В результате выполнения лабораторной работы у студента формируются компетенции: ПК-10 (владение методами проведения инженерных изысканий), ПК-17 (владение научно-технической информацией, отечественным и зарубежным опытом по профилю деятельности). <...> Схема линейной электрической цепи постоянного тока Определим количество уравнений для расчета электрической цепи постоянного тока. <...> Под потенциальной диаграммой понимают график распределения потенциала на какомлибо участке цепи или в замкнутом контуре. <...> Потенциальная диаграмма В качестве начальной точки для построения потенциальной диаграммы примем узел b. <...> Идеальным источником постоянного напряжения является такой источник электрической энергии, у которого разность потенциалов между выводами не зависит от тока, проходящего через источник (внутреннее сопротивление такого источника равно нулю). <...> Поскольку у реального источника постоянного напряжения внутреннее сопротивление не равно нулю, разность потенциалов между его выводами зависит от протекающего через источник тока. <...> График внешней характеристики источника напряжения при подключенной нагрузке R показан на рис. <...> Выражение для внешней характеристики источника: U E I r 0⋅−= . <...> Лабораторная работа выполняется на специально разработанной макетной плате «Теоретические основы электротехники» 11 для рабочей станции NI ELVIS II, сопряженной с ПЭВМ. <...> В дальнейшем будем эту систему называть лабораторный стенд (рис. <...> Лабораторный стенд, подключаемый к ПЭВМ: 1 – персональный компьютер (ПЭВМ); 2 – макетная плата; 3 – контрольно-измерительное оборудование NI ELVIS II, подключаемое к (1) по USB; 4 – Блок питания обеспечивающий электропитание NI ELVIS II и макетной платы 2. <...> Для работы лабораторного стенда необходимо также иметь следующее оборудование и программное обеспечение: – системные требования к персональному компьютеру: Рentium-4 и выше, ОЗУ минимум 256 МБ, свободное пространство на жестком диске не менее 200 МБ; видеокарта <...>
Инженерные_системы_зданий_и_сооружений_(электроснабжение_с_основами_электротехники).pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
(ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ
С ОСНОВАМИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ)
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Направление подготовки 270800.62 – Строительство
Профили подготовки: «Городское строительство и хозяйство»,
«Промышленное и гражданское строительство»,
«Теплогазоснабжение и вентиляция»
Бакалавриат
Ставрополь
2015
Стр.1
УДК 621.3 (075.8)
ББК 31.2 я73
И 62
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. физ.-мат. наук, доцент Т. Ф. Морозова,
канд. техн. наук, доцент В. С. Ядыкин
И 62 Инженерные системы зданий и сооружений (электроснабжение
с основами электротехники): лабораторный
практикум / авт.-сост. М. И. Данилов, И. Г. Романенко,
С. С. Ястребов. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 135 с.
Пособие составлено в соответствии с ФГОС ВПО и включает
методику и порядок выполнения лабораторных работ,
указания по технике безопасности и перечень вопросов для защиты
работ.
Предназначено для студентов направления подготовки
270800.62 – Строительство, профили подготовки: «Городское
строительство и хозяйство», «Промышленное и гражданское
строительство», «Теплогазоснабжение и вентиляция».
УДК 621.3 (075.8)
ББК 31.2 я73
Авторы-составители:
канд. физ.-мат. наук, доцент М. И. Данилов,
канд. техн. наук, доцент И. Г. Романенко,
канд. физ.-мат. наук, доцент С. С. Ястребов
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью дисциплины является формирование набора профессиональных
компетенций будущего бакалавра по направлению
270800.62 – Строительство:
– ПК-9 (знание нормативной базы в области инженерных
изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных
систем и оборудования, планировки и застройки населенных
мест);
– ПК-10 (владение методами проведения инженерных изысканий,
технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии
с техническим заданием с использованием стандартных
прикладных расчетных и графических программных пакетов);
– ПК-11 (способность проводить предварительное техникоэкономическое
обоснование проектных расчетов, разрабатывать
проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные
проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие
разрабатываемых проектов и технической документации
зданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным
документам);
– ПК-17 (знание научно-технической информации, отечественного
и зарубежного опыта по профилю деятельности);
– ПК-19 (способность составлять отчеты по выполненным работам,
участвовать во внедрении результатов исследований и
практических разработок);
– ПК-20 (знание правил и технологии монтажа, наладки, испытания
и сдачи в эксплуатацию конструкций, инженерных систем
и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой
предприятием);
– ПК-21 (владение методами опытной проверки оборудования
и средств технологического обеспечения);
– ПК-22 (владение методами оценки технического состояния и
остаточного ресурса строительных объектов, оборудования).
Лабораторный практикум способствует получению навыков
согласно указанным компетенциям на базе теоретического материала,
изучаемого на лекционных занятиях. Дисциплина относится к
профессиональному циклу Б3.Б.6 ООП ВПО. В результате изучения
дисциплины у студента формируются указанные выше компе3
Стр.3
тенции, приобретаются навыки расчета однофазных и трехфазных
электрических цепей, навыки работы с электрическими машинами
и электрооборудованием строительных объектов, с измерительными
приборами, а также навыки соблюдения мер безопасности при
работе с электроустановками.
4
Стр.4
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Исследование линейных цепей постоянного тока (4 ч)
Цель работы:
1. Измерить ток и напряжение в цепи, экспериментально убедиться
в верности закона Ома.
2. Экспериментально убедиться в верности первого и второго
законов Кирхгофа.
3. Построить потенциальную диаграмму для контура.
4. Экспериментально определить внутренние сопротивления
источника постоянного напряжения и источника тока. Построить
графики их внешних характеристик.
В результате выполнения лабораторной работы у студента
формируются компетенции: ПК-10 (владение методами проведения
инженерных изысканий), ПК-17 (владение научно-технической
информацией, отечественным и зарубежным опытом по профилю
деятельности).
Теоретическое обоснование
Закон Ома для участка цепи между зажимами a и b (рис. 1.1)
позволяет найти ток I участка по разности потенциалов
Uab = φa – φb и сопротивлению R этого участка:
I Uab = − b
a
=
R
R
.
(1.1)
Рис. 1.1. Участок цепи
Законы Кирхгофа позволяют составить систему уравнений
для расчета электрической цепи любой сложности.
Для формулировки законов Кирхгофа, в электрической цепи
выделяются узлы и ветви. Ветвь можно определить как участок
цепи, образованный последовательно соединенными элементами
5
ϕ
ϕ
Стр.5