КАЗЁННЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
УЧЁТ •
ОТЧЁТНОСТЬ •
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
С.С. Бычков – заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
Ю.В. Камардина – советник
руководителя Федерального
казначейства
А.Н. Кривенец – заместитель
начальника Управления
бюджетного учёта и отчётности
Федерального казначейства
Т.А. Мороз – руководитель
отдела учёта и отчётности,
главный бухгалтер
администрации г. Ставрополя
Е.В. Мухтиярова – заместитель
Министра финансов Московской
области
C.В. Романов – директор
Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
Т.В. Саакян – заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
В.В. Сидоренко – директор
Департамента
экономики и финансов
Правительства РФ
САМЫЙ-САМЫЙ-САМЫЙ
ДОКУМЕНТ ДОРОГОЙ
Есть несколько важных документов, которые определяют финансовую
жизнь учреждения в перспективе. Будет ли она уравновешенной
и относительно стабильной. Либо расцвечена многочисленными
спорами с контролёрами, а также латанием дыр
в бюджете организации.
В данном случае речь идёт об учётной политике учреждения
и плане-графике закупок. И тот и другой документ требуют
самого пристального внимания руководства и финансовой
службы организации. Ведь ошибки при их подготовке чреваты
санкциями проверяющих структур, а также недостаточным
объёмом финансового обеспечения. И хоть формально сейчас
«не сезон», мы решили ещё раз напомнить о том, каким образом
указанные документы должны быть составлены и что в них следует
прописать.
Не обойдём вниманием и последние новинки в сфере бюджетного
учёта. А именно: как по новым правилам составить
квартальную отчётность, чем заменить отменённое командировочное
удостоверение, что закреплено в профессиональном
стандарте «Бухгалтер», насколько изменилось законодательство
о лизинге для казённых учреждений.
В качестве первоапрельской шутки позабавим читателей курьёзными
случаями из судебных споров.
Наталья Зимина,
руководитель «МЦФЭР Госфинансы»
ISSN 2221-8467
04
9 772221 846156
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОФИЦИОЗ
Что учесть в работе бухгалтеру в связи с выходом
новых нормативных правовых актов
БЛИЦОПРОС О САМОМ ВАЖНОМ
Гость номера – Лариса Поломаренко,
Пенсионный фонд РФ
ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКЕ
ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСНОВАНЫ
Практика формирования основного документа
учреждения
ПРОБЛЕМА И РЕШЕНИЕ
Александр Семенюк
ОТМЕНА КОМАНДИРОВОЧНЫХ
НЕ ОСВОБОЖДАЕТ
ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Новый порядок документооборота
ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Сергей Кичанов
ГОТОВЬ ПЛАНЫ ЛЕТОМ
Особенности составления плана-графика
по закупкам
БУХГАЛТЕРСКИЙ ПРАКТИКУМ
Учёт и отчётность
Наталья Фирсанова
ПОРЯДОК СДАЧИ КВАРТАЛЬНОЙ
ОТЧЁТНОСТИ ИЗМЕНИЛСЯ
Анализируем новации Инструкции № 191н
23
2
16
11
6
4
Оплата труда
Мария Петрянина
РУКОВОДИТЕЛЬ САМ СЕБЕ ПРЕМИЮ
НАЗНАЧИТЬ НЕ МОЖЕТ
Нормы трудового права и размер
вознаграждения
Налоги
Игорь Гейц
КАК ПРИБЛИЗИТЬ ПОСОБИЕ
К МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЕ
Методики расчёта в пользу сотрудников
Расчёты
Татьяна Бахтина
ЧТО ВКЛЮЧИТЬ В СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК
Алгоритм исчисления и последствия
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Елена Кириченко
СТАРЫЙ ЛИЗИНГ НА НОВЫЙ ЛАД
В закон внесены уточнения
для госучреждений
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
И КОНТРОЛЬ
Валентина Бушуева
БУХГАЛТЕРЫ БУДУТ РАБОТАТЬ
ПО СТАНДАРТУ
За что теперь ответственен финансист
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Илья Водянов
ЕСЛИ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОКАЗАЛИСЬ
МАТЗАПАСАМИ
Исправления в регистрах бухучёта
50
58
№ 4 • апрель • 2015
35
43
47
29
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
БУХГАЛТЕРСКИЕ ИСТОРИИ
Юлия Юрьева
СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО
Курьёзные случаи в судебных спорах
КАРЬЕРА, ОБРАЗОВАНИЕ,
КРАСОТА
С НАЧАЛЬНИКОМ НЕ РАССЛАБЛЯЙСЯ
Служебные отношения или дружба?
