ–XXI веков. Подготовка эссе
по проблемному направлению ..................................................... 116
Дополнительные рейтинговые задания
для самостоятельной работы ........................................................ 120
№ 19. Социальные последствия информационной революции.
Составление кейса ......................................................................... 120
№ 20. Социальные типажи информационного общества.
Создание виртуальной выставки .................................................. 124
№ 21. Homo Ludens. Подготовка аннотированного списка ....... 125
Раздел V. Современная система
международных отношений ............................................................ 128
Проблематика раздела ................................................................... 128
Задания для семинарских занятий ............................................... 128
Семинары 13–14. Трансформация системы международных
отношений в последней четверти ХХ – начале XXI веков ........ 128
Семинар 15. «Мир после 11 сентября»: проблемы современного
развития международных отношений ......................................... 130
Семинар 16. Технологии PR
в мировом политическом процессе .............................................. 131
Дополнительные рейтинговые задания
для самостоятельной работы ........................................................ 135
№ 22. Современная система международных отношений.
Составление комплекта тестов ..................................................... 135
№ 23. Проблема национального суверенитета в эпоху
глобализации (на примере ядерной программы Ирана).
Составление кейса ......................................................................... 136
№ 24. Политическая риторика «глобальной войны
с терроризмом». Источниковедческий анализ документа ......... 138
№ 25. «Национальный характер» как фактор мирового
политического процесса. Написание эссе ................................... 141
6
Стр.6
Раздел VI. Перспективы и риски мирового развития
в эпоху глобализации ........................................................................ 144
Проблематика раздела ................................................................... 144
Задания для семинарских занятий ............................................... 144
Семинар 17. Перспективы и риски мирового развития
в эпоху глобализации . .................................................................. 144
Семинар 18. Проблемное поле глобалистики . ........................... 147
Задание для рубежного контроля ................................................. 147
Выполнение учебного проекта «Глобалистика: актуальные
направления научного анализа» ................................................... 147
Дополнительные рейтинговые задания
для самостоятельной работы ........................................................ 151
№ 26. Успехи и противоречия процесса глобализации на рубеже
XX–XXI веков: экономические, социокультурные, политические
аспекты. Разработка анимированных слайдов . .......................... 151
№ 27. Глобалистика и вызовы XXI века. Тренинг организации
научной конференции ................................................................... 153
№ 28. Угрозы и риски глобализации. Работа с карикатурами . ... 157
Вопросы для экзамена (промежуточная аттестация) .....................159
Приложение. Рейтинг-план дисциплины .................................... 185
Список литературы .......................................................................... 162
Стр.7