С. В. Воропаева ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ Учебное пособие Москва 2012 УДК 616.89(075.8) ББК 56.14я73 В757 Рецензенты: М. Ю. Бурыкина, доктор психологических наук, профессор, Брянский государственный университет Е. Н. Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Брянский государственный университет В757 Воропаева С. В. <...> В учебном пособии дается понятие о нормальном и отклоняющемся развитии, раскрываются факторы психического развития человека, варианты психического дизонтогенеза, основные понятия общей психопатологии, изучаемые студентами в рамках дисциплины «Психопатология». <...> После 1917 г. в нашей стране заботу об аномальных детях взяло на себя государство: стали открываться специальные учреждения для данной категории детей, основной задачей которых было приспособление аномальных детей к элементарному физическому труду. <...> Психиатрия — (от греч. psyche — душа, iatreia — лечение, в буквальном переводе означает лечение души) — медицинская 6 дисциплина, занимающаяся изучением диагностики и лечения, этиологии, патогенеза, распространенности психических болезней и организации психиатрической помощи населению. <...> Психопатология — это общее учение о психических болезнях, является разделом общей патологии. <...> Если частная психиатрия изучает отдельные психические болезни, то общая психопатология, или, вернее, общая психиатрия, изучает общие закономерности психического расстройства, типовые психопатологические процессы, их природу (делирий, аменция, галлюцинаторно-параноидное состояние и т. д.), происхождение (патогенез) и общие становления. <...> Общая психиатрия неотрывна от частной, ибо типовые психопатологические процессы не существуют вне отдельных болезней, они являются результатом обобщения изменений, которые возникают при отдельных болезнях. <...> Следовательно, общая психиатрия строится на обобщении всех тех изменений, которые возникают в течение отдельных психических болезней. <...> Вместе с тем установление общих <...>
Основы_общей_психопатологии._Учебное_пособие.pdf
УДК 616.89(075.8)
ББК 56.14я73
В757
Рецензенты:
М. Ю. Бурыкина, доктор психологических наук, профессор,
Брянский государственный университет
Е. Н. Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор,
Брянский государственный университет
В757 Воропаева С. В. Основы общей психопатологии: Учебное
пособие. – М.: Прометей, 2012. – 160 с.
В учебном пособии дается понятие о нормальном и отклоняющемся
развитии, раскрываются факторы психического развития человека, варианты
психического дизонтогенеза, основные понятия общей психопатологии,
изучаемые студентами в рамках дисциплины «Психопатология».
Пособие разработано с целью подготовки высококвалифицированных
специалистов, использующих в своей профессиональной деятельности
и работе знания по психопатологии и психиатрии детского возраста.
Предназначено для врачей, преподавателей и студентов высших
учебных заведений психологических, педагогических и медицинских
специальностей.
ISBN 978-5-7042-2369-6
© С. В. Воропаева, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОПАТОЛОГИЮ . . . . 4
ГЛАВА 1. Предмет дефектологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 2. Общие закономерности динамики
психических заболеваний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 3. Современные представления о нормальном
и отклоняющемся развитии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ГЛАВА 4. Факторы психического развития человека . . . . . . . . . 28
ГЛАВА 5. Психический дизонтогенез и его варианты . . . . . . . . 32
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ
СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ГЛАВА 1. Психопатологические синдромы . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ГЛАВА 2. Расстройства ощущений, восприятий
и представлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
ГЛАВА 3. Расстройства памяти и интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . 62
ГЛАВА 4. Расстройства мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
ГЛАВА 5. Навязчивые состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
ГЛАВА 6. Эмоциональные расстройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ГЛАВА 7. Волевые расстройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
ГЛАВА 8. Психомоторные расстройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ГЛАВА 9. Нарушения сознания и самосознания . . . . . . . . . . . . 116
ГЛАВА 10. Нарушения личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
ГЛАВА 11. Деятельность медико-психолого-педагогической
комиссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Стр.159