61
63
ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
Антикризисные меры в казённом учреждении
Применение КОСГУ при проведении праздничных мероприятий
Поставка некачественных товаров в рамках госзакупок
Перечень сокращений
Закон № 83-ФЗ – Федеральный закон от 08.03.2010 № 83-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений»
Инструкция № 157н – приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н
«Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для государственных
органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления,
органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его
применению»
Инструкция № 162н – приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н
«Об утверждении Плана счетов бюджетного учёта и Инструкции по его применению»
Инструкция № 191н – приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н
«Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой,
квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации»
Указания № 65н – приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении
Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской
Федерации»
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Для писем:
Максим Межанский
Издательский дом МЦФЭР
Директор Валентин Гирихиди
Главный редактор
«МЦФЭР Госфинансы»
Руководитель
Наталья Зимина
nbzimina@mcfr.ru
Объединённая редакция
Руководитель Алексей Смирнов
Заместитель руководителя
Редактор-эксперт Юлия Кошелева
ykosheleva@mcfr.ru
Выпускающий редактор
Анастасия Сафонова
Вёрстка Галия Жафярова
Группа маркетинга
Руководитель Татьяна Железняк
tzheleznyak@mcfr.ru
Бренд-менеджер Наталья Молчановская
nmolchanovskaja@mcfr.ru
Размещение рекламы
Руководитель
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru,
тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
Адрес редакции:
г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Марина Уткина
mutkina@mcfr.ru
Екатерина Богданова
129164, г. Москва, а/ я 9. E-mail: mp@mcfr.ru
http://www.gosfi nansy.ru, www.profl it.ru
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 933-63-22, (495) 937-90-82
Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62
e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 80761 (полугодовой), 83519 (годовой)
«Почта России» – 12444 (полугодовой), 99085 (годовой)
«Пресса России» – 44958 (полугодовой), 44834 (годовой)
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале «Казённые учреждения:
учёт, отчётность, налогообложение», допускается только с письменного
согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-39327 от 30.03.2010.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 26.02.2015. Формат 70 Ч 108 1/16.
Усл. печ. л. 5,6. Тираж 10 000 экз.
Изд. № 6878. Зак. № К-3022. Дата выхода в свет 16.03.2015.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25 / 20
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
КАЗЁННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
3
Стр.5
ОФИЦИОЗ
Экспертные разъяснения
всех изменений законодательства
УТВЕРЖДЕНА НОВАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ
ФОРМА
Приказ Росстата от 22.01.2015 № 12 «Об утверждении статистического инструментария для
организации федерального статистического наблюдения за распределением численности
работников по размерам заработной платы»
Что учесть в работе. Утверждена новая
форма федерального статистического наблюдения
№ 1 «Сведения о распределении
численности работников по размерам заработной
платы», которую должны представлять
юридические лица (кроме субъектов
малого предпринимательства). При наличии
у юридического лица обособленных
подразделений форма заполняется как по
каждому обособленному подразделению,
так и по юрлицу без этих подразделений.
Сведения должны предоставляться в территориальный
орган Росстата по месту нахождения
организации один раз в два года.
Сдавать статистику по форме № 1 нужно
будет начиная с отчёта за апрель 2015 г.
ЗАКУПАТЬ МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО В РОССИИ
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения
допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных
государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и
муниципальных нужд»
Что учесть в работе. Утверждён перечень
иностранных медицинских изделий,
в отношении которых устанавливается ограничение
допуска для государственных
(муниципальных) закупок. Теперь при
осуществлении закупок заявки на поставку
медицинских изделий, происходящих
из иностранных государств, будут отклоняться
при условии, что на участие в определении
поставщика подано не менее двух
удовлетворяющих требованиям заявок на
поставку таких изделий, страной происхождения
которых является Россия, а также
Белоруссия, Казахстан или Армения.
