Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611265)
Контекстум

История социологии: классический этап

0   0
АвторыЗборовский Гарольд Ефимович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц212
ID314078
АннотацияВ учебнике рассматривается процесс возникновения и развития социологической науки в рамках её классического этапа - от 1830-х до 1920-х гг. Анализируются основные периоды, а в их рамках - теории, парадигмы и направления социологической науки. Значительное внимание уделяется анализу творчества классиков мировой социологии XIX - начала XX вв. : О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето и др. Особое место занимает изложение истории отечественной социологии второй половины XIX - начала XX вв. и характеристика творчества её наиболее крупных представителей : М. М. Ковалевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева, П. А. Сорокина и др.
ISBN978-5-93190-335-4
История социологии: классический этап / Г. Е. Зборовский .— Сургут : РИО СурГПУ, 2014 .— 212 с. — ISBN 978-5-93190-335-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/314078 (дата обращения: 07.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

З–31 История социологии: классический этап : учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; . <...> Взаимодействие общества и личности в социологическом творчестве К. Маркса <...> Понятие и общие черты классической немецкой социологии ………………………………………. <...> Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения . <...> Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения . <...> Краткий биографический очерк и общая характеристика учения ……………………………………. <...> Общие черты западной социологии в границах ее классического этапа ………………………………. <...> ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ ……. <...> Российская и зарубежная социология ХIХ – начала ХХ веков: специфика взаимосвязи …………. <...> В первой его части рассматривается классический этап развития – от 1830-х гг. (с момента появления новой науки) до 1920-х гг. (перехода к современному этапу социологии). <...> В главах, посвященных развитию российской социологии второй половины ХIХ – начала ХХ вв., раскрываются особенности основных направлений и течений (позитивизма, натурализма, субъективного направления, неокантианства, психологической социологии и др.) в отечественной общественной мысли. <...> Конечно, при работе с хрестоматиями по истории зарубежной и отечественной социологии в ряде случаев утрачивается целостное восприятие произведений социологической мысли. <...> Однако путь был избран иной: показ реальных достижений социологической мысли, позитивное отношение к ним и формирование у читателя аналогичной позиции применительно ко всей истории социологии. <...> Основным критерием здесь стала положительная оценка вклада в развитие социологической науки того или иного ученого, а также школ и направлений социологической мысли. <...> В самом общем виде история социологии – это раздел социологической науки (иногда его называют <...>
История_социологии_классический_этап.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
История_социологии_классический_этап.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА» Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Сургут – Екатеринбург 2014 к л а с с и ч е с к и й э т а п
Стр.1
УДК 316(07) ББК 60.51(0)я73 З–31 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Доктор социологических наук, профессор А.Б. Гофман Доктор философских наук, профессор Г.П. Орлов Доктор социологических наук, профессор Е.А. Шуклина Зборовский, Г. Е. З–31 История социологии: классический этап : учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; . Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – 2-е изд. испр. и доп. – Сургут и [др.] : РИО СурГПУ, 2014. – 211, [1] с. В учебнике рассматривается процесс возникновения и развития социологической науки в рамках её классического этапа – от 1830-х до 1920-х гг. Анализируются основные периоды, а в их рамках – теории, парадигмы и направления социологической науки. Значительное внимание уделяется анализу творчества классиков мировой социологии XIX – начала XX вв.: О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето и др. Особое место занимает изложение истории отечественной социологии второй половины XIX – начала XX вв. и характеристика творчества ее наиболее крупных представителей: М.М. Ковалевского, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, П.А. Сорокина и др. Для студентов, обучающихся по направлению «Социология», а также для аспирантов, преподавателей и всех тех, кто интересуется проблемами истории, теории и методологии социологии. УДК 316(07) ББК 60.51(0)я73 ISBN 978-5-93190-335-4 © Зборовский Г.Е., 2014 © Сургутский государственный педагогический университет, 2014 © Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. .................................................................. 6 ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ ……….................................. 8 § 1. Понятие предмета истории социологии ………….................................................................................. 8 § 2. Подходы к теоретическим истокам истории социологии ……………………………………………..... 10 § 3. Критерии периодизации и этапы развития социологии ……………………………………………….. .. 11 § 4. Социально-экономические, естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии социально-экономические предпосылки возникновения социологии ...... 15 ГЛАВА 2. ЗАРОЖДЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ПОЗИТИВИЗМА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО О. КОНТА …………………………........................................ 19 § 1. Понятие позитивизма в социологии ………………................................................................................ 