ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Д.В ЛАРКОВИЧ, И.А. КАЛАШНИКОВА
ИСТОРИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВЕК XIX
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
42.03.02 ЖУРНАЛИСТИКА
Сургут 2014
1
Стр.1
УДК 94(470+571)[18](07)
ББК 63.3(2)52я73
Л 25
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании
кафедры филологического образования и журналистики
Сургутского государственного педагогического университета
21 марта 2014 года, протокол № 10
Рецензенты:
Олешко В.Ф., д.ф.н., профессор
Парфенова Н.Н., д.ф.н., профессор
Ларкович Д.В., Калашникова И.А.
История отечественной литературы. Век XIX : учеб.-метод. посоЛ
25
бие для бакалавров направления подготовки 42.03.02 Журналистика /
Д.В. Ларкович, И.А. Калашникова ; Гос. образоват. учреждение высш.
проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут :
РИО СурГПУ, 2014. – 159, [1] с.
ISBN 978-5-93190-339-2
Издание содержит методические указания по изучению базового
учебного курса «История отечественной литературы» (XIX век),
а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля
самостоятельной работы студентов, в том числе планы семинарских
занятий, задания к коллоквиумам, аудиторным и домашним
контрольным работам, мини-зачётам, критерии оценивания.
Издание выполнено в соответствии с принципами деятельностной
образовательной технологии и предусматривает такие активные
виды проведения учебных занятий, как деловая игра, ролевая игра,
«дискуссионная площадка», пресс-конференция, семинар-исследование,
аналитическая лаборатория и др.
Адресовано бакалаврам направления подготовки 42.03.02 Журналистика,
ориентировано на практическую сферу их будущей профессиональной
деятельности.
УДК 94(470+571)[18](07)
ББК 63.3(2)52я73
ISBN 978-5-93190-339-2
Ларкович Д.В., Калашникова И.А., 2014
Сургутский государственный
педагогический университет, 2014
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
«История отечественной литературы» (XIX век) – один из
важнейших курсов профессиональной подготовки студентов направления
42.03.02 Журналистика как по объему входящего в
него фактического материала, так и по своему колоссальному
этическому и эстетическому потенциалу. В произведениях русских
писателей ХІХ века нашли глубокое отражение сложнейшие
интеллектуальные и моральные искания, свойственные передовой
части русского общества. Тем самым отечественная литература,
сохраняя важное познавательное значение, способствовала
идейно-нравственному и эстетическому воспитанию читателей
как в ХІХ веке, так и в наше время. Высокоидейные, художественно
совершенные произведения классиков русской литературы
продолжают жить в сознании все новых и новых поколений, помогая
бороться с проповедью антигуманистических идей, с бездуховностью,
с потребительским отношением к жизни. Русская
литературная классика содействовала и содействует пробуждению
в людях духовности и великодушия, принципиальности и
активного неприятия зла, честности, совестливости, порядочности.
Именно поэтому так велика роль литературы в воспитании
высоких общественных и моральных качеств людей, в повышении
духовного и культурного потенциала современного общества.
Особенно это важно, когда речь заходит о будущих специалистах
в области средств массовой информации, которым и
адресуется настоящее пособие.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по направлению
подготовки 42.03.02 Журналистика (квалификация «бакалавр»)
курс «История отечественной литературы» входит в базовую
часть блока профессионального цикла, его т.н. филолого-профессиональный
модуль.
Цель курса – сформировать основы историко-литературного
сознания бакалавров-журналистов и ввести высшие достижения
отечественной литературы XIX века в сферу их будущей профессиональной
деятельности.
3
Стр.3
Содержательные задачи курса связаны с тем, чтобы:
1) обозначить системные связи отечественной литературы
с философскими, религиозными, общественными и культурными
идеями эпохи;
2) определить закономерности жанрового развития русской
литературы указанного периода в лице крупнейших ее персоналий
(А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь,
И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский,
Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.);
3) выявить логику литературного развития в ракурсе смены
и преемственности литературных стилей;
4) воспитать у студентов чувство патриотизма и ощущение
личной сопричастности высочайшим достижениям русской литературной
классики XIX столетия;
5) закрепить на практике возможные формы реализации
историко-литературных знаний студентов в их будущей профессионально-творческой
деятельности.