Подтверждением страны происхождения
является сертификат, который выдаётся
уполномоченным органом (организацией)
в соответствии с Соглашением о Правилах
4
определения страны происхождения товаров
в СНГ от 20.11.2009. Ограничения
допуска отдельных видов медицинских
изделий не применяются: 1) если размещение
извещений об осуществлении закупок
в единой информационной системе
и (или) направление приглашений принять
участие в определении поставщика
закрытым способом осуществлено до
вступления в силу указанного постановления;
2) если закупки осуществляются
дипломатическими представительствами
и консульскими учреждениями, торговыми
представительствами и официальными
представительствами РФ при международных
организациях для обеспечения
своей деятельности на территории иностранного
государства.
№ 4 • апрель • 2015
Стр.6
Региональные нормативные документы.
ОФИЦИОЗ
УТОЧНЁН ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ СТОИМОСТИ
НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ
Письмо Минфина России от 13.02.2015 № 02-07-07/6783 <О раскрытии в бюджетной
отчётности информации о стоимости объектов нефинансовых активов, формирующей
налоговую базу по налогу на имущество организаций, земельному налогу>
Что учесть в работе. В целях единообразия
раскрытия в бюджетной (бухгалтерской)
отчётности информации
о стоимости объектов нефинансовых активов,
формирующей налогооблагаемую
базу по налогу на имущество организаций,
земельному налогу, сообщается
следующее. Земельные участки, закреплённые
за субъектом учёта на праве постоянного
(бессрочного) пользования,
отражаются в составе непроизведённых
активов по кадастровой стоимости на
счёте 0 103 11 000 «Земля – недвижимое
имущество учреждения». Если объём
налогооблагаемой базы по земельному
налогу и налогу на имущество организаций
увеличился в 2015 г. относительно
2014 г., в т. ч. в связи с отменой налоговых
льгот, увеличением кадастровой стоимости
земельных участков, увеличением
общего объёма объектов, подлежащих
налогообложению, то эту информацию
нужно отобразить в Пояснительной записке
(ф. 0503160).
РАБОТАЮЩИЕ МАМЫ ВПРАВЕ ПОЛУЧАТЬ
ДВА ПОСОБИЯ
Письмо ФСС РФ от 26.12.2014 № 17-03-14/06-18404 <О пособиях сотруднице>
Что учесть в работе. В соответствии со
ст. 256 Трудового кодекса РФ по заявлению
женщины ей предоставляется отпуск
по уходу за ребёнком до достижения им
возраста трёх лет. Во время нахождения
в отпуске по уходу за ребёнком женщина
(или лица, указанные в ч. 2 ст. 256) может
работать на условиях неполного рабочего
времени или на дому с сохранением права
на получение пособия по государственному
соцстрахованию. Время нахождения в
отпуске по уходу за ребёнком до достижения
им возраста трёх лет не отнесено
к периодам, за которые пособие по временной
нетрудоспособности не назначается.
Нахождение в указанном отпуске
КАЗЁННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
также не является основанием для отказа
в назначении пособия по временной
нетрудоспособности. Следовательно, во
время нахождения в отпуске по уходу за
ребёнком до достижения им возраста трёх
лет застрахованное лицо может работать
на условиях неполного рабочего времени
или на дому с сохранением права на получение
ежемесячного пособия по уходу
за ребёнком. А в случае наступления временной
нетрудоспособности в этом периоде
оно также имеет право на получение
пособия по временной нетрудоспособности.
Данное пособие рассчитывается в соответствии
со ст. 14 Федерального закона
от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
5
Стр.7
БЛИЦОПРОС О САМОМ ВАЖНОМ
Гость номера – Лариса Поломаренко,
заместитель главного бухгалтера ПФР – заместитель начальника
Департамента казначейства
ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЁТНОЙ
ПОЛИТИКЕ ДОЛЖНЫ
БЫТЬ ОБОСНОВАНЫ
Учётная политика – основной документ, согласно
которому учреждение определяет способы ведения
бухгалтерского учёта. Её положения должны
соответствовать действующему законодательству
и помогать (а не мешать) бухгалтеру оперативно
и грамотно решать рабочие вопросы. Основные
требования к составлению учётной политики (в т. ч.