19 § 2. О. Конт: краткая биографическая справка ….……................................................................................. 20 § 3. Предмет и задачи социологии, ее место в классификации наук ………………………………………... 21 § 4. Социальная статика и социальная динамика……................................................................................... 22 § 5. Методы социологии ……………………………….. ................................................................................ 24 § 6. Позитивная политика ………………………………................................................................................ 25 § 7. Проблемы образования и воспитания ……………................................................................................. 26 § 8. Значение социологических идей О. Конта ……….. ............................................................................... 27 ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ Г. СПЕНСЕРА ..................................................... 29 § 1. Краткая биографическая справка ……………….…............................................................................... 29 § 2. Предмет социологии ………………………………................................................................................. 30 § 3. Общество как организм ……………………………................................................................................ 31 § 4. Структура общества и его социальные типы …….. ............................................................................... 32 § 5. Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера .............................................................. 34 § 6. Учение о социальных институтах …………………................................................................................ 35 § 7. Отношение Г. Спенсера к социализму ………….…............................................................................... 36 ГЛАВА 4. НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ ………………. ............................................................ 39 § 1. Понятие натурализма в социологии …………….... ................................................................................ 39 § 2. Социал-дарвинистское направление в социологии. Взгляды Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера ........ 40 § 3. Социологические идеи А. Смолла и У. Самнера …............................................................................... 42 § 4. Расово-антропологогическое направление в социологии ………………………………………….….... 44 § 5. Географическое направление в социологии ……................................................................................... 46 ГЛАВА 5. К. МАРКС И ЕГО РОЛЬ В СОЦИОЛОГИИ ……... .......................................................... 49 § 1. Краткий биографический очерк и основные этапы творчества ……………………………………….... 49 § 2. Материалистическое понимание истории как основа социологической концепции К. Маркса…….... 50 § 3. Противоречия в социологической концепции К. Маркса ……………………………………………. .... 53 § 4. Взаимодействие общества и личности в социологическом творчестве К. Маркса …………………… 54 § 5. Взаимосвязь социального и экономического в анализе К. Марксом социальной структуры……….... 55 § 6. Проблемы образа жизни и социального времени .……………………………………………………..... 57 § 7. Значение идей К. Маркса для последующего развития социологии ………………………………….... 59 ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ....................................... 61 § 1. Понятие психологического направления в социологии ………………………………………….…….. . 61 § 2. Психологический эволюционизм в социологии. Взгляды Л. Уорда…………………………………..... 62 § 3. Социологическое творчество Ф. Гиддингса ….….................................................................................. 65 § 4. Инстинктивизм в социологии …………………….. ................................................................................ 67 § 5. Психология народов ……………………………….................................................................................. 68 § 6. Групповая психология. Взгляды Г. Лебона …….…............................................................................... 70 § 7. Теория подражания. Идеи Г. Тарда ………………................................................................................. 72 § 8. Зарождение интеракционизма. Творчество Ч. Кули ………………………………………………......... 74 – 3 –
Стр.3
ГЛАВА 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ СОЦИОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Ф. ТЁННИСА ………………………………………................ 79 § 1. Понятие и общие черты классической немецкой социологии ……………………………………….…. 79 § 2. Социологическое творчество Ф. Тённиса …….….................................................................................. 81 2.1. Основные вехи жизненного пути ………………….......................................................................... 81 2.2. Предмет социологии ……………………………….......................................................................... 82 2.3. Учение о формах социальной жизни ……………............................................................................ 83 2.4. Соотношение социологии и политики ……………......................................................................... 84 2.5. Значение социологического творчества Ф. Тённиса ...................................................................... 85 ГЛАВА 8. ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Г. ЗИММЕЛЯ …......................................................... 87 § 1. Краткий биографический очерк и общая характеристика творчества .................................................. 87 § 2. Предмет формальной социологии .......................................................................................................... 