Пособие разработано в соответствии с учебной программой и ГОС ВПО и посвящено рассмотрению технологии реинжиниринга бизнес-процессов – нового направления в теории менеджмента. <...> М.А. Шолохова) © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет », 2014 2 ВВЕДЕНИЕ Реинжиниринг бизнес-процессов (Business process reengineering, BPR) возник в начале 90-х годов XX века. <...> Хаммер определил реинжиниринг бизнес-процессов как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы» [1]. <...> При этом реконструкция бизнес-процессов, как правило, становится возможной только при использовании информационных технологий (ИТ), т. к. именно они зачастую позволяют кардинально изменить сущность процессов. <...> Следствием реконструкции бизнес-процессов становится изменение организационных отношений. <...> 4 С точки зрения практической реализации отметим ряд результатов, которые достигаются сразу после окончания проекта по описанию и регламентации бизнес-процессов: - описанные и регламентированные бизнес-процессы формализуют существующую модель бизнеса, устраняют дублирование функций работниками; - сотрудники, зная, что процессы контролируются, выполняют свою работу более добросовестно; - количество ошибок при оформлении платежных и первичных документов снижается в среднем на 50 %; - в регламентах бизнес-процессов содержится система показателей для управления и заложен механизм дальнейшего улучшения процессов; - регламентированные процессы представляют собой базу знаний о процессах – новые сотрудники быстрее обучаются и понимают то, что от них требуется; - формируется полный перечень документации для управления – регламенты, должностные инструкции, положения; - регламенты процессов представляют собой законную нормативную базу предприятия для материального <...>
Реинжиниринг_бизнес-процессов.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
А. А. Сорокин,
А. Ю. Орлова
РЕИНЖИНИРИНГ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 230700.68 – Прикладная информатика
Магистратура
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 658.5 (075.8)
ББК 65.290-2 я73
С 65
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Сорокин А. А., Орлова А. Ю.
С 65 Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие. –
Ставрополь: СКФУ, 2014. – 212 с.
Пособие разработано в соответствии с учебной программой и
ГОС ВПО и посвящено рассмотрению технологии реинжиниринга
бизнес-процессов – нового направления в теории менеджмента.
Описаны предпосылки возникновения реинжиниринга и примеры
его применения. Рассмотрены принципы проведения реинжиниринга.
Большое внимание уделено методологиям моделирования бизнес-процессов.
Подробно описана технология реинжиниринга и инструментальные
средства поддержки его проведения.
Предназначено для магистров, обучающихся по направлению
230700.68 – Прикладная информатика, а также может быть полезно
для бизнесменов, руководителей предприятий, специалистов в области
менеджмента и информационных технологий.
УДК 658.5 (075.8)
ББК 65.290-2 я73
Рецензенты:
д-р экон. наук, доцент А. С. Мараховский,
канд. экон. наук, доцент Т. В. Котова (СФ МГГУ
им. М.А. Шолохова)
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет », 2014
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Реинжиниринг бизнес-процессов (Business process reengineering,
BPR) возник в начале 90-х годов XX века. Одним из первых
основополагающих трудов по данному направлению явилась
книга М. Хаммера и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпораций: революция
в бизнесе», изданная в 1993 г. В ней М. Хаммер определил
реинжиниринг бизнес-процессов как «фундаментальное переосмысление
и радикальное перепроектирование деловых процессов
для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих
современных показателях деятельности компании, таких как стоимость,
качество, сервис и темпы» [1].
Необходимость реинжиниринга вызвана ускорением темпов
изменения внешней и внутренней среды компаний. Возросшая конкуренция,
быстрые технологические изменения, постоянно меняющиеся
потребности клиентов вынуждают компании искать более
гибкие способы ведения бизнеса, обеспечивающие высокое качество
и конкурентоспособность продукции.
Практика реализации проектов по совершенствованию систем
управления компаниями позволяет выделить следующие негативные
особенности в управлении российскими компаниями в настоящий
момент:
1. Большое распространение имеет дублирование функций – функциональные
обязанности пересекаются, создавая беспорядок, а иногда
и хаос. Отсутствие прозрачности системы управления порождает
«черные дыры», в которых пропадают денежные, материальные
и временные ресурсы.
2. Наблюдается скрытое противостояние интересов собственников
и топ-менеджеров компаний. Нередко встречается ситуация, когда
топ-менеджеры занимаются лишь оперативным управлением (или
созданием его видимости) и решением различных локальных вопросов.
