Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес ПРАКТИКУМ по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия») Код и направление подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль: логопедия Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Москва 2012 УДК 376 ББК 74.570.293 Б125 Печатается по решению Ученого совета Московского педагогического государственного университета Рецензенты: Л. И. Плаксина, доктор психологических наук, профессор Е. С. Тушева, кандидат педагогических наук, доцент Б125 Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. <...> Строение и функции периферического речевого аппарата . <...> Психолого-педагогическая характеристика взрослых с псевдобульбарной формой дизартрии . <...> Психолого-педагогическая характеристика взрослых с бульбарной формой дизартрии . <...> Психолого-педагогическая характеристика взрослых с подкорковой формой дизартрии . <...> Психолого-педагогическая характеристика взрослых с корковой формой дизартрии . <...> Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей . <...> Психолого-педагогическая характеристика детей со спастико-паретической формой дизартрии . <...> Психолого-педагогическая характеристика детей с гиперкинетической формой дизартрии . <...> Степени нарушения речи при дизартрии у детей . <...> Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, полученные и сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Невропатология», «Неврологические основы логопедии». <...> Дисциплина изучается параллельно с дисциплинами «Логопедия» (раздел «Нарушения голоса»), «Технологии обследования речи (раздел «Технология обследования моторных функций»)», «Формирование речевого дыхания», «Современный русский язык», «Индивидуальные формы логопедической работы», «Коррекция произносительной стороны речи», «Основы нейропсихологии», «Логопедическая <...>
Практикум_по_дисциплине_логопедия_(раздел_«Дизартрия»).pdf
УДК 376
ББК 74.570.293
Б125
Печатается по решению Ученого совета Московского
педагогического государственного университета
Рецензенты:
Л. И. Плаксина, доктор психологических наук, профессор
Е. С. Тушева, кандидат педагогических наук, доцент
Б125
Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум
по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»):
Учебно-методическое пособие / Под ред.
Г. В. Бабиной. – М.: Прометей, 2012. – 104 с.
В учебно-методическом пособии получают свою реализацию
содержательные, организационно-методические и технологические
компоненты предметного поля учебной
дисципли-ны «Логопедия» (раздел «Дизартрия»). Содержание
пособия ориентировано на формирование широкого спектра
профес-сиональных компетенций у студентов бакалавриата.
Адресовано преподавателям, студентам бакалавриата и
магистратуры, аспирантам высших учебных заведений (направление
«Специальное (дефектологическое) образование»).
ISBN 978-5-7042-2352-8
© Г. В. Бабина, Л. И. Белякова,
Г. Е. Идес, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
Содержание
Введение ................................................................................................. 5
РАзДЕЛ I. Неврологические основы дизартрии ................................ 9
Тема 1. Введение в проблему дизартрии.
Основные представления об этиопатогенетических
механизмах дизартрий. Общее и различное
в механизмах дизартрий детей и взрослых.......................................... 9
Тема 2. Анатомо-физиологические механизмы
устной речи в норме .............................................................................. 11
Тема 3. Строение и функции периферического
речевого аппарата ................................................................................. 16
Тема 4. Психофизиологические механизмы
звукопроизношения ............................................................................... 18
Тема 5. Общие неврологические механизмы параличей ................ 21
РАзДЕЛ II. Дизартрии у взрослых лиц ............................................ 24
Тема 1. Психофизиологические механизмы дизартрии .................. 24
Тема 2. Основные клинические формы
дизартрии у взрослых лиц .................................................................... 25
Тема 3. Классификация дизартрий у взрослых ................................ 26
Тема 4. Формы дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия.
Психолого-педагогическая характеристика взрослых с
псевдобульбарной формой дизартрии ................................................. 27
Тема 5. Бульбарная дизартрия. Психолого-педагогическая
характеристика взрослых с бульбарной формой дизартрии ............ 30
Тема 6. Подкорковая дизартрия. Психолого-педагогическая
характеристика взрослых с подкорковой формой дизартрии .......... 32
Тема 7. Корковая дизартрия. Психолого-педагогическая
характеристика взрослых с корковой формой дизартрии ................ 34
Тема 8. Мозжечковая дизартрия. Психолого-педагогическая
характеристика взрослых с мозжечковой формой дизартрии ......... 36
3
Стр.3
РАзДЕЛ III. Дизартрии у детей ........................................................ 39
Тема 1. Основные этапы развития речи у детей в норме ................ 39
Тема 2. Детский церебральный паралич как причина и
этиопатогенетический механизм дизартрии у детей ........................ 44
Тема 3. Дизартрия у детей .................................................................. 47
Тема 4. Классификация дизартрии у детей.
Психолого-педагогическая характеристика детей
со спастико-паретической формой дизартрии .................................... 48
Тема 5. Психолого-педагогическая характеристика детей
с гиперкинетической формой дизартрии ............................................ 50
Тема 6. Психолого-педагогическая характеристика детей
с атонически-астатической формой дизартрии .................................. 51
Тема 7. Степени нарушения речи при дизартрии у детей .............. 52
Тема 8. Минимальная степень проявления дизартрии .................. 53
Тема 9. Обследование детей с дизартрией.
Основные направления коррекционно-педагогического
воздействия при дизартрии .................................................................. 56
Тема 10. Основные направления комплексной
реабилитации детей и подростков с дизартрией ............................... 62
Тема 11. Профилактика дизартрии у детей ...................................... 64
Приложение 1...................................................................................... 73
Приложение 2...................................................................................... 89
Приложение 3...................................................................................... 97
Приложение 4.................................................................................... 101
Стр.4