Актуальность курса «История отечественной литературы»
определяется требованиями, предъявляемыми к будущему журналисту
как интеллектуально и духовно развитой, творческой
личности, транслирующей традиционные ценности русской культуры
посредством создания гуманистически ориентированного
журналистского контента.
Для достижения заявленной цели и поставленных задач,
в соответствии с требованиями ФГОС, студент должен:
– владеть знаниями в области теории, истории и современного
состояния отечественной литературы как важнейшей
части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального
багажа журналиста;
– уметь анализировать художественные тексты с точки
зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой
принадлежности, а также использовать полученные знания для
развития своего творческого потенциала, умения при подготовке
материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных
средств;
– быть способным использовать опыт крупнейших отечественных
и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста
как практической философии человеческих характеров,
ментальностей, взаимоотношений.
4
Стр.4
Курс «История отечественной литературы» нацелен на
формирование у студента ряда общекультурных, общепрофессиональных
и профессиональных компетенций, которые позволят
ему в будущем качественно осуществлять свою профессиональную
деятельность в сфере функционирования средств
массовой информации.
Формирование этих компетенций должно осуществляться на
каждом учебном занятии, поэтому представленный в настоящем
издании курс разработан на основе деятельностной технологии
обучения, которая, как известно, ориентирована на то, чтобы студент
получал знания не в готовом виде, а добывал их сам, осознавая
при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
активно участвуя в их совершенствовании. В связи с этим практически
все виды самостоятельной деятельности и формы их
контроля, предусмотренные программой курса, имеют активную
основу. В их числе деловая игра, ролевая игра, «дискуссионная
площадка», пресс-конференция, семинар-исследование, аналитическая
лаборатория и т.п.
Учитывая тот факт, что данный курс осваивают студентыжурналисты,
содержание таких занятий и формы их проведения,
как правило, связаны с конкретными видами их будущей профессиональной
деятельности: подготовка аналитической статьи,
написание рецензии, разработка издательского проекта, телевизионное
ток-шоу, журналистское расследование, пресс-конференция
и др. Это способствует развитию универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных)
и успешному формированию профессиональных компетенций
студента.
Весь материал курса истории отечественной литературы XIX
века делится на 2 относительно равных по объему раздела, обусловленных
хронологическими границами: 1800–1850-е гг. и 1860–
1890-е гг. Освоение каждого из этих периодов укладывается по
времени в один учебный семестр. Содержание всего учебного
материала разбито на восемь тематических модулей, освоение
которых регламентирует комплекс соответствующих учебных
элементов (далее сокращенно – У.Э.). Курс реализуется в такой
логической последовательности, когда монографические темы
предваряются обзорными лекциями, на которых четко обозначается
и мотивируется периодизация, концептуальная проблематика,
дается характеристика основных литературных направлений и
5
Стр.5
школ в их идейно-эстетической взаимообусловленности. Основная
форма самостоятельной работы студентов – семинар – представлен
в основном в различных вариантах интерактивных форм
(круглый стол, деловая игра, пресс-конференция, исследование и
др.), что рекомендовано ФГОС ВО по направлению подготовки
42.03.02 Журналистика. Текущий контроль самостоятельной работы
студентов осуществляется в форме коллоквиумов, домашних
и аудиторных контрольных работ, собеседований по прочитанным
художественным текстам, мини-зачетов. Все виды
заданий сопровождаются подробными рекомендациями по их
выполнению, например: «Как организовать дискуссию», «Как
написать рецензию (эссе, обзор, статью», «Как оформить читательский
дневник» и др. Отдельно оговариваются критерии оценивания
устных ответов и письменных работ студентов, градуированного
по 10-балльной шкале.
6
Стр.6