88 § 3. Классификация социальных форм ......................................................................................................... 91 § 4. Анализ капиталистического общества ................................................................................................... 92 § 5. Социальная группа и индивид ............................................................................................................... 93 § 6. Значение социологического творчества Г. Зиммеля .............................................................................. 94 ГЛАВА 9. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ВЕБЕРА ............................................... 96 § 1. Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения .......................... 96 § 2. Теория социального действия …………………….................................................................................. 98 § 3. Понимающая социология М. Вебера ………………............................................................................... 100 § 4. Учение об идеальных типах ………………………. ................................................................................ 104 § 5. Учение о типах господства ………………………................................................................................... 102 § 6. Принцип рациональности и теория капитализма М. Вебера …………………………………………… 105 § 7. Социология религии ……………………………….. ............................................................................... 107 § 8. Значение социологического творчества М. Вебера ……………………………………………............... 109 ГЛАВА 10. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Э. ДЮРКГЕЙМА ……………….. ................. 112 § 1. Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения .......................... 112 § 2. Предмет социологии и трактовка общества ……... ................................................................................ 114 § 3. Правила социологического метода Э. Дюркгейма ………………………………………........................ 116 § 4. Общественная солидарность и разделение труда ……………………………………………….……..... 117 § 5. Социологическая концепция морали Э. Дюркгейма ………………………………………..................... 119 § 6. Мораль и религия в социологическом творчестве Э. Дюркгейма ………………………………………. 120 § 7. Личность и общество ………………………………................................................................................ 121 § 8. Проблема самоубийства …………………………... ................................................................................ 122 § 9. Воспитание и образование как социологическая проблема …………………………………………….. 123 § 10. Значение социологического творчества Э. Дюркгейма ……………………………………….. ............ 125 ГЛАВА 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В. ПАРЕТО ........................................................... 127 1. Краткий биографический очерк и общая характеристика учения ……………………………………..... 127 2. Общество как система …………………………….................................................................................... 129 3. Теория нелогического действия ………………….................................................................................... 131 4. Концепция элиты ………………………………….................................................................................... 133 5. Значение социологических взглядов В. Парето ….. ................................................................................ 134 ГЛАВА 12. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ............................ 137 § 1. Понятие эмпирического социального исследования ………………………………………………….. ... 137 § 2. Предистория эмпирической социологии …………................................................................................ 138 § 3. Социальная статистика и роль А. Кетле в ее становлении ………………………………………….…... 140 § 4. Моральная статистика и социальная гигиена ……................................................................................. 142 § 5. Эмпирические социальные исследования во Франции во второй половине ХIХ – начале ХХ веков ……………………………………………….. .................... 143 § 6. Эмпирические социальные исследования в Англии в конце ХIХ века ................................................. 144 § 7. Эмпирические социальные исследования в Германии во второй половине ХIХ – начале ХХ веков .......................................................................................... 145 – 4 –
Стр.4
ГЛАВА 13. ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ............................................... 148 § 1. Классический этап развития социологии: основные итоги ................................................................... 148 § 2. Основные направления западной социологии в рамках ее классического этапа ………………….. ..... 150 § 3. Общие черты западной социологии в границах ее классического этапа ……………………………….. 153 § 4. Первые школы в социологии ……………………... ................................................................................ 154 4.1. Французская социологическая школа Э. Дюркгейма ………………………………………. ........... 154 4.2. Чикагская социологическая школа………………............................................................................ 155 ГЛАВА 14. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ ……........................................................................ 158 § 1. Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России………………………. ... 158 § 2. Предсоциологический этап. Взгляды П.Я. Чаадаева и К.Д. Кавелина …………………….................... 159 § 3. Периоды развития российской социологии во второй половине ХIХ – начале ХХ веков ………... ..... 161 3.1. Первый период: господство субъективной социологии и позитивизма ……………………........... 