В монографии рассматриваются проблемы развития способностей как в широком теоретическом плане, так и в плане влияния духовного фактора на деятельность и творческие способности. <...> Способности и одаренность в системе творчества . <...> Истоки духовности и духовные факторы, влияющие на развитие способностей . <...> Музыка как фактор духовности, влияющий на проявление творческих способностей . <...> Музыка как фактор духовности, влияющий на развитие деятельности и творческих способностей . <...> Данная концепция рассматривается с позиций системогенеза деятельности и теории функциональных систем по отношению к способностям человека. <...> Восприятие музыки, отвечающее высшей форме индивидуального познания, заключает в себе связи между музыкой и творческим процессом на личностном уровне. <...> К активному отражению можно отнести и некоторые виды отражения в неживой природе, а также психическое отражение у животных. <...> В процессе самоуправления мышления главным фактором все же является понятийное содержание познаваемого объекта, действующего опосредованно через внутренние условия. <...> Творческое мышление не осуществляется в форме выбора из нескольких альтернатив [44]. <...> С одной 16 ГЛАВА 1 стороны, воображение – это рекомбинация прошлых образов и понятий, с другой – любая догадка и прогнозирование содержат элементы фантазии и воображения. <...> Через фантазию и воображение будущее влияет на настоящее, человек строит предположения и гипотезы новых образов познания. <...> Творческая деятельность может стимулироваться как извне, так и изнутри. <...> Мотивация является одним из важных факторов, от которого зависит эффективность поведения. <...> Когда организм не имеет врожденных схем для осуществления направленной адекватной реакции, мотивация помогает определить конкретное направление с помощью ориентиров внешней среды [194]. <...> В.Д. Шадриков [287] выделяет три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. <...> Близким по механизму к состоянию мотивации <...>
Духовный_фактор_в_деятельности_и_творческих_способностях_.pdf
УДК 159.9
ББК 88.45
М152
Рецензенты:
М152 Макарова К.. В. Духовный фактор в деятельности и
Макаров
акарова К
творческих способностях: Монография. 2-е изд., дополн. – М.:
Прометей, 2012. – 188 с.
В монографии рассматриваются проблемы развития способностей
как в широком теоретическом плане, так и в плане влияния духовного
фактора на деятельность и творческие способности.
Книга адресована педагогам, психологам, студентам психологопедагогических
специальностей.
ISВN 978-5-7042-2367-2
© К. В. Макарова, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Э
. Д
. Т
е
л
Р
.
е
г
и
С.
н
а
Не
,
д
м
о
о
к
в
,
т
о
д
р
о
п
к
т
с
о
ихо о
ихо
л
р
п
с
о
г
л
ич
е
с
г
ич
ких н а
ких
а
е
с
н
ук, р
ук,
п
р
п
о
ф о
с
е
с
с
о
ф
е
с
о
р
р
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Творчество как предмет исследования
психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Методологические подходы к изучению творчества . . . 6
1.1.1. Теоретический анализ предмета творчества . . . . . 6
1.1.2. Способности и одаренность
в системе творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
1.1.3. Духовные способности человека . . . . . . . . . . . . . . 51
1.2. Развитие способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
1.2.1. Способности индивида, субъекта деятельности и
личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
1.2.2. Развитие способностей у младших школьников. . 65
1.2.3. Структура нормативной и творческой
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
1.2.4. Роль психических состояний
в жизнедеятельности человека и их развитие . . 85
1.2.5. Психические состояния, деятельность, духовные
состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
1.2.6. Истоки духовности и духовные факторы, влияющие
на развитие способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Музыка как фактор духовности, влияющий на
проявление творческих способностей . . . . . . . . . . . 127
2.1. Искусство и творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
2.1.1. Искусство в культурном становлении человека 127
2.1.2. Искусство, духовность, творчество. . . . . . . . . . . . 132
2.2. Влияние музыки на развитие
творческих способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
2.2.1. Музыка как вид духовной культуры человека . 142
2.2.2. Музыка как фактор духовности, влияющий на
развитие деятельности и творческих
способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
4
Стр.4