Времени на вопросы стратегии и внедрение изменений, вызванных
потребностями рынка, почему-то не хватает. Собственникам
компаний же хочется, чтобы топ-менеджеры в основном занимались
инициацией и реализацией вопросов стратегического развития
при отлаженной работе существующего бизнес-механизма.
3. Многие руководители, имея хороший управленческий опыт, не
имеют элементарных знаний в области экономики предприятия,
нет профессионального владения инструментарием менеджмента и
3
Стр.3
маркетинга в управлении. Как следствие, любой проект реформирования
или консалтинга начинается не с диагностики и поиска
подходов к решению, как на западе, а со структурирования задачи и
выяснения, для чего это надо и надо ли вообще. После выработки
общего понимания начинается не стадия выполнения, а период
обучения топ-менеджеров тем методам работы, которые западные
консультанты априори считают самим принципом ведения бизнеса.
Также немаловажно и то, что некоторые менеджеры не успели перестроиться
на новые принципы хозяйствования – в подсознании
еще есть остатки административно-командной системы.
4. Отсутствует система улучшения деятельности компании на всех
уровнях (об этом обычно задумываются только собственники) –
очень часто встречаются сотрудники, которым абсолютно все равно,
как улучшить их деятельность и деятельность компании.
5. Внедрение информационных систем без предварительного анализа
необходимости их внедрения. Зачастую автоматизируются процессы
(а иногда и целые компании), которые неэффективны и требуют
улучшения.
Одним из современных инструментов решения вышеперечисленных
проблем и повышения эффективности систем управления
компаниями является описание и регламентация бизнес-процессов.
Основная суть данной технологии состоит в том, чтобы переосмыслить
правила и предположения (зачастую явно не выраженные),
положенные в основу текущего способа ведения бизнеса,
полностью перепроектировать бизнес-процессы на новых принципах.
Эти принципы направлены, в первую очередь, на упрощение
организационных отношений и потоков информации, а также на
предоставление большей самостоятельности работникам, устранение
лишних «управленцев». Происходит замена существующих
громоздких и забюрократизированных процессов на новые, упрощенные
и более гибкие. При этом реконструкция бизнес-процессов,
как правило, становится возможной только при использовании информационных
технологий (ИТ), т. к. именно они зачастую позволяют
кардинально изменить сущность процессов. Следствием реконструкции
бизнес-процессов становится изменение организационных
отношений. Предлагаются новые правила построения организационных
структур реконструируемых компаний, с тем чтобы
структуры отвечали новым правилам ведения бизнеса.
4
Стр.4
С точки зрения практической реализации отметим ряд результатов,
которые достигаются сразу после окончания проекта по описанию
и регламентации бизнес-процессов:
- описанные и регламентированные бизнес-процессы формализуют
существующую модель бизнеса, устраняют дублирование функций работниками;
-
сотрудники, зная, что процессы контролируются, выполняют
свою работу более добросовестно;
- количество ошибок при оформлении платежных и первичных документов
снижается в среднем на 50 %;
- в регламентах бизнес-процессов содержится система показателей
для управления и заложен механизм дальнейшего улучшения процессов;
- регламентированные процессы представляют собой базу знаний
о процессах – новые сотрудники быстрее обучаются и понимают то, что
от них требуется;
- формируется полный перечень документации для управления –
регламенты, должностные инструкции, положения;
- регламенты процессов представляют собой законную нормативную
базу предприятия для материального стимулирования и наказания
работников;
- сокращаются случаи остановки производства за счет работы обеспечивающих
служб (повышается эффективность работы отдела главного
энергетика, ремонтной службы);
- выявляются и ликвидируются основные средства, не использующиеся
в обороте и ненужные в будущем;
- сокращаются неоправданные закупки товаров. Прозрачность и
контролируемость закупок обеспечивает своевременное выполнение заявок
и экономию оборотных средств за счет снижения уровня закупочных
цен, транспортных затрат и затрат на содержание складов.
Таким образом, многие проблемы современного российского
менеджмента может решить использование процессно-ориентированного
подхода и инструментов управления бизнес-процессами.
Данная технология на сегодняшний момент является очень популярной,
так как она позволяет навести порядок в компании и заложить
механизм улучшения процессов.
5
Стр.5