Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
ПОЛИС. Политические исследования  / №4 2015

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПОСТСОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛЕГИТИМИРУЮЩЕГО НАРРАТИВА (200,00 руб.)

0   0
АвторыД.В. Березняков, С.В. Козлов
Страниц12
ID315561
АннотацияВ статье проанализированы некоторые особенности и результаты символической политики постсоветской Украины, реализуемой в условиях коллапса государства и эрозии символических ресурсов конструирования национальной идентичности. Авторы полагают, что одним из факторов, обусловивших провал украинской версии государственного строительства, является тот формат символической политики, который украинские интел- лектуальные и политические элиты выбрали в качестве актуального сценария конструирования украинской национальной идентичности. При этом символическая политика рассматривается как коммуникативный механизм легитимации политического господства и конструирования коллективной идентичности безотносительно к типу политического режима. Это объясняется тем фактом, что все политические режимы ориентированы на выработку эффективной политической коммуникации, которая стабилизирует отношения доминирования в долгосрочной перспективе через выработку легитимного восприятия социального мира и многообразные ритуалы, функциональный смысл которых состоит в том, чтобы в массовом масштабе вовлекать население в воспроизводство символического порядка. В этот процесс оказываются вовлеченными не только политические и интеллектуальные элиты, но и разнообразные агенты социализации и медиа-профессионалы, а социальные аудитории выступают как активные адресаты политической коммуникации, способные к альтернативному декодированию контента вырабатываемой элитами доминирующей идеологии. Важнейшей особенностью легитимирующего нарратива, положенного в основу формирования украинского национального государства, подчеркивают авторы, является его синкретический характер, сочетающий в себе идеологические коды неолиберализма и национализирующегося государственного строительства, за которыми стоят различные типы идентичности. Неолиберальный идеологический код основан на противопоставлении рынка государству и модельной идентичности homo economicus. В свою очередь идеологические нарративы, призванные изобретать нацию, ориентируются не на рационального актора и минимизацию роли государства как неэффективного менеджера, а на макрополитическую идентичность, конструируемую сильным национальным государством.
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПОСТСОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛЕГИТИМИРУЮЩЕГО НАРРАТИВА / Д.В. Березняков, С.В. Козлов // ПОЛИС. Политические исследования .— 2015 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/315561 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

34-45 DOI: 10.17976/jpps/2015.04.05 СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПОСТСОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛЕГИТИМИРУЮЩЕГО НАРРАТИВА Д.В. <...> Березняков, С.В. Козлов БЕРЕЗНЯКОВ Дмитрий Владимирович, кандидат политических наук, зав. кафедрой государственного и муниципального управления Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. <...> Для связи с автором: bereznyakov@ngs.ru; КОЗЛОВ Сергей Васильевич, кандидат исторических наук, декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. <...> В статье проанализированы некоторые особенности и результаты символической политики постсоветской Украины, реализуемой в условиях коллапса государства и эрозии символических ресурсов конструирования национальной идентичности. <...> Авторы полагают, что одним из факторов, обусловивших провал украинской версии государственного строительства, является тот формат символической политики, который украинские интеллектуальные и политические элиты выбрали в качестве актуального сценария конструирования украинской национальной идентичности. <...> При этом символическая политика рассматривается как коммуникативный механизм легитимации политического господства и конструирования коллективной идентичности безотносительно к типу политического режима. <...> Это объясняется тем фактом, что все политические режимы ориентированы на выработку эффективной политической коммуникации, которая стабилизирует отношения доминирования в долгосрочной перспективе через выработку легитимного восприятия социального мира и многообразные ритуалы, функциональный смысл которых состоит в том, чтобы в массовом масштабе вовлекать население в воспроизводство символического порядка. <...> В этот процесс оказываются вовлеченными не только политические и интеллектуальные <...>