продиктованные изменениями в Инструкцию № 157н)
рассмотрим на примере Пенсионного фонда РФ.
Зачастую при составлении учётной
политики бухгалтеры упускают
какие-то детали. Можно ли
оперативно внести правки в данный
документ?
– Согласно п. 5 ст. 8 Закона № 402-ФЗ1
принятая учётная политика применяется
последовательно из года в год. Изменения
в неё не могут вноситься без достаточных
оснований, которые установлены
п. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ. В целях
обеспечения сопоставимости бухгалтерской
(финансовой) отчётности поправки
в учётную политику должны вводиться
1
2
с начала отчётного года2
, если иное не обусловливается
причиной такого изменения.
К примеру, новациями в законодательстве
РФ о бухгалтерском учёте,
федеральных или отраслевых стандартах
которые вступают в силу не с 1 января,
а в другие сроки в течение отчётного года.
Информация об изменениях учётной
политики подлежит раскрытию в пояснительной
записке, входящей в состав
бухгалтерской отчётности.
В соответствии с п. 6 Инструкции
№157н учётная политика должна включать
в себя следующую информацию:
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности (отчётным годом) является календарный
год – с 1 января до 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического
лица (п. 1 ст. 5 Закона № 402-ФЗ).
6
№ 4 • апрель • 2015
Стр.8
БЛИЦОПРОС О САМОМ ВАЖНОМ
рабочий план счетов; формы первичных
учётных документов, а также регистров
бухгалтерского учёта и документов
для внутренней бухгалтерской
отчётности; методы оценки отдельных
видов имущества и обязательств; порядок
проведения инвентаризации; правила
документооборота и технология
обработки учётной информации; порядок
внутреннего финансового контроля;
другие решения необходимые для организации
и ведения бухгалтерского учёта.
Кроме того, в соответствии с изменениями
в п. 4 Инструкции № 157н необходимо
дополнить учётную политику
порядком отражения в учёте событий
после отчётной даты.
Какими нормативными актами
следует руководствоваться при
составлении учётной политики?
Что при этом учесть?
– При формировании учётной политики
экономический субъект обязан
руководствоваться законодательством
РФ о бухгалтерском учёте (ст. 4 Закона
№ 402-ФЗ), федеральными и отраслевыми
стандартами (ст. 21 Закона № 402-ФЗ).
В учётной политике необходимо отразить
вопросы, не решённые на уровне
федерального стандарта (для казённых
учреждений – инструкции № 157н
и № 162н), и выработанных вышестоящим
учреждением (главным распорядителем
бюджетных средств, финансовым
1
…принятая учётная политика
применяется последовательно из
года в год…
органом), а также – утвердить однозначные
решения способов ведения учёта,
если в инструкции предусмотрено несколько
возможных вариантов.
Так, учётная политика ПФР разработана
в соответствии с нормативноправовыми
актами, устанавливающими
единство общих принципов исполнения
бюджета, организации и функционирования
бюджетной системы Фонда, регулирующими
правоотношения между
субъектами бюджетных правоотношений
в процессе исполнения бюджета
ПФР, контроль за их исполнением, осуществление
бюджетного учёта, составление
и представление отчётности.
В частности, это: Бюджетный кодекс
РФ и принятые в соответствии с ним
федеральные законы о бюджете ПФР на
соответствующий финансовый год и на
плановый период; Гражданский и Налоговый
кодексы РФ; Закон № 402-ФЗ;
инструкции № 157н, № 162н, № 191н, Указания
№ 65н; приказы Минфина России
№ 173н1
, № 125н2
, Порядок № 12н3
и др.
Учётная политика ПФР разработана
в соответствии с функциями участников
бюджетного процесса, такими как:
финансовый орган4
Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учётных документов и регистров
бухгалтерского учёта, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами
местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными
академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
2
Приказ
Минфина России от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством
поступ лений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации».
3
Приказ Федерального казначейства от 23.08.2013 № 12н «О порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядке осуществления территориальными
органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственными внебюджетными
фондами Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов».
4 В понятии, определённом Инструкцией № 157н.
; главный распорядитель
бюджетных средств (ГРБС); главный
администратор доходов; администратор
КАЗЁННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
7
Стр.9