162 3.2. Второй период: господство неокантианства…….. .......................................................................... 162 3.3. Третий период: господство неопозитивизма……............................................................................ 163 § 4. Российская и зарубежная социология ХIХ – начала ХХ веков: специфика взаимосвязи …………...... 164 § 5. Особенности социологии в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков …………………….. 165 ГЛАВА 15. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ ............................................................ 168 § 1. Общая характеристика субъективной социологии ………………………………………………….. ...... 168 § 2. Жизненный путь и творчество представителей субъективной социологии: краткий обзор ……….. ... 168 § 3. Предмет социологии ………………………………................................................................................. 171 § 4. Субъективный метод социологии …………………................................................................................ 172 § 5. Теория личности ……………………………………................................................................................ 173 § 6. Теория прогресса …………………………………................................................................................... 175 § 7. Психологическое направление в российской социологии. Творчество Е.В. де Роберти ……...….…... 177 ГЛАВА 16. ПОЗИТИВИЗМ И НАТУРАЛИЗМ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ..................... 182 § 1. Жизнь и творчество М.М. Ковалевского …………. ............................................................................... 182 1.1. Предмет и метод социологии ……………….…….. ......................................................................... 183 1.2. Генетическая социология и теория прогресса ……………………………………………………..... 184 1.3. Теория факторов ……………………………………......................................................................... 185 § 2. Органицизм в российской социологии …………... ................................................................................ 186 2.1. Творчество А.И. Стронина …………………………........................................................................ 186 2.2. Социологические идеи П.Ф. Лилиенфельда ………........................................................................ 187 § 3. Географическое направление в российской социологии. Социологические представления Л.И. Мечникова ……………………………………. .......................... 188 § 4. Социологические взгляды Н.Я. Данилевского ……............................................................................... 190 ГЛАВА 17. НЕОКАНТИАНСТВО В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ .......................................... 193 § 1. Общая характеристика направления ……………... ................................................................................ 193 § 2. Социологические воззрения В.М. Хвостова ………............................................................................... 194 § 3. Социологические взгляды П.И. Новгородцева …... ............................................................................... 195 § 4. Социологическое наследие Б.А. Кистяковского .…............................................................................... 196 § 5. Социологическая теория Л.И. Петражицкого ……................................................................................ 198 ГЛАВА 18. НЕОПОЗИТИВИЗМ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ............................................. 200 § 1. Общая характеристика……………………………................................................................................... 200 § 2. Социологические взгляды А.С. Звоницкой…….…................................................................................ 201 § 3. Социологические воззрения К.М. Тахтарева…….. ................................................................................ 202 § 4. Творчество П.А. Сорокина: российский период…................................................................................. 203 4.1. Вехи жизни в России………………………………........................................................................... 203 4.2. Предмет, структура и метод социологии………….......................................................................... 204 4.3. Структура общества и населения………………….......................................................................... 206 4.4. Проблемы социального поведения………………............................................................................ 207 4.5. Значение российского периода творчества П.А. Сорокина ………………………………………. .. 208 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................ 210 – 5 –
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ История социологии – одна из первых общепрофессиональных дисциплин, с изучения которой начинается знакомство с социологической наукой и становление будущего специалиста в этой сфере знания. На пути постижения истории социологии студента будут подстерегать определенные трудности. О них нужно предупредить сразу же, что называется, «на берегу», прежде чем отправиться в плавание по «морю» социологической информации. Придется столкнуться с большим количеством новых имен, терминов, направлений общественной мысли, со значительным фактическим и теоретическим материалом. Никак не обойтись без изучения первоисточников – трудов социологов ХIХ–ХХI вв. Будут сложности, связанные с освоением целого массива нового знания. Разобраться в этом пока еще малознакомом мире социологической науки и поможет предлагаемый читателю учебник по истории социологии. В первой его части рассматривается классический этап развития – от 1830-х гг. (с момента появления новой науки) до 1920-х гг. (перехода к современному этапу социологии). Учебник обладает рядом важных особенностей. Во-первых, он написан в соответствии с содержанием и требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования 2010 г. по направлению подготовки 04.01.00 «Социология» и охватывает практически все темы курса истории социологии. Во-вторых, он содержит материал, в котором анализируются процессы становления и развития социологии как в Западной Европе и США, так и в России ХIХ – начала ХХ вв. У читателя появляется возможность сравнить, сопоставить и систематизировать социологическое знание, созданное в это время, практически во всех странах, где возникала и развивалась эта наука. В-третьих, в учебнике сочетается анализ характерных черт, периодов, направлений, школ, парадигм и творчества отдельных персоналий (прежде всего классиков мировой социологии), наиболее ярко выражающих специфику каждого из них. Так, при рассмотрении позитивизма в социологии вначале дается его общая характеристика, а затем анализируется творчество Огюста Конта, Герберта Спенсера и других социологов позитивистского толка. Это же делается при рассмотрении натурализма, эволюционизма, марксизма, психологического направления, классической немецкой социологии и т.д. В главах, посвященных развитию российской социологии второй половины ХIХ – начала ХХ вв., раскрываются особенности основных направлений и течений (позитивизма, натурализма, субъективного направления, неокантианства, психологической социологии и др.) в отечественной общественной мысли. Их трактовка осуществляется на материалах социологического творчества ее наиболее крупных представителей. В-четвертых, при изложении основных идей ученых ХIХ – начала ХХ вв. используются в первую очередь те первоисточники, фрагменты из которых опубликованы в целом ряде хрестоматий по зарубежной и отечественной социологии, изданных во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. Это книги, содержащие тексты, отрывки из работ социологов ХIХ – начала ХХ вв. либо небольшие их произведения целиком. Они имеются во многих библиотеках, были в широкой продаже, большинство их можно найти в Интернет. Акценты именно на эти тексты делались для того, чтобы читателю было легче и удобнее, работая с учебником, обращаться одновременно к первоисточникам для более глубокого осмысления обсуждаемых вопросов. Конечно, при работе с хрестоматиями по истории зарубежной и отечественной социологии в ряде случаев утрачивается целостное восприятие произведений социологической мысли. Но в перечне литературы, рекомендуемой в конце каждой главы для самостоятельного изучения, они указываются, и желающие изучить работы ведущих социологов ХIХ – начала ХХ вв. могут это сделать не по фрагментам, опубликованным в хрестоматиях, а на основе анализа их произведений в целостном виде. В-пятых, в конце каждой главы содержатся не только списки рекомендуемой литературы (первоисточники, учебники и учебные пособия, монографии), но и вопросы и задания для лучшего усвоения материала. По ним можно успешно готовиться как к семинарским занятиям, так и к выполнению самостоятельных работ, зачетам и экзаменам. Немалую методическую и справочную помощь окажет студентам оглавление, в котором указано название не только глав, но и составляющих их разделов. – 6 –
Стр.6
В-шестых, при рассмотрении творчества выдающихся и просто крупных представителей социологической науки, работавших в условиях классического этапа ее развития, приводятся краткие жизнеописания ученых (даются биографические очерки, описываются вехи жизненного пути, раскрываются общие особенности творчества). Все это делается для того, чтобы за схематичным изложением теорий, идей и взглядов социологов читатели видели живых людей – с их подчас сложным жизненным путем, коллизиями личной судьбы и профессиональной карьеры. В-седьмых, перед автором стоял принципиальный вопрос: в какой форме высказывать собственное отношение к творчеству социологов и мыслителей прошлого? Конечно же, был соблазн определить собственную позицию по целому ряду научных и практических, теоретических и эмпирических проблем, полемизировать с рассматриваемыми социологическими идеями, не соглашаться с ними и даже их критиковать. Тем более, что речь идет о точках зрения, многие из которых сегодня выглядят в определенной степени наивными. Однако путь был избран иной: показ реальных достижений социологической мысли, позитивное отношение к ним и формирование у читателя аналогичной позиции применительно ко всей истории социологии. Основным критерием здесь стала положительная оценка вклада в развитие социологической науки того или иного ученого, а также школ и направлений социологической мысли. Исключение было сделано только в отношении тех теорий и идей, которые содержали в себе антисоциальную направленность. С такими взглядами в учебнике ведется полемика, а некоторые из них (к примеру, расистские по своему характеру теории) подвергаются критике. Настоящее издание учебника является третьим по счету, начиная с 2000 г. Оно написано на основе издания 2004, 2007 гг., допущенного Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социология», и является обновленной и дополненной работой. Предшествующие издания прошли «испытание временем» в виде положительных отзывов, рецензий и дополнительных тиражей. Более 20 лет автор читал студентам университетов г. Екатеринбурга лекции по истории социологии, на основе которых и был написан учебник. По меньшей мере, два последних поколения отечественных социологов слушали эти лекции и получали профессиональную подготовку по предшествующим изданиям учебника. Автор надеется, что приходящее новое поколение будущих социологов проникнется интересом и к истории социологии, и к замечательной профессии социолога, приобрести которую можно, только овладев знаниями, созданными нашими великими предшественниками. – 